"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Харлашева Ирина Юрьевна

Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДО

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие;  речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эстетическое развитие.

Вид деятельности:  познавательно-исследовательская

Педагогические технологии:  игровые технологии, детское экспериментирование, моделирование  и  ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому  развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

Регламентированная  деятельность воспитателя с детьми старшей группы

В гостях у королевы стеклянной страны

Совместная познавательно-исследовательская деятельность

педагогов с детьми с использованием  игровых технологий, моделирования и ИКТ

в рамках введения ФГОС.

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Харлашева Ирина  Юрьевна

Санкт – Петербург

2014 год

Цель: Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС  ДО.

Задачи :Формирование  умения выражать положительные эмоции (радость, восхищение при прослушивании стихотворения Дж. Родари и музыкального произведения «Марш Друзей» (муз. Н. Александровой); умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;  активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.

 Развитие и  активизация  словаря: стекольный завод, мастер-стеклодув, художник стеклянной посуды; стеклянная, стекло тонкое, прозрачное, цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, бьется, разбивается.

Материалы и оборудование: Королева стеклянной страны (сделана из стеклянного изделии),  ширма, мыльная вода стаканчики и соломинки, книга «Поэзия стекла» А. Парфеновой. Стеклянные  предметы посуды, компьютер, презентация  «Стекло» (.http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/prezentaciya-steklo),

изобразительные средства, бумага, материалы к дидактическим играм.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент. Игра «Стеклянные человечки»

          Руководство. Воспитатель предлагает детям пофантазировать, как бы жили люди в стеклянной стране. Вспомнить свойства стекла ( прозрачное, хрупкое, может быть и цветным) . Так как все стеклянное, вся жизнь у всех на виду, можно и не разговаривать; все мысли и так видно, все знают, о чем ты думаешь. А одежда? – Из цветного стекла.- А чем питаются? –Жидким стеклом, стеклянным порошком, мелкодробленым стеклом. –А транспорт из чего? Ведь необходимо предохранить  человека от острых углов, толчков. –А животные тоже из стекла? – А растения?

Все это воспитатель обговаривает с детьми

В.: Вы попадаете в страну, где все из стекла. А теперь представьте жизнь в этом стеклянном городе. Дети закрывают глаза, а воспитатель читает:

… Он попал на странный остров из прозрачного стекла.

      Все сверкало там на солнце- и деревья ,и дома.

      Как хрусталь прозрачны люди, точно чистая вода.

     Оттого чужие мысли там читают без труда…

     Стеклянным веником метут стеклянные осколки.

      Стеклянным мелом по стеклу учитель пишет.

     Стекло едят, его и пьют стеклянные стеклята.

     Стеклянные деревья, стеклянные дома.

      Не могут быть секреты в стеклянных городах . ( Дж.Родари «Стеклянный остров»)

Игровая обучающая ситуация:

Знакомство с Королевой стеклянной страны.

На ширме кукольного театра появляется Королева стеклянной страны.

-Я- Королева стеклянной страны, Хотите знать, в какой стране я живу? Для этого отгадайте, что находиться в этом сундучке. (Воспитатель берет у Королевы сундучок).

 Дидактическая игра «ДА-нет».

Воспитатель проводит игру для определения детьми предмета, находящегося в ящике. Дети задают вопросы воспитателю, получая только утвердительный или отрицательный ответы.

Алгоритм отгадывания. Это живое? Нет. Это в доме? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? В ней готовят пищу? Нет. Из неё пьют? Да. У неё есть ручка? Нет. Это стакан.

Воспитатель достает стеклянный стакан.

- Из чего сделан стакан?

Сегодня я приглашаю вас в свою стеклянную страну и расскажу вам о стекле и стеклянной посуде.

 - Какие предметы из стекла вы знаете?

 -  Где можно встретить стекло и стеклянные изделия?

 Рассмотрите стеклянные предметы на столе.

 - Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах? (Стеклянная, прозрачная, тонкая, хрупкая, цветное стекло, разбивается, легко бьется, бьющееся.)

 Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

 легкий – тяжелый,

 цветной – бесцветный

 прозрачный – темный,

 звонкий – глухой,

 бьется – не разбивается,

 стеклянный – деревянный,

 хрупкий – твердый.

Дидактическая игра  «Реклама».

Ребенок берет понравившийся стеклянный предмет и описывает его: «Это ваза. Она стеклянная, хрупкая, прозрачная, красивая. Ваза высокая. Снизу узкая, расширяется кверху. В         нее можно ставить букеты цветов.

Дидактическая игра «Узнай предмет по звону».

- У всех жителей стеклянной страны есть одна красивая тайна. Они откроют её, если по стеклянному предмету легонько ударить деревянной палочкой. И тогда стекло зазвенит.

В начале дети слушают, как звенит каждый предмет, затем воспитатель ударяет по предмету за ширмой. Дети угадывают, какой предмет звенит. После этого воспитатель и дети обсуждают почему предмет звенит. (От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздуху вблизи предмета. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим: «Дзинь»).

Дидактическая игра  «Замени звук».

 Дети меняют гласный звук в слове «дзинь» на другие гласные («дзонь», «дзань», «дзунь»).

Королева: Моя страна необычная: все предметы в ней стеклянные. Подумайте, быть стеклянным – это хорошо или плохо? Поиграем в игру «Хорошо – плохо». «Хорошо»: хорошо пить из стеклянной посуды ( она прозрачная, видно, что пьешь); гладкая ( хорошо моется, не уколешься), красивая, легкая, «плохо»: стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться, нельзя ставить на огонь, трескаются от мороза.

- А вы знаете, как делают стекло?

Воспитатель рассказывает легенду о рождении стекла.

Почти пять веков пролетело с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пескам Аравийской пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую взяли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо. Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Люди впервые увидели стекло…

Использование электронного образовательного ресурса. Просмотр   отрывка презентации  «Стекло» (.http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/prezentaciya-steklo)

 

- Из чего «варят» стекло?

-  Где делают стекло и стеклянную посуду?

-  Как называют человека который создает стеклянные изделия?  

- Почему его так называют? Произнесите медленно: стеклодув выдувания стекла?

- Что выпускает стекольный завод?

Игра –эксперимент «Стеклодувы».

- Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами?

Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду. Дети делятся на две команды. Сначала одна команда пускает пузыри, а другая наблюдает за ней и читает стихотворение Э. Фарджи «Мыльные пузыри», каждый ребенок произносит одну строчку.

- Осторожно – пузыри!                        

-  Ой, какие!                                        

-  Ой, смотри!                                

-  Раздуваются!                                

-  Блестят!                                        

-  Мой – со сливу!

-  Мой – с орех!

-  Мой не лопнул дольше всех!

-  Отрываются! - Летят!

Потом команды меняются.

Игровое задание. «Нарисуй Стеклянный город».

Затем детям раздается различный изобразительный материал и все вместе или подгруппами они рисуют стеклянный город, договорившись, кто что будет рисовать.