Конспект экскурсии в парк «Культуры и отдыха» ранней весной в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Круглова Анастасия Викторовна

Путешествие в парк "Культуры и отдыха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx190.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  экскурсии

в  парк «Культуры и отдыха» ранней весной в старшей группе

                                             http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/234598876.44/0_12b3fa_f70333e7_orig

ЦЕЛЬ:   Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи:

  • Образовательные
  1. закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;
  2. формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
  3. определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
  • Развивающие
  1. развивать навыки наблюдения за изменениями в природе ,вызвать желание на самостоятельные исследования;
  2. развивать умения строить причинно - следственные связи;
  • Воспитательные
  1. способствовать получению детьми ощущения   бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
  2. формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
  3. вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше;

Ход занятия:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в парк). Ребята, а вы бывали в парке? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в городской парк.  Назовите какие правила надо соблюдать на прогулке в парке.

-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники.

-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.

-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке;

-нельзя бросать мусор .

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том ,что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в парк. Полюбуйтесь как здесь хорошо.

…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого, зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым (днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к. снега было много и он был пушистым ,а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце ,оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать?(да, действительно ,он уже выглядит не таким аппетитным).Посмотрите уже начинают появляться первые проталины(это места где снег уже стаял и появилась земля).Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест? (у стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы, тёмного света. Стволы нагреваются быстрее чем сугробы ,поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее).В этом вы можете убедиться если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета.

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю ,грея её ).

А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да ,правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте?   Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют,

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с       возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

Куда они потом попадают?

Вода стекает через решётку в асфальте в особые приёмники, а оттуда попадает в городские реки.

Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)

А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения. Мальчики будут наблюдать за кустарниками, а девочки за деревьями. Только в начале, ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду.(берёзу, тополь, липу, клён).Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у липы круглые и большие. у клёна большие и более овальные…у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у липы гладкий, у тополя светлее, чем у клёна).

Д\И « Всё наоборот» (не называя пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему парку и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в парке? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем парке деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей :побелка, подрезка, лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно, же грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит   гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может мы увидим Грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг, проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т. к любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами, в поисках мест для гнёзд и громко кричат)

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы» ,я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать ,что это за птица?

Птицы, как и люди, ждут приход весны.

Обратите внимание, как стали одеваться люди?

Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в парк?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Молодцы, вы сегодня многое узнали и конечно устали. Нам пора возвращаться в наш д\сад.

Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Посмотрите, как работники парка держат всё в чистоте.

А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного парка и сделали для себя вывод - Чтобы наш парк, наш город был красивым и любимым нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

литература

1.Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет

2.В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002

3.М. Авдеева «Посадили деревце»