Перспективный план работы на метеоплощадке
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Костикова Светлана Николаевна

Формирование представлений у детей о временах года посредством наблюдения за природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_meteoploshchadke_2.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы на метеоплощадке

Название группы: Теремок

Возраст: разновозрастная 3- 5 лет.

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Экскурсия на метеостанцию.

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.

2 неделя

Как определить скорость ветра?

Учить детей понимать понятие «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака, крутятся вертушки.

3 неделя

Наблюдение за погодой

Обратить внимание детей на то, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.

4 неделя

Знакомство с термометром

Познакомить детей с прибором-помощником и его назначением. Сравнить температуру воздуха в тени и открытой местности.

Октябрь

1 неделя

Наблюдение за облаками

Учить устанавливать причинно-следственную связь. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро; сравнить по цвету в солнечный и пасмурный дни; предложить представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать

2 неделя

Наблюдение за опавшими листьями

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад».

3 неделя

Наблюдение за дождем

Способствовать закреплению знаний о сезонных признаках (что такое дождь, какие бывают дожди). Знакомство с прибором для измерения осадков –дождемером.

4 неделя

Наблюдение за птицами

Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Ноябрь

1 неделя

Наблюдение за тучами.

Пояснить детям, что осенью тучи висят низко над землёй. Из туч идёт дождь, чаще – снег.
Небо серого цвета, мрачное.

2 неделя

Наблюдение за погодой.

Пояснить детям, что осенью погода часто меняется, на улице холодно. Бывает дождь и снег.
Осенняя погода пасмурная, хмурая, холодная. Лужи по утрам покрываются льдом.

3 неделя

Наблюдение за деревьями.

Деревья стоят голые, листочки опали. Отметить,   что они сбросили листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни  ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

4 неделя

Наблюдение за выпавшим снегом.

Пояснить детям, что первый  снег быстро тает .Иногда  идет  снег с дождем ,а   иногда и град.

Декабрь

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить  самостоятельно называть  изменения в природе зимой. Сравнить как были одеты люди осенью.

2 неделя

Наблюдение за солнцем.

Пояснить детям что зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Светит, но  не  греет.

3 неделя

Наблюдение за ветерком.

Обьяснить детям что ветра стали холодные, воздух морозным. Учить детей описывать характеристики ветра(слабый,сильный и.т.д.)

4 неделя

Наблюдение за птицами.

Углублять знания о жизни птиц зимой. Назвать птиц, прилетевших на участок.

Январь

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды (произошло понижение температуры, стало холодно).

2 неделя

Наблюдение за инеем.

Объяснить детям что такое иней, и чем он отличается от снега.

3 неделя

Следы  на снегу.

  Рассмотреть на снегу различные следы, учить различать их.

4 неделя

Что  такое  снегопад?

Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Продолжать знакомить детей с природным явлением как снегопад..

Февраль

1 неделя

Наблюдение за ветром.

Предложить детям охарактеризовать февральский ветер: злой, ледяной, колючий. Продолжать знакомить детей с такими явлениями как метель

2 неделя

Наблюдение за зимующими птицами.

С наступлением холодов   для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их.  

3 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить замечать изменения в природе.

4 неделя

Что такое снегомер?

Познакомить детей с прибором. Предложить детям измерить сугроб палочкой.

Март

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит,  но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?

2 неделя

Наблюдаем за ветром.

Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

3 неделя

Наблюдение за таянием снега

Показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?

4 неделя

Капель.

Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями. Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.

Апрель

1 неделя

Наблюдение за перелетными птицами.

 Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.

2 неделя

Что такое гигрометр?

На примере сосновой шишки определяем воздух. Если он сухой- она раскрывается, если влажный- закрывается.

3 неделя

Наблюдение за деревьями.

 Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)

4 неделя

Наблюдение за небом.

Наблюдение за небом. Есть ли на небе тучи. Какая погода, пасмурная или ясная. Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе, тучах.  Наблюдение за погодой. Тепло на улице или холодно.

Май

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Солнце.  Солнце светит ярко, ослепительно, пригревает землю .

Ветер.  Обратить внимание детей, что ветры дуют реже и стали теплее.

2 неделя

Наблюдение

 за  деревьями.

Закрепить представления о деревьях   ( ствол, ветки, появились листочки). 

3 неделя

Наблюдение за весенним дождём

Отметить состояние погоды. Чем майский  дождь отличается от осеннего.

4 неделя

Наблюдение за цветником 

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете);

Июнь

1 неделя

Наблюдение за небом, облаками

Обратить внимание детей на красоту летнего неба; - учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью);

2 неделя

Наблюдение за солнцем

Дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Отметить, что солнце летом греет сильнее, потому дети гуляют в легкой одежде.

3 неделя

«Откуда дует ветер?»:

Учить вести наблюдения за действием ветра, вынести детям вертушки и уточнить, с какой стороны дует ветер, какой он по силе.

4 неделя

Наблюдение за живой природой.

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых;

Июль

1 неделя

Наблюдение за дождём

Формировать знания детей о дожде; - учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;

2 неделя

Наблюдение за  росой

Знакомить детей с природными явлениями; - дать детям представление о том, как появляется  роса на траве.  Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей.

3 неделя

Наблюдаем за птицами

Продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса.

4 неделя

Наблюдение за погодой.

Июль –самый жаркий месяц. Иногда по утрам бывает прохладно, а днем очень жарко. Солнышко так припекает, что без головного убора нельзя.

Август

1 неделя

Наблюдение за насекомыми

Познакомить с их образом жизни, условиями для жизни. .  Учить различать их.

2 неделя

Наблюдение за тенью.

Разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени. 
Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

3 неделя

Наблюдение за продолжительностью дня

Дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом
Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день 
летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла. 

4 неделя

Наблюдение за погодой.

 Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду. Почему летом так жарко, а зимой наоборот- холодно?