Главные вкладки

    Методическая разработка Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Каждый ребенок - исследователь»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Аносова Ирина Владимировна

    Приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Дюймовочка» г.Вуктыл

    Методическая разработка

    Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

    (4-5 лет)

    «Каждый ребенок - исследователь»

                                                                            

     Автор: Аносова Ирина Владимировна

                                                            воспитатель I квалификационной категории.

                                                                                                       

                                       

    2014г.

    Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

    «Каждый ребенок - исследователь»

       Автор:  Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории

                                                                                                       

    Тема: «Каждый ребенок - исследователь»

    Цель: приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности.

    Задачи:

    • Познакомить с исследовательской деятельностью
    • Оказать помощь родителям в создании условий для развития      поисково-познавательной деятельности детей,
    • Развивать экологическую культуру, наблюдательность, внимание,

     зрительную память и воображение.

    • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

    Семинар проходит в несколько этапов:

    •  теоретическое объяснение задания;
    •  обучающая  исследовательская деятельность;
    • подведение итогов.

    Содержание проведения мероприятия

    1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?

    2.Что развивает у детей экспериментирование?

    3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?

    4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).

    5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.

    Что означает исследовательская работа или

    экспериментирование?

    • Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление  наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
    • Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
    •  Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
    • Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.
    • Творец, исследователь формируется  не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его  в детский сад.
    • Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются  каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.
    • Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни
    • Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.

    Что развивает у детей экспериментирование?

    • Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения  и развития новых целей и мотивов личности.
    • В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.
    • Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
    • Работа с детьми направлена на расширение представлений детей  о явлениях и объектах  окружающего мира.

    Основными задачами являются:

    • Активное использование опыта игровой практической  деятельности

    (Почему лужи замерзают?  Почему мячик катится?).

    • Группировка объектов по функциональным признакам   (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).
    • Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
    • Основное содержание «исследований» проводимых детьми, предполагает  формирование  у них, следующих представлений:

    1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).

    2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).

    3.О мире растений (овощи, фрукты).

    4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).

    5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).

    6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).

    В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

    Какой материал можно использовать в

    исследовательской работе?

    Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.

                                     

     Дополнительный материал:

    а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.

    б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.

    в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.

    Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.

    В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у  детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.

    Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.

    Практическая часть:

    «Эксперименты с водой»

    (дети и родители) «Гимн Воде»

    Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода –

    самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она

    не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности

    вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она

    удивительно активно впитывает в себя, растворяет  в себе и

    сама проникает почти во все, что её окружает. Водой

    заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в

    воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В

    воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени  

    состоит  из воды, и без воды не возможно существование всего

    живого. Следы воды  находят даже в камнях и минералах.

    Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые

    секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.

    Тема: «Почему лед не тонет?»

    Опыт № 1

    Тема: «Почему лед не тонет?»

    Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.

    Ход опыта:

    В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется  лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.

     Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.

    Тема: «Вода из продуктов»

    Опыт № 2

    Тема: «Вода из продуктов»

    Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы  детей.

    Ход опыта:

    В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы  увидите капельки воды.-- - Откуда она взялась?

    - Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.  

    Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.

    «Есть ли жидкость в фруктах?»

    Опыт №3

    Тема: «Вода из фруктов»

    Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность  детей в процессе экспериментирования.

    Ход опыта:

    Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.

    В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.

    Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши),стакан, ситечко, терка.

    «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»

    Опыт № 4

    Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».

    Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.

    Ход опыта:

    Подберите три одинаковые маленькие пробирки  (вместо них можно  использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?

    Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы)

    Тема: «Окрашивание воды»

    Опыт №5

    Тема: Окрашивание воды.

    Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода тем быстрее растворяется вещество.

    Ход работы:

    Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).

    Материалы для опыта: емкости  с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.

    Таким образом, организация методов для познавательно – исследовательской деятельности в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

    Особую педагогическую значимость  этих методов, в том что:

    • Позволяет практического целенаправленного действия на открытие и возможность формирования собственного жизненного опыта у ребенка;
    • Позволяют решать задачи  воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

    Список   литературы:

    • Дыбенко «Ребенок в мире поиска» М.ТЦ Сфера,2005г.
    • Дыбенко «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольника» М.2001г.
    • «Детство: «Программа развития и воспитания детей в детском саду» СПБ 1995г.
    • План – программа воспитательной работы в детском саду СПБ 1997г.
    • Шапиро А. «Лужа. Твоя первая научная лаборатория» М. Мозаика – Синтез 2002г.
    • Зарина А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» Дошкольное воспитание №7 1994г.
    • Толстикова О. «Создаем развивающую среду своими руками» Дошкольное воспитание №5 1994г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка развлечения для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у Сказки"

    Данная методическая разработка  будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста...

    Методическая разработка. Познавательная деятельность детей младшего дошкольного возраста.

     Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности....

    Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД

    В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...

    Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"

    Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...

    Методическая разработка НОД для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.

    Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Наши меньшие друзья - насекомые"....

    Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями

    Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл...

    Методическая разработка занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме "Заюшкина избушка"

    В рамках тематической недели "Волшебный мир русской сказки" мною был разработан конспект непрерывной образовательной деятельности по мотивам р.н.с. "Заюшкина избушка" в средней гру...