Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лазовская Прасковья Филипповна

    

Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

 Способствовать формированию целостного восприятия, изображенного на картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sost._rasskaza_po_kartine.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

   Непосредственная образовательная

   деятельность по составлению описательного  

       рассказа по картине «Ранняя весна»

      в старшей группе.

Цель: Формирование эстетических чувств, совершенствование монологической речи.

Задачи:

Обучающие: 1.Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

2. Способствовать формированию целостного восприятия, изображенного на картине.

Развивающие: 1. Способствовать формированию целостного восприятия, изображенного на картине.

2. Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна».

3. Развивать умение грамматически правильно строить речь.

4. Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию).

5. Совершенствовать монологическую речь.

6. Развивать воображение, умение представлять то, о чем говорится и изображать это.

 Воспитывающие: воспитывать положительное отношение к природе, стремление беречь её.

                                            Предварительная работа.

Дидактические и настольные игры по теме «Весна», чтение художественной литературы, рассматривание картинок с признаками весны, наблюдения на прогулках.

Материал: Волшебный сундучок, картина, солнечные значки.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро –

           При встрече здороваться «Доброе утро!

          Доброе Утро! Солнцу и птицам.

           Доброе утро! Улыбчивым лицам».

Сегодня, ребята, у нас много гостей. Давайте их поприветствуем. (Дети здороваются с гостями).

Ребята, я пересматривала журналы и нашла интересную загадку.

Загадка «На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

                  С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит».

О каком времени года говорится в этой загадке? (Ответы детей)

Воспитатель: Весной пробуждается вся природа. Каждый день переполнен весенними событиями. Чтобы рассказать про эти события, нужно знать много весенних, красивых слов. У меня есть волшебная шкатулка, в которой живут разные слова. Я хочу вас попросить, чтобы вы помогли пополнить её весенними словами. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

- Весна (какая?)

Ответы детей: Долгожданная, ранняя, теплая, веселая, шумная, радостная. Звонкая, красивая, светлая, солнечная и т. д.

Воспитатель: Ручеек (какой?)

Ответы детей: Робкий, быстрый, звонкий, маленький, поющий, торопливый, осторожный и т. д.

Воспитатель: Что делает ручеек?

Ответы детей: Бежит, журчит, звенит, течет, извивается, бурлит и т.д.

-Воспитатель: Что делает солнце?

Ответы детей: Светит, греет, пригревает, согревает, ласкает, печёт, ослепляет, нежит и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы наговорили много весенних, красивых слов. Проходите, садитесь.

Воспитатель: Сегодня, мы будем продолжать учиться описывать картины.

Посмотрите на картину. Обратите внимание, как художник внимательно отметил все, что происходит весной и изобразил на картине. Вы сможете быть такими внимательными и рассказать обо всем, что изображено на картине?

 Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Повтори и продолжи»

 Воспитатель: На картине изображена долгожданная, ранняя весна, потому что…

Дети повторяют предложение и продолжают его.

-Деревья стоят ещё голые.

- Появились первые проталинки.

-Снег растаял на полянке, а далеко в лесу ещё много снега.

-На проталинках прошлогодняя трава и только кое-где пробивается молодая, зеленая, нежная травка.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда появляются ручейки?

Ответы детей: Солнце ярко светит, пригревает землю, тает снег. Он стекает с бугорков и образует ручейки.

Воспитатель: «Что ещё изобразил художник из природы на переднем плане?»

Ответы детей: На переднем плане художник нарисовал красивые, стройные березки, похожие на русских красавиц.

Воспитатель: Что художник изобразил вдалеке?

Ответы детей: Вдалеке художник нарисовал лес.

Воспитатель: Какое небо изобразил художник?

Ответы детей: Небо светло-голубое с легкими весенними облаками.

Воспитатель: Что делают дети на картине?

Ответы детей: Девочка в желтом весеннем костюме посадила любимую куклу в лодочку.

Воспитатель: Обратите внимание, как она подтолкнула лодочку с куклой?

Ответы детей: Нежно, бережно, осторожно.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Ответы детей: Он стоит рядом и любуется своей красивой лодочкой.

 Воспитатель: Нужно всем нам дружно встать, мы весну идем встречать.

Физминутка. Представьте, что мы с вами очутились на той полянке. Присядьте, пожалуйста. Закройте глаза. Вы молодая, нежная, зелененькая травка. Вы сидите в земле. Солнце ярко светит, пригревает землю и травку. Она стала пробуждаться и медленно прорастать, и тянуться к солнышку. Солнечные лучи ласкают, согревают, нежат травку. Вот подул легкий весенний ветерок. Вы услышали его плавный свист с-с-с-с-с… (Дети повторяют с плавным, долгим выдохом).

Зашумели деревья ш-ш-ш-ш… (Повтор звука детьми славным долгим выдохом).

Травинки закачались влево, вправо, а потом вперед, назад. (Дети повторяют движения).

Но вдруг поднялась метель. Ветер засвистел отрывисто с-с-с, с-с-с, с-с-с.

Деревья зашумели резко ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш. (Дети повторяют звуки резко, отрывисто выдыхая). Травинки сильнее закачались влево, вправо, а затем вперед, назад. Но вот ветер затих. Травинки успокоились и стали греться под солнечными лучами. Присядьте, закройте глаза, пусть солнышко вас еще погреет. А теперь откройте и тихонько скажите, вам понравилось быть травинками?

Я приглашаю вас тихонько, осторожно, чтобы не помять молодую травку пройти и сесть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами внимательно рассмотрели всю картину, побывали там став травкой.

Кто сможет сейчас описать всю картину?

Не забудьте у рассказа должно быть начало, середина и конец.

Начать можно со слов «на картине изображена долгожданная, ранняя весна…». Не забудьте рассказать о проталинках, ручейке, деревьях. Описать природу, изображенную вдалеке. Затем перейти к детям. К детям можно перейти предложением «Весенним, теплым днем дети вышли погулять». И закончить тем, какое настроение вызывает у вас эта картина.

Рассказы детей.

 Воспитатель: Хотите я расскажу вам свой рассказ.

Образец воспитателя.

Воспитатель: Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всех. Получился ли этот рассказ полным, какие красивые предложения вам запомнились.

Дети выбирают лучшие рассказы.

 Воспитатель: Давайте, вспомним, чем мы занимались на занятие?

Ответы детей: Составляли рассказ по картине, придумывали весенние слова, представляли себя молодой травкой.

Воспитатель: Самым активным ребятам мне хочется вручить от весеннего солнца привет в виде весенних значков, на которых изображено солнце.

Дети выбирают таких активных детей.

                                                          Образец.

На картине изображена ранняя весна. Солнечные лучи согревают землю, тает снег, появились первые проталинки. На них мы, видим прошлогоднюю траву, и только кое-где пробивается молодая, зеленая, нежная травка. Талый снег скатился с бугорков и образовал ручеёк.

На переднем плане художник изобразил стройные, красивые березки, похожие на русских красавиц. Вдалеке мы видим лес. Небо светло-голубое с легкими весенними облаками.

  Действие происходит днем. Девочка и мальчик взяли кораблики, и пришли к ручейку. Девочка в желтом комбинезоне посадила любимую куколку в кораблик и осторожно подтолкнула его. Рядом стоит мальчик, и любуется своим корабликом. Данная картина вызывает у меня веселое, весеннее, радостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.

Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Тема: составление рассказа по картине «Ранняя весна».

Расширять и обогащать знания детей о ранней весне. Закрепление обобщающего понятия. Работа над приставочными глаголами.Закрепление образования притяжательных прилагательных. Упражнение в звуко - слого...

Конспект занятия: "Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"" (старшая группа)

Составила воспитательМДОУ «Д/с №28»Олейникова Т.А.Г.БлагодарныйКонспект занятия...

Конспект составления рассказа по картине "Ранняя весна"

I. Психологический настрой, 1 мин (слайд 1) Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет н...

Составление рассказа по картине "Ранняя весна"

Составление рассказа по картине "Ранняя весна"...