Методическая разработка Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Каждый ребенок - исследователь»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Аносова Ирина Владимировна

Приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г.Вуктыл

Методическая разработка

Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

«Каждый ребенок - исследователь»

                                                                        

 Автор: Аносова Ирина Владимировна

                                                        воспитатель I квалификационной категории.

                                                                                                   

                                   

2014г.

Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

«Каждый ребенок - исследователь»

   Автор:  Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории

                                                                                                   

Тема: «Каждый ребенок - исследователь»

Цель: приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с исследовательской деятельностью
  • Оказать помощь родителям в создании условий для развития      поисково-познавательной деятельности детей,
  • Развивать экологическую культуру, наблюдательность, внимание,

 зрительную память и воображение.

  • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Семинар проходит в несколько этапов:

  •  теоретическое объяснение задания;
  •  обучающая  исследовательская деятельность;
  • подведение итогов.

Содержание проведения мероприятия

1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?

2.Что развивает у детей экспериментирование?

3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?

4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).

5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.

Что означает исследовательская работа или

экспериментирование?

  • Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление  наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
  • Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
  •  Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
  • Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.
  • Творец, исследователь формируется  не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его  в детский сад.
  • Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются  каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.
  • Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни
  • Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.

Что развивает у детей экспериментирование?

  • Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения  и развития новых целей и мотивов личности.
  • В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.
  • Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
  • Работа с детьми направлена на расширение представлений детей  о явлениях и объектах  окружающего мира.

Основными задачами являются:

  • Активное использование опыта игровой практической  деятельности

(Почему лужи замерзают?  Почему мячик катится?).

  • Группировка объектов по функциональным признакам   (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).
  • Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
  • Основное содержание «исследований» проводимых детьми, предполагает  формирование  у них, следующих представлений:

1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).

2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).

3.О мире растений (овощи, фрукты).

4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).

5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).

6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).

В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

Какой материал можно использовать в

исследовательской работе?

Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.

                                 

 Дополнительный материал:

а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.

б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.

в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.

Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.

В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у  детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.

Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.

Практическая часть:

«Эксперименты с водой»

(дети и родители) «Гимн Воде»

Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода –

самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она

не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности

вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она

удивительно активно впитывает в себя, растворяет  в себе и

сама проникает почти во все, что её окружает. Водой

заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в

воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В

воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени  

состоит  из воды, и без воды не возможно существование всего

живого. Следы воды  находят даже в камнях и минералах.

Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые

секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.

Тема: «Почему лед не тонет?»

Опыт № 1

Тема: «Почему лед не тонет?»

Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.

Ход опыта:

В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется  лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.

 Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.

Тема: «Вода из продуктов»

Опыт № 2

Тема: «Вода из продуктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы  детей.

Ход опыта:

В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы  увидите капельки воды.-- - Откуда она взялась?

- Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.  

Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.

«Есть ли жидкость в фруктах?»

Опыт №3

Тема: «Вода из фруктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность  детей в процессе экспериментирования.

Ход опыта:

Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.

В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.

Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши),стакан, ситечко, терка.

«Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»

Опыт № 4

Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.

Ход опыта:

Подберите три одинаковые маленькие пробирки  (вместо них можно  использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?

Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы)

Тема: «Окрашивание воды»

Опыт №5

Тема: Окрашивание воды.

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода тем быстрее растворяется вещество.

Ход работы:

Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).

Материалы для опыта: емкости  с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.

Таким образом, организация методов для познавательно – исследовательской деятельности в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Особую педагогическую значимость  этих методов, в том что:

  • Позволяет практического целенаправленного действия на открытие и возможность формирования собственного жизненного опыта у ребенка;
  • Позволяют решать задачи  воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Список   литературы:

  • Дыбенко «Ребенок в мире поиска» М.ТЦ Сфера,2005г.
  • Дыбенко «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольника» М.2001г.
  • «Детство: «Программа развития и воспитания детей в детском саду» СПБ 1995г.
  • План – программа воспитательной работы в детском саду СПБ 1997г.
  • Шапиро А. «Лужа. Твоя первая научная лаборатория» М. Мозаика – Синтез 2002г.
  • Зарина А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» Дошкольное воспитание №7 1994г.
  • Толстикова О. «Создаем развивающую среду своими руками» Дошкольное воспитание №5 1994г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развлечения для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у Сказки"

Данная методическая разработка  будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Познавательная деятельность детей младшего дошкольного возраста.

 Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности....

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД

В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...

Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"

Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...

Методическая разработка НОД для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Наши меньшие друзья - насекомые"....

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями

Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл...

Методическая разработка занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме "Заюшкина избушка"

В рамках тематической недели "Волшебный мир русской сказки" мною был разработан конспект непрерывной образовательной деятельности по мотивам р.н.с. "Заюшкина избушка" в средней гру...