Воздух и подводный мир
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кольб Наталья Александровна

Конспект открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности, с применением здоровья сберегательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_podvodnyy_mir.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93»

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности, с применением здоровья сберегательных технологий

Тема: «Воздух и подводный мир»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Подготовила воспитатель: Кольб Н.А.

Цель: применение здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, музыка-терапия), игровых  приёмов и экспериментирования в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о подводном мире; уточнить знания о воде, воздухе и его полезных свойствах с опорой на исследовательскую деятельность.

Развивающая: Развивать  познавательный интерес; память, внимание, воображение, логическое мышление. Развивать умение делать выводы на основе наблюдений.

Воспитательная: Воспитывать уверенность в себе, аккуратность и безопасность при проведении опытов и эксперементов.

Демонстрационный  материал: картинка с подводным миром, морскими обитателями, коктейльные трубочки (на каждого), одноразовые-прозрачные стаканчики с водой, соль, камешки, керамзит,  кусочки земли.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

Дети: 

Здравствуйте — желаем Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы уже знаете, что когда мы говорим слово «Здравствуйте» мы желаем собеседнику здоровья. Здоровье это одно из самых главных что есть у человека. И здоровье своё нужно беречь! Здоровью помогает – здоровый образ жизни. Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?

Ответы детей:-Правильное питание, занятие спортом, активный образ жини.

 Воспитатель: Верно! А еще - дыхательная гимнастика.

-Дети, посмотрите внимательно, что я сейчас сделаю (воспитатель делает глубокий вздох носом и выдыхает ртом)

Ответы детей:- (Дышите).

Воспитатель: - Правильно для того чтобы мы двигались, говорили, рисовали, играли нам нужен воздух. И всё живое на земле: животные, насекомые, птицы, растения, деревья тоже дышат воздухом. Интересно а есть ли воздух в подводном мире? Могут ли подводные жители дышать под водой? Мы будем выяснять это на сегодняшнем нашем занятии. А для начала, немного оздоровимся и проведем дыхательную гимнастику.

Проводиться дыхательная гимнастика.

Руки поднять над уровнем плеч, вдыхаем носом 8 раз, пальцы сжимаются под каждый выдох.

Руки на уровне пояса, опускаем под каждый вдох носом 8 раз.

А теперь представим, что мы заглянули в море. (Просмотр иллюстрации «Подводный мир») Кто там живёт?

Ответы детей: - (Раки, акулы, киты, морские ежи).

Как вы думаете, там есть воздух? (Ответы детей). Для начала вспомним, что такое вода и воздух, из чего он состоит. В пакет для демонстрации набрать немного воздуха. (Каждый ребенок берет себе по пакетику, и «ловит» воздух в пакет. Дети вспоминают свойства воздуха: невидимый, без запаха, вкуса).

Рассказ воспитателя:

Во́здух — смесь газов, каких именно, вы будите проходить намного позже, в школе. Главным образом азота и кислорода, углекислого газа, и др.

Вода - жидкость.
А газы (все) и многие твердые вещества в жидкости растворяются.
Поэтому атмосфера Земли немного растворена в океанах, реках, озерах и т.д. Особенно важен растворенный кислород - им дышат все водные организмы.

Приступим к экспериментам.

Дети садятся за столы, перед каждым стакан с водой и соломинка.

(Дети с воспитателем повторяют правила безопасного проведения во время экспереметрирования)

Опыт 1:  Воздух в организме и в воде.

- Подуйте через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да, правильно и в каждом из нас, как и в других живых организмах есть воздух! А можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает опустить соломинку в стакан с водой и аккуратно подуть в неё. На воде появились пузырьки.

Откуда появились пузырьки?

Дети: Это воздух который мы выдыхали.

Воспитатель: Куда плывут пузырьки? Поднимаются или опускаются на дно?

Дети: пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Потому, что воздух легкий, он легче воды.

Вывод: воздух есть во всех живых организмах. Он легче воды.

Опыт 2: Воздух в предметах неживой природы.

В озерах, реках, океанах, морях по мимо живых организмов и растительности, находятся и предметы неживой природы – соль, песок, земля, камни. А в некоторых из них есть частички кислорода.  

Воспитатель: Сейчас мы с вами попытаемся сделать из пресной воды, морскую. И посмотрим как именно в воду может попадать воздух.  Возьмите поочередно каждый предмет который лежит перед вами (камень, комочек земли, добавим в воду ложечкой немного соли). Понаблюдайте, что будет. На поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть и в некоторых видах неживой природы.

Опыт 3. Проводится воспитателем. В прозрачную банку с водой воспитатель опускает перевернутый стакан. Стакан наклоняется, и воздух попадает в воду, поднимаясь на поверхность. (Идет объяснение)

Главнейшим источником насыщения газами вод морей и океанов, является атмосферный воздух. Он проникает в воду, растворяется в воде и волнами и течениями разносится на различные глубины.

Кислород — важнейший газ для жизни всех живых существ. Морские организмы дышат кислородом, как и их наземные братья. А еще там где есть много водорослей, обогащение кислородом может идти и за счёт фотосинтеза: то есть, так же, как и растения суши, водоросли в процессе питания поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но всё таки наличие воздуха в подводном мире не достаточно для дыхания человека. Вы должны это помнить. Человек под водой дышать не может!

Предлагаю немного отдохнуть и провести музыкальную паузу.

Проводиться музыкальная физкультминутка.

Движенье-жизнь. (танцы с движением под музыку)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули.

Воспитатель: -Итак, мы с вами узнали и доказали, что под водой тоже бывает воздух! Там много живых организмов. Например: рыбы, улитки, морские ежи, черепахи, водоросли, осьминоги.

Воспитатель предлагает послушать рассказ о подводном мире. Дети рассаживаются в произвольной форме возле воспитателя на палас. Под спокойную тихую музыку (с морскими звуками) воспитатель начинает свой рассказ, демонстрируя иллюстрации морских обитателей.

Рассказ детям.

Когда океан отступает от берега, и мы говорим, что начался отлив, появляется возможность хоть ненадолго заглянуть в мир подводного царства. Убежавшие волны оголяют морское дно, и в дебрях водорослей, морской травы можно увидеть нечто необычное.

ОСЬМИНОГ

ЗАГАДКА
Ты со мною не знаком? 
Я живу на дне морском, 
Голова и восемь ног —
Вот и весь я – … (осьминог).

У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.
Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

С неба звездочка упала, 
В океан она попала. 
И теперь там круглый год 
Не спеша по дну ползет. 

Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное.

МОРСКОЙ ЁЖ

ЗАГАДКА
На колючий шар похож, 
Глубоко на дне живет. 
(Морской еж)

Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей, а относятся к классу беспозвоночных животных.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.
Несмотря на устрашающий вид, морские ежи часто оказываются беззащитными. Их основной враг – морские звезды.


МЕДУЗА

Прозрачная медуза 
Тихонечко плывет. 
К медузе прикоснешься —
Как током обожжет! 
(Н. Мигунова) 
Медузы – близкие родственники актиний и кораллов. В отличие от этих животных, они не проводят всю жизнь, прикрепившись к камням, а свободно плавают на морских просторах.
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец.
На щупальцах медуз расположены клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в клетках небольшой медузы-крестовичка, может вызывать у человека смертельные ожоги.

Медузы обитают не только на поверхности океана, но и в морских глубинах. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. На свет этого живого фонарика плывут мелкие рачки, прямо в щупальца коварной медузы.
Светятся и другие медузы. Зонтик и щупальца медузы пелагии горят желто-оранжевым светом. Если к поверхности поднимаются много медуз живущих у тихоокеанского побережья Америки, кажется, что все море пылает красным огнем.

Итог:

Воспитатель:  Вот такие интересные обитатели живут в подводном мире. И теперь то вы знаете, что в каждом живом организме есть воздух, и даже бывает, что не в живом предмете находятся частички воздуха. Воздух везде вокруг нас. Мы дышим воздухом и с помощью него живем и развиваемся. Так, как атмосфера земли немного растворена в водах морей и океанов, получается, что воздух есть и воде (не пресной!). И этого воздуха хватает для жизнедеятельности некоторых морских существ.

Вопросы для закрепления:

Из чего состоит воздух? (смесь газов).

Какими свойствами обладает воздух?

Можно ли его увидеть? (в виде пузырьков)

Есть ли воздух внутри живых организмов? (да)

А в неживой природе? (в некоторых предметах)

Бывает ли воздух под водой? (в воде есть газ-кислород, но его не достаточно для дыхания человека)

Что же вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Что запомнилось?

Давайте по нашей традиции выберем себе смайлик с настроением и спрячем в наши эмоциональные кармашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...

Календарно-тематическое планирование "в подводном царстве, в подводном государстве"

Календарно-тематическое планирование  "в подводном царстве, в подводном государстве"...