Главные вкладки

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы. Тема:«Извержение вулкана».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Макаренко Светлана Алексеевна

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы.

    Тема:«Извержение вулкана».

    Цель:

     -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

     -развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

     - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

     - развивать аккуратность, взаимопомощь.

    Материал:

     -картинки с изображением вулканов;

     - карта России;

     - поддоны;

     - картон,

     - клей;

     -сода;

     - уксус;

     - сухая красная краска;

     - моющая жидкость;

     - листы бумаги;

     - цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

      -чайные ложки;

     - пипетка.

    Ход занятия:

     К детям в гости приходит  Знайка (кукла). Она знает что дети закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.

    Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.

                              

    Знайка:

    -Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

        «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

     

    Воспитатель:

     -Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

    Дети:

    - Похож на пирамиду, конус.

    Воспитатель:

    - Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

    Дети:

     -На большую яму, воронку.

    Воспитатель:

     - Верно. Знайка, скажи,  как называется эта часть вулкана?

    Знайка:

    - Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана.

    Воспитатель:

    -Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

     Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

    Знайка:

    - Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы? Я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?

    Воспитатель:

     -Да конечно, Знайка.

    Дети:

     -Да, хотим.

    Знайка:

     -Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.

     (Знайка и воспитатель «шепчутся».)

    Воспитатель:

     -Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.

     Кукла усаживается на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми.

    Воспитатель:

     - Ребята, давайте склеим из картона конус,  это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает?  Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

     Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

    Воспитатель:

    - Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит,  что у нас получится.

     Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение « вулкана.

    Воспитатель:

    - Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

    Воспитатель:

    Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperementalnaya_deyatelnost.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментальная деятельность детей старшей группы.

    Тема:«Извержение вулкана».

    Цель:

     -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

     -развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

     - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

     - развивать аккуратность, взаимопомощь.

    Материал:

     -картинки с изображением вулканов;

     - карта России;

     - поддоны;

     - картон,

     - клей;

     -сода;

     - уксус;

     - сухая красная краска;

     - моющая жидкость;

     - листы бумаги;

     - цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

      -чайные ложки;

     - пипетка.

    Ход занятия:

     К детям в гости приходит  Знайка (кукла). Она знает что дети закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.

    Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.

                               

    Знайка:

    -Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

        «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

    Воспитатель:

     -Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

    Дети:

    - Похож на пирамиду, конус.

    Воспитатель:

    - Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

    Дети:

     -На большую яму, воронку.

    Воспитатель:

     - Верно. Знайка, скажи,  как называется эта часть вулкана?

    Знайка:

    - Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана.

    Воспитатель:

    -Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

     Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…

    Знайка:

    - Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы? Я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?

    Воспитатель:

     -Да конечно, Знайка.

    Дети:

     -Да, хотим.

    Знайка:

     -Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.

     (Знайка и воспитатель «шепчутся».)

    Воспитатель:

     -Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.

     Кукла усаживается на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми.

    Воспитатель:

     - Ребята, давайте склеим из картона конус,  это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает?  Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

     Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

    Воспитатель:

    - Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит,  что у нас получится.

     Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение « вулкана.

    Воспитатель:

    - Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

    Воспитатель:

    Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно- экспериментальная деятельность в старшей группе «Взрыв вулкана»

    Цель:выявить, что происходит с горящей жидкостью, когда опускают её в холодную. Задачи:* Закрепить и уточнить знания детей о воде;* Формировать умение выполнять задания в соответствий с зад...

    Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

    Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

    Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

    Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада. Тема: "Извержение вулкана".

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе....

    Презентация "Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей старшая группа

    Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.Задачи:1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;2. Развивать коммуникативные сп...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Извержение вулкана »

    Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников  по ознакомлению с явлениями неживой природы  в процессе  использования наглядно-действенной...