ООД Путешествие к Королеве Стеклянной страны
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с историей появления стекла  и со стеклянными изделиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_putesh_k_kor_stekl_strany.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

ООД Путешествие к Королеве Стеклянной страны                                     (с использованием ИКТ)

Цель: Познакомить детей с историей появления стекла  и со стеклянными изделиями.

Задачи: Уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла. Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла: прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.                                                          Обогатить словарь детей прилагательными: прозрачное, матовое, хрупкое, шероховатое; глаголом – звенит.                                                                  Активизировать в речи прилагательные: стеклянный, пластмассовый, деревянный, разноцветный, гладкий.                                                                         Закреплять знания о мерах безопасности при обращении со стеклом.              Материал: различная стеклянная посуда. Стаканы стеклянные, палочки деревянные по количеству детей. Тарелки с сахаром, с водой, зонтики (для украшения) по количеству детей, апельсиновые дольки.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с содой, мелом, песком.
  2. Чтение стихотворения В.Орлова «Сказка о стеклянном человечке»
  3. Отгадывание загадок
  4. Организация выставки стеклянных предметов.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно – эстетическое развитие. Физическое развитие.

 Ход организованной  образовательной деятельности.

Воспитатель: на нашем занятии разговор пойдет о стекле. У меня для вас, есть сюрприз. Вот посмотрите: это письмо пришло к нам из Стеклянной страны. Давайте почитаем.

Текст письма:

Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам принцесса Стекляндия. Жители моей страны все сделаны из стекла, и я хочу познакомить Вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового, а для того чтобы начать наше знакомство, вы должны отгадать мои загадки.

Воспитатель: дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давай те, выполним задания принцессы

1 Отгадывание загадок

  1. Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум)

  1. Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

  1. Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу. (Очки)

  1. Вот стеклянный карандаш –

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник)

  1. Заболели ушки

Прохудился носик.

Заболели глазки

Капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)

 Рассказ воспитателя о появлении стекла

Вы правильно отгадали загадки, в наше время стеклянные предметы нам встречаются везде и в садике и дома. Я хочу рассказать вам одну небольшую историю о стекле, которая произошла давным-давно.

Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Однажды моряки причалили к одному чужому берегу. Они вышли на сушу и решили развести костер, чтобы согреться и приготовить себе пищу. Обычно они обкладывали костер камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было, и тогда они обложили костер камнями из соды и мела, которые были на корабле. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном, а когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камешки – капельки, которые образовались из песка и соды, как вы думаете что это за камушки?  (Стекло).

Воспитатель: действительно это было стекло. Посмотрите, кто,  как и что делает из стекла. (Показ презентации)

Воспитатель: а вы запомнили, как называют человека, который работает со стеклом?  (Стеклодув)

Воспитатель: А почему его так называют?  ( Он дует в стекло).

Воспитатель: правильно дети, это стеклодув, вот видите, как оказывается интересно, но очень трудно работать со стеклом

А сейчас мы отдохнём.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос, (наклон вперёд, руки вытянуть вперёд)

Он посуду нам принес.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Какие предметы, из стекла, вы знаете? (Ответы детей)                                                                  

 (Поднимаю и прошу назвать какой предмет, изменяя окончание) правильно из стекла. Значит, про них можно сказать какие они?  (Стеклянные)

- Ёлочная игрушка, состоит из нескольких цветов, значит, про нее можно сказать какая она? (игрушка разноцветная)

- Правильно, стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите предметы из цветного стекла, которые стоят на столе, определите их цвет? (Ответы детей)

- Дети перед вами лежат камушки, возьмите их осторожно в руки, потрогайте, погладьте и скажите какие они на ощупь? (Гладкие и стеклянные)

- А теперь возьмите в руки стаканы, которые стоят перед вами, потрогайте их, погладьте, какие они на ощупь? (Ребристые, шероховатые)

Вывод:  камушки гладкие, а стаканы шероховатые и ребристые.

- Сейчас возьмите в руки деревянные палочки и осторожно стукните по стенке стакана, что слышите? (Стекло звенит)

- Правильно, но стекло звенит по-разному. Послушайте, как звенят хрустальные бокалы, сравним со стаканами.  (Осторожно ударяю фужеры друг об друга). ---- Как звенят фужеры?  (Звонко, красиво, мелодично).

- А  как звенели стаканы? (Тихо и глухо)

- А что есть стеклянное у нас в группе?  (Окна).

- Правильно, окна. А для чего вставляют стекла в окна? (Чтобы было тепло и светло в группе и дома)

- Давайте подойдем к окну и посмотрим, что мы видим? (Деревья и участки)

- А почему все мы это видим? (Потому что стекло прозрачное).

Вывод: в окна вставляют стекло, так как стекло прозрачное, пропускает свет и не пропускает холод, чтобы мы не замерзли дома и в детском саду.

Ребята как вы думаете, стекло легко разбивается? (Да)                                               - Правильно, ведь стекло очень хрупкое и легко может разбиться. А скажите мне можно ли брать в руки осколки стекла? (Нет, нельзя)

- А почему нет? (Потому что можно пораниться и порезаться).

- А как нужно обращаться, со стеклянными предметами? (Бережно и аккуратно)

- А почему?  (Предметы могут разбиться)

- Как вы думаете, почему нельзя играть с мячом возле окон? (Мяч может попасть в окно и разбить стекло).

Итог экспериментальной деятельности

Воспитатель: вы молодцы, давай те поиграем в игру «Найди лишнее».

(Показ карточек, на которых разные предметы, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.)

Воспитатель: Молодцы дети, вы отлично справились со всеми заданиями, узнали много нового о стекле, королева Стекляндия приготовила вам угощения – «волшебный напиток» и налить его попросила в красивые стаканчики. Давайте украсим их.

 Возьмем стаканчик перевернём вверх дном и опустим его края в водичку, а затем в сахар, теперь наденем дольку апельсина на край стаканчика и вставим «зонтик». Вот теперь у нас стаканчики стали красивые - волшебные.                                                                             Угощаю всех «волшебным» соком, и даю трубочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО

Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДОИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие;  речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эсте...

Занятие с элементами сенсорной комнаты "Путешествие к королеве страны Эмоций"

Коррекционно-развивающее занятие направлено на коррекцию эмоционального мира детей детского сада....

путешествие в царство стеклянных звуков

Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков.Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.Расширять представления детей о характерных признаках весны.Учить пе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора «В гостях у Королевы Стеклянной страны»

- Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, делать умозаключения- Формировать умение  устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой стекла, из ...

Конспект НОД по теме: «Путешествие по сказкам в страну королевы Математики».

Конспект построен по мотивам сказок с использованием метематических заданий. Познавательно - иследовательская работа направленная на развитие у детей логического мышления. внимания, памяти....