Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Извержение вулкана »
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников  по ознакомлению с явлениями неживой природы  в процессе  использования наглядно-действенной  модели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod-izverzhenie_vulkana.docx24.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад №366  г. Челябинска            

    Конспект НОД  в  старшей группе

    Тема: «Извержение вулкана»
    Образовательная  область «Познавательное развитие»

                                                        Выполнила: Мухаметшина Карима  Ильясовна

                                                         Воспитатель МБДОУ  ДС№366

                                             г. Челябинск 2017г

    Цель:

    Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников  по ознакомлению с явлениями неживой природы  в процессе  использования наглядно-действенной  модели.

    Задачи:            

    • Способствовать закреплению представлений  о природных катаклизмах (извержение вулкана), о его признаках, условиях  протекания, последствиях.
    • Поощрять выдвижение  детьми гипотез, развивать  умение сравнивать, рассуждать, устанавливать  причинно - следственные связи, делать выводы и умозаключения.          
    • Воспитывать самостоятельность в индивидуальном выполнении задания, развивать  коммуникативные.

    Предварительная работа:

    1.Рассматривание энциклопедий, чтение познавательной литературы   2.Исследование камней, проведение опытов с песком ,глиной ,мелом.    3.Знакомство с  минералами.

      4.Изготовление  макетов  гор  (демонстрационный  и индивидуальные  макеты на каждого ребенка)

    Материалы: минералы, макеты  вулканов, сода, моющее средство, сухая красная краска ,лимонная кислота, чайная ложка.

                                                     Ход.

    В группу раздается стук  в  дверь  и входит пират, одетый в тельняшку жилетку, с повязкой на глазу и шляпой-треуголкой.

    Пират: Здравствуйте ребята. Я думаю, вы меня узнали кто я (ответ детей ) Я много плаваю по морям, сколько приключений я видел на своем веку и вот однажды в море  я выловил вот эту бутылку а на ней надпись «Группе Колобок»,  а внутри письмо.  Ну, вот я его Вам и доставил.    

     Педагог: Большое спасибо, пират. Если  там находится  письмо, то мы с ребятами должны на него ответить. Правда, ребята?

    Пират: У меня много дел, но я вернусь к вам  за ответом. До встречи!

    Педагог: Ребята, ну что ж прочитаем письмо, от кого же оно? (читает «Робинзон Крузо») А вы ребята  знаете  кто такой Робинзон Крузо?(ответы детей , воспитатель дополняет  и читает письмо)  «Здравствуйте , дорогие ребята. Меня зовут Робинзон Крузо, и я живу на острове. Так  вот, иногда  до  моего  острова доносятся разные звуки: грохоты ,взрывы, а  иногда  далеко ,далеко на другой  суше   видны искры ,дым и пепел .Я слышал  что  вы  ребята  очень любознательные ,так  что жду  ваших открытий . С  уважением  к  Вам Робинзон Крузо»

    Педагог: Я надеюсь  ребята  что мы  с вами не разочаруем Робинзона  и  сможем выяснить  что же он мог видеть  и слышать.

    Дети высказывают  свои  мнения ,предположения.

    Педагог: А еще,  Робинзон прислал нам  небольшую  подсказку  это те самые звуки, которые он слышал и записал, а затем прислал нам.

    Дети послушав, рассуждают  и приходят  к  выводу,  что это  вулкан.

    Педагог предлагает детям посмотреть  на  экране. Детям демонстрируются  изображения обычных гор, спящего, действующего и потухшего  вулканов. Рассматривают и сравнивают  два  вулкан: спящий под№2 и действующий под №3 .

    Педагог: Почему этот вулкан называют  спящим? (уточняет ответы детей: спящий вулкан  в  любую минуту  может проснуться  и  начать действовать , а действующий  извергает лаву)Что вы можете сказать  про вулкан №4 ?Это потухший вулкан  затем дети рассматривают  изображения подводного вулкана.                                                                                                          Воспитатель : Извержение вулкана происходит и  на дне  морей. Об этом узнают мореплаватели  когда столб  пара , дыма  и пепла  взмывается   на верх. Затем появляется  верхушка  подводного  вулкана  и таким  образом появляются  разные острова.                                                                                   Педагог: Мы с вами посмотрели  разные вулканы Скажите, ребята , а что же извергают вулканы? Какой бывает лава, когда вытекает из жерла вулкана?   Дети: густое и горячее.                                                                                        Педагог: Затем  лава затвердевает. Вулкан выбрасывает еще пепел и шлак. Как вы думаете, где люди используют  вулканические  камни  и щебень?

    Ответы детей: Их используют при строительстве  домов, дорог( слайды:   показ изображений  строительства  домов и  дорог)

    Педагог: А сейчас  мы с вами поиграем  в  игру «Нади  и назови»

    Проблемно-поисковая ситуация/ Педагог приглашает детей на ковер ,где  в коробке лежат различные камни. Предлагает  им рассмотреть  и рассказать какие камни, где используют люди. Педагог по мере необходимости дополняет  ответы детей и обращает внимание детей на пемзу.

    Предлагает сравнить пемзу  и гранит : чем отличаются гранит  и пемза (гранит гладкий  и тяжелый, а пемза  легкая)

    Педагог: Как вы думаете ребята , если гранит и пемзу  опустить в воду ,что мы увидим?

    Ответы детей :гранит утонет , а пемза нет. Проводят опыт и выясняют, что  пемза держится на поверхности воды  из-за пузырьков, которые есть в пемзе.     Педагог: Мы  с вами узнали, какую пользу  людям вулканические камни, а сейчас  я  вас приглашаю   в нашу лабораторию. Но прежде  поиграем  в игру «Горы»

    Физкультминутка “Гора”

    Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

    До небес макушка (тянутся на цыпочках)

    Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

    Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

    Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

    И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

    Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

    (Игра  продолжается  до тех  пор,  пока  все “камешки” не  раскатятся в  стороны) “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте)

    Раскатились камешки, и с той самой поры

    Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).                                                                                                                        В лаборатории педагог с детьми  вспоминают  правила поведения  в лаборатории,  рассматривают схемы.  Педагог  предлагает рассмотреть  макеты  вулканов и задает вопросы:

    Какую форму  имеют вулканы? (ответ детей – форму конуса);

    Как  называется  воронка у  вулкана? (ответ детей – жерло вулкана)

    Жидкость,  вытекающая  из  вулкана? (ответ детей – лава) Педагог предлагает  вспомнить,  какие бывают  вулканы.

    Ответы детей: спящие ,действующие и потухшие.

    Педагог: А  какой у  нас вулкан? (ответ детей – спящий) А сейчас м ы приступим  к нашему  опыту.

    В жерло вулкана насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства, подкрашенную в  красный цвет воду и лимонную кислоту.  (Звучит музыка).

    -Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение вулкана)

    Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу. Но нам предстоит еще написать ответ Робинзону Крузо. Ребята предлагайте, как мы можем ответить(Дети предлагают нарисовать рисунок , схему  и отправить Робинзону)Дети выполняют задание опускают лист в бутылку. В время возвращается пират .Дети вручают  пирату ответ Робинзону .Пират обещает ребятам доставить ответ. Прощается и уходит .

    Педагог: Молодцы  ребята. Вы были внимательными,  работали аккуратно и вас  все получилось. Теперь знаете не только вы, что такое вулкан, но будет знать и Робинзон Крузо  на далеком острове. Когда  вы  вырастите большими , наверное станете учеными  и будете беречь нашу землю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".

    Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы. Тема:«Извержение вулкана».

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы.Тема:«Извержение вулкана».Цель:  -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; -развивать познавательную ак...

    Конспект организации непосредственно образовательной деятельности, старшая группа. Тема: «Семья»

    Тема НОД: СемьяВозраст: старший дошкольный возраст.Цель: развитие первичных  представлении о семье.Задачи: ·        воспитывать любовь и уважение к родителям, ж...

    Непосредственно образовательная деятельность, старшая группа. Тема: «Подснежник»

    Непосредственно образовательная деятельность, старшая группа. Тема: «Подснежник»...

    Конспект НОД по изобразительной деятельности. Старшая группа. Тема: «Сказочная рыбка»

    Уточнение представления детей о рыбах. Закреплять умение работать с бросовым  материалом. Закреплять умение оформлять свою работу дополнительным  материалом. Закрепл...

    Конспект НОД по изобразительной деятельности. Старшая группа. Тема: «Космос-это интересно»

    Развивать фантазию, воображение. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия. Развитие мелкой моторики рук....