Конспект занятия "Птицы прилетели"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гаврилова Тамара Альбертовна

Программные задачи:

Обобщать и закреплять характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знание о законах природы их сезонности.

Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи и закономерности.

Развивать воображение, мышление, речь детей.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Воспитывать интерес к результатам своей деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение стихов ("Весенний лес" В. Степанов; "Полюбуйся, весна наступает" И. Никитин; "Весна" Е. Каргановой) .
2. Чтение рассказа о весне ("Весна - красна" И. Соколов-Микитов) .
3. Рассматривание иллюстраций. 
4. Беседы о птицах. 
5. Наблюдение в природе. . 

Материал:

Картинки птиц, готовые формы скворечника , фонограммы, мультимедиа.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, по дороге в сад вот что я нашла, посмотрите. Что же это может быть? (показ красивой коробки) Это волшебная коробка, сейчас увидим, что там внутри. Здесь загадка вложена. Давайте прочитаем

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… весна.

Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка? Какое сейчас время года? А что у нас происходит в природе?

Дети: Тает снег, звенят ручьи, солнце светит ярче, прилетают перелётные птицы, дует теплый ветер, появляются проталины, люди сменили тёплую зимнюю одежду на лёгкую весеннюю.

Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

Дети называют на экране лишнюю картинку, не подходящую к весне.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся в весенний лес.

Игра "Мы шагаем"

Мы шагаем, мы шагаем, 
Выше ножки поднимаем. 
Через камушки и кочки, 
Через ямки и пенёчки. 
Раз, два, три, четыре, 
Мы в лесу, а не в садике.

(На экране появляется слайд (лес), звучит фонограмма "Шум леса".)

Воспитатель: Ой, ребята, оглянитесь вокруг. Где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались в весеннем лесу.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Здесь растут разные деревья и поют птички.

Воспитатель: Ребята, мы пришли в сказочный лес, а как мы должны вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, потому, что можно вспугнуть лесных птичек и зверей. Нельзя ломать ветки деревьев и кустов, ворошить муравейники.

Воспитатель: Правильно, ребята. Какие вы умные и воспитанные дети  и поэтому лес нам разрешает погулять и подышать воздухом.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое высокое, голубое, солнечное небо. Воздух тёплый, светлый, чистый, как легко дышится в лесу весной! Давайте подышим чистым весенним воздухом. Выпрямите спинку, расправьте плечи и вдохните через нос глубоко, глубоко.

Воспитатель: Ребята, если вы будете часто ходить в лес, гулять в лесу и дышать свежим воздухом, то, тогда какими вы будете?

Дети: Здоровыми, красивыми, крепкими и сильными.

 

Хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Весной из тёплых краёв возвращаются птицы. А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв?

Дети: Перелётные птицы.


 

Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

 — Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец). «Прилетевшим» детям раздается части картинок, с изображением зимующих птиц.

Игра «Собери картину» - дети собирают из частей картинки птиц (на ковролине)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать, как поют птицы. Некоторых птиц вы уже знаете и слышали как они поют, а с некоторыми познакомитесь сейчас. На экране появляется слайды птиц - грачи, журавли, соловьи и слышатся их пение; в конце картина скворца,

звучит фонограмма голоса скворца: "Здравствуйте, ребята, это я - птичка скворец. Я прилетел из теплых краев. Скоро вернутся мои братья и сёстры - скворцы. А домиков-скворечников в лесу очень мало. Где же будут жить наши друзья? Где будут высиживать своих птенцов? Беда! Беда!»

Воспитатель: Что же делать, ребята? Как же нам помочь скворцам? (Надо сделать для скворцов скворечники.) 

Физминутка«Скворечник». 
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

(Дети имитируют движения распиливания дощечки). 
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей). 
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

(Выполняют движения махи руками к себе). 
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

 

Скворцы не вьют гнезда, как другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Называются они скворечники.

(Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток, его назвали так, потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

 

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летели скворушки- скворцы. Махи руками.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали.

Стайкою на землю сели,

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Указательными пальцами

Как я червячков люблю. постучать по полу.

 

Перышки почистим, Руками потереть предплечья,

Чтобы были чище. как бы обнимая себя.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

 

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

 

А сейчас мы сделаем скворечник. Чтобы наши пальчики хорошо работали, поиграем в пальчиковую игру «Карга килэ…»

Карга килэ-казан аса,

Торна килэ-тоз сала,

Песнэк килэ- пешерэ,

Чыпчык килэ-тикшерэ,

Малай килэ ашап бетерэ.

Воспитатель:  Посмотрите на образец . Какой по форме скворечник? –

(Прямоугольный).

-Какая по форме крыша? (Треугольная крыша).

-Какой по форме леток? ( Круглый.) Для чего он нужен?

-Какой формы насест? (Насест прямоугольной формы.)

-Вначале на прямоугольник кладем крышу, потом кружок и под ним полоску.

Вот какой скворечник получился, прямо дворец.

Работа детей (звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?

Дети: Мы помогли птицам, сделали скворечники.

 

Ребёнок: Мы скворечник смастерили

И к дереву прикрепили.

Мы ждём перелётных гостей

Скворцы! Прилетайте скорей!

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, и скворец благодарит нас за такие красивые домики. (На экране появляется скворец на скворечнике, которая поет и говорит детям «спасибо»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изо в подготовительной группе:"Прилетела осень-волшебная птица"

Яркая, красивая работа по изо -декоративное творчество, дети развивают фантазию, творчество. Рисуют необычный образ птицы, применяют в работе нетрадиционные техники....

Конспект коллективной аппликации на тему: "К нам прилетели снегири"

В данной работе я использовала с детьми обычные деревянные прищепки. Вот, что у нас получилось!...

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект «Грачи прилетели».

Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели»....

Конспект занятия "Прилетели птицы"

Конспект занятия по лексической теме "Перелетные птицы"...