Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Промская Марина Викторовна

    Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_podvore.docx28.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    (ознакомление с миром природы)

    Тема недели:  «Подворье»

    Тема НОД: Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».

    Программное содержание: способствовать формированию умений выделять характерные признаки домашних животных (живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек о них заботится); пониманию того, что домашние животные отличаются от диких – они не приспосабливаются жить в лесу: не могут устраивать жилище, добывать корм, защитить себя от врагов. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания. Воспитывать интерес к жизни животных, желание заботиться о них.

    1.Приобщение к искусству. Рассматривание картин из серии «Мир животных», «Домашние животные».Цель: развивать художественное восприятие произведений (картин).2.Физическая культура. Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных».Цель: упражнять в красивом, грациозном выполнении физических упражнений под музыку.

    РППС: Предметные картинки с изображением животных, мяч, музыка

    Ход.

    Ребята, поступило сообщение, что на ферме в селе, домашние животные ушли в лес. Поможем хозяйке вернуть домашних животных.

    Игра с мячом «Назови животное».

    Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное - дикое или домашнее, главное, чтобы названия животных не повторялись.

    — Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных.

    -А почему это животные?

    Дети:- Это животные, так как тело покрыто шерстью, 4 лапы или 4 ноги, когти, морда, хвост.

    Воспитатель:- Чем отличаются ноги животного от лап животного?

    Дети:- На ногах у животного копыта, а на лапах животного подушечки и когти.

    А теперь попробуйте отгадать загадки.

    Загадки.

    1. Кто в берлогу спать ложится –

    Волк, медведь или лисица? (Медведь)

    Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.

    — Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый) .

    — Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи) .

    — Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу) .

    2. С ветки на ветку

    Быстрый, как мяч,

    Прыгает по лесу

    Рыжий циркач.

    Вот на лету он

    Шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол

    И в дупло убежал. (белка)

    Показ картинку белки.

    — Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.

    -Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)

    А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?

    3.Всех зверей она хитрей,

    Шуба рыжая на ней

    Пышный хвост её краса

    А зовут её:. (лиса)

    Показ картинки  лисы

    -Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.

    — Обратите внимание на её мех.

    Подумайте, что получает человек от лисы?

    4. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

    Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.

    — Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый) .

    Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.

    — Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый) .

    — Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу) .

    — А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук) .

    — Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту) .

    5.У меня есть пятачок,

    Вместо хвостика – крючок,

    В луже я лежать люблю

    И похрюкивать: «Хрю-хрю! ». (Свинья)

    Выставляется картинка с изображением свиньи.

    Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами) .

    Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.

    6. То мурлычет, то играет,

    То куда-то удирает,

    Убегает далеко.

    А когда придет обратно,

    То мяукает и с блюдца

    Пьет сырое молоко.

    — Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

    — Домашнее.

    — Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)

    -А какую пользу приносит кошка? Собака ?

    7.Кто не прядёт, не ткёт,

    А людей одевает (овца) – картина овцы

    -А как она одевает людей?

    8.Посреди двора

    Стоит копна, Спереди -вилы,

    Сзади- метла (корова) 

    -Какая польза от коровы?

     9.Жеребёнок с каждым днём

    Подрастал и стал-(конём)-

    -Для чего людям лошадь?

    Выберите себе картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

    Д/и «Мама и детки»

    — А теперь назовите животное и его детеныша.

    — У собаки – щенок.

    — У кошки – котенок.

    — У коровы – теленок и др.

    — У зайца – зайчонок.

    — У волка – волчонок.

    — У белки – бельчонок и др.

    Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных»

    Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым?

    Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных.

     У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

    Д/и «Домашнее животное –его дикие предки»

    (Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка.) 

    Собака – волк,

     кролик – заяц,

     свинья – кабан,

    корова –лось,

    кошка – рысь и т.д.)

    Воспитатель. Ребята, если бы животные поменялись местами, смогли бы они жить так ? Ответы детей.  Почему ?

    Игровая ситуация «Что было бы,  если бы….?»

    (рассматривание картин с изображением животных)

    -Что будет со свиньей, если она окажется в лесу, сможет ли она выжить

    (не сможет быстро бегать, т. к. толстая, ноги короткие, у нее светлая окраска - ее хорошо видно в лесу, она погибнет от холода нет щетины, как у кабана, от голода - не может сама добыть корм и построить убежище.

    Свинья привыкла к заботе человека о ней.

    -Аналогично сравниваем лося и корову.

     (При затруднении дополнить).

    -Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье самостоятельно, добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий. Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, будут лишены привычных условий жизни, им нужно много мясной пищи. Образ жизни диких животных (спячка, ночной) не совпадает с образом жизни человека.

    Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природы, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

    Словесная игра «Кто где живет».

    -Где живет лошадь?- в конюшне

    -собака - в конуре

    -кролик - в клетке, крольчатнике

    -свинья - в свинарнике

    -корова – в коровнике, в хлеву

    -коза – в хлеву

    -овца – в овчарне

    А дикие животные?

    -лиса – в норе

    -заяц – под кустом

    -еж – в траве

    -медведь – в берлоге

    -белка – в дупле

    -волк – в логове

    Игра «Продолжи предложение».

    -Животные бывают…(дикими и домашними)

    -Домашние животные отличаются от диких тем, что…(живут рядом с человеком, приносят пользу)

    -Что дают человеку домашние животные?

    (Молоко, шерсть, пух, перья, продукты питания).

    -Кошка домашняя, а медведь…

    -Еж спит днем, а охотится…

    -как дикие животные приспосабливаются к зимним условиям жизни?(ежи, медведи толстеют и впадают в спячку, белка делает запасы)

    Ребята, вы не забыли о чем просила нас хозяйка фермы?

    (На столе домик, елочки, картинки животных или игрушки).

    Игра «По местам».

    Разложить вокруг домика домашних животных, а вокруг деревьев диких животных

    Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

    Какие вы молодцы, помогли  вернуть всех животных на ферму. А за это вам хозяюшка пришлёт в детский сад вкусного молока и масла от своих коровушек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Домашние животные"

    Данная работа в познавательной деятельности для старшей группы по теме: "Домашние животные", ставит перед собой следующие цели:1. Формирование представлений детей о домашних животных.2. Способствует р...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «ФЦКМ» Тема "Домашние животные"

    Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные: способствовать формированию представления о домашних животных; обогащению словаря по теме: коровник, конюшня, конура; Раз...

    Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Домашние животные»

    Цель: Продолжать знакомить детей с. классификацией (дикие и домашние) животныхЗадачи:Образовательные:Закреплять знания о домашних животных.Расширять кругозор детей через ознакомление с новыми животным...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Домашние животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии

    Цель: формирование конкретного представления о жизни домашних животных.Задачи:1.      Знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека);2....

    Методическая разработка конспекта совместной коммуникативно-познавательной деятельности в мл.группе "Домашние животные и их детёныши"

    Цель: закрепить знания детей о домашних животных; развивать внимание, память.Задачи:1.    Продолжать формировать представление о детенышах домашних животных (корова – теленок, лош...

    Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"...