экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галанова Оксана Валерьевна

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii_novaya.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только сердцем»

                               Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав.

 Многие тысячелетия человек боролся с природой и приспосабливал её к своим нуждам. В настоящее время из-за непродуманной деятельности человека исчезает больше видов животных и растений ,чем появляется вновь. Миф о безмерных возможностях планеты рушится  и приходит всё большее понимание того, что основа всей жизни на Земле - взаимопомощь.

Экология - это биологическая дисциплина , которая в последнее время становится наукой о выживании человечества в эпоху разрушающего природу технического прогресса. Экологические знания всегда занимали значительное место в жизни человека. Еще в далеком прошлом сведения об образе жизни животных, свойствах растений устно передавались от родителей детям. Шли годы, прогресс не стоял на месте, и, вместе с этим экологическая проблема все острее встает на пути человека. Именно поэтому  в  настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания детей.

 Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?  Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил  В.А. Сухомлинский  «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю .Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация занятий, прогулок, наблюдений, игр развивает их мышление и способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы.

Познакомить детей с природой в старшем дошкольном возрасте, когда их самостоятельность  интенсивно нарастает  становиться возможным с помощью   дежурств в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд  детей становится осмысленным, экологически целесообразным. В процессе ухода за растениями дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Созданная экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. В целом  в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е.  экологизацию  различных видов деятельности ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься
 ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Для решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы:

 "Юный эколог" С. Н. Николаевой,

"Открой себя" Е. В. Рылеевой,

 "Наш дом – природа"
Н. А. Рыжовой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников:

В группе имеется :

  • природоведческая литература;
  • пособия;
  • схемы, таблицы;
  • дидактические пособия; 
  • игры экологического содержания;

Также в группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. 

Большое внимание уделяется прогулке - одному  из основных видов занятий и особой форме организации работы по экологическому воспитанию  . Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме  этого используются  разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай  и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев,  кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

 Очень занимательна опытно-экспериментальная деятельность. Опыт всегда  строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опытно - экспериментальная деятельность детей по экологическому                                                                       воспитанию:

« Свойства воды».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды , обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного.

Оборудование: стаканчики с водой , стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, .

Опыт 1: « вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Вывод: Вода прозрачная, молоко-нет.

Опыт 2: « у воды нет вкуса»

Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Обьяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и,  чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не чувствует.

Опыт 3: « вода жидкая, может течь»

Дать детям два стаканчика , один пустой , другой с водой.  Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что жидкая.

 В условиях  группового помещения формирование  правильного экологического воспитания организуется в ходе непосредственно-образовательной деятельности , в виде занятий, интеллектуальных и дидактических игр, различных бесед, самостоятельной деятельности детей. Приведу пример некоторых из них:

Интеллектуальная игра по экологическому воспитанию

« Зелёный город» .

Правила игры: В игре могут принять участие от 2-х до 4-х человек.

Подготовка к игре: Каждый игрок берёт себе из экологического фонда 20 карточек «дерево»,     выбирает свою « зеленую зону», которая находится в одном из 4-х углов игрового поля, и кладет на неё карточки. Остальные карточки остаются в «экологическом фонде».

Фишки игроков выставляются на « старт».

Среди игроков выбирается один – работник экологического фонда.

Очередность ходов определяется жребием.

Цель игры: собрать максимальное количество карточек « дерево» в своей « зеленой зоне».

Ход игры: игроки бросают кубик и перемещают фишки по кружкам игровой дорожки в соответствии с очками, выпавшими на кубике и выполняют определенные действия.

Окончание игры: Игра заканчивается как только игрок первым доберется до « Финиша».

                           

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии

« Здравствуй весна».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Программное содержание:

Направление: познавательно-речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Задачи:

Образовательная область «Познание":

- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе( проталины, первые весенние цветы, прилёт птиц);

Развивать память, внимание, мышление.

Образовательная область "Социализация":

- закрепить умение подчиняться правилам в групповой игре;

- формировать желание действовать сообща;

- воспитывать культуру честного соперничества в играх - соревнованиях.

Образовательная область "Безопасность":

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе

- расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.

Образовательная область «Художественная» Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы).

Учить гармонично, располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Времена года»; наблюдение за птицами; рисование «Расцвели красивые цветы»; чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

 

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: - Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

- Весна.

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

Воспитатель задает вопросы: выявить и уточнить знания детей о смене времен года, их признаках;

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?»

Какое сейчас время года?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какое время года было до весны?

Какое время года наступит после весны?

Какое время года бывает между зимой и

летом?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

Игра “Подскажи словечко”, назови, сколько в слове частей:

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)

Рад весне братишка Саша.
И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)

Физминутка: “Веснянка”

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Распустилась… (верба)

-Ребята, а кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)

Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскачь

А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит.д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется

« Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

 Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Поиграем еще в одну игру: «Весенние слова»

воспитатель предлагает детям встать в круг;

-задает вопросы:

 Весна какая?

Что может быть красивым весной?

Что можно делать с цветами весной?

Какие весенние цветы вы знаете?

Дети встают в круг перед столами, передают мяч друг другу, называя подходящее слово.

Работа над предложением, деление слов на слоги

Воспитатель предлагает:

составить предложение со словом «весна»;

определить количество слов в предложении;

назвать первое, третье, второе слово;

написать схему предложения на доске;

показать на схеме слово «весна»;

разделить слово «весна» на слоги;

назвать 1-ый слог;

назвать 2-ой слог;

придумать еще слова, в которых 2, 3, 1 слог.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: - Давайте нарисуем рисунки о весне «Пришла весна. Прилетели птицы». Рисовать мы будем восковыми мелками, а в конце акварельными красками сделаем фон рисунка – это голубое небо, а внизу – зеленая травка. Сначала продумайте сюжет рисунка. Что можно изобразить? (Деревья, проталины и лужи на земле, солнце, птиц, гнезда и т.д). Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали кисть.В конце занятия работы выставляются на выставке, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей.  

Немаловажную роль в экологическом воспитании дошкольников играет работа с родителями. Это в первую очередь знакомство с работой ДОУ по экологии, различные семинары, открытые занятия, организация совместной деятельности, участие родителей во всевозможных конкурсах экологической направленности, привлечение родителей в изготовлении какой-либо атрибутики для группы

Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников. Только в результате грамотно проделанной работы у детей дошкольного возраста будет сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети овладеют практическими действиями по её охране. Проявится умение экспериментировать, анализировать, делать выводы. А самое главное- желание общаться с природой, понимать её язык, осознавая всю красоту и ценность мира вокруг, который  и есть Наш Родной Дом.

Список литературы:

1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.

3. Бондаренко, Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе[Текст]/ Т.М. Бондаренко: Пособие для педагогов ДОУ- ООО « Метода», 2013-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....