Разработка конспекта "Старые вещи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ардашева Елена Александровна

Такие занятия - игры дают воспитателю новые возможности в работе, а дети получают удовольствие от учебного процесса и обеспечивают хорошую подготовку к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starye_veshchi.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в старшей  группе с использованием ИКТ «Старые вещи»

Тема: «Старые вещи»

Обучающие задачи: С помощью презентации познакомить детей со старыми вещами. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Знакомить детей с народными играми.

Расширять словарный запас за счёт новых слов: керосиновая лампа, лохань, часы-ходики, чугунный утюг.

Развивающие задачи: Развивать интерес к народному творчеству. Желание участвовать в коллективных играх. Развивать память, логическое мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к народному творчеству; поощрять добрые отношения; внимание друг другу, активность и самостоятельность.

Материал: ноутбук, доска, проектор; презентация «старые вещи»;  Д/И «Чудесный мешочек»

Предварительная работа: Поиграть в настольную игру « Эволюция обычных вещей», разучить народную игру «Горшки», рассматривание альбомы иллюстраций «Дом, предметы домашнего обихода»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Предлагает отправиться в прошлое, где нет многоэтажных домов, что напоминало бы нам город в те давние годы? Что может перенести нас в другое время.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь попробуем ее построить.

Дети: Делают это самостоятельно, используя геометрические фигуры.

Воспитатель: Машина готова доставить нас в другое место.  Закрывайте глаза и считайте от «10» до  «1» Что напоминало бы нам город в те давние годы?

Воспитатель: Где мы оказались?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как назывались дома?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как и чем их строили?

Воспитатель: Слайд – задание №1.  «Соедини точки в определенном порядке».

Дети: ответы детей

Воспитатель: Теперь мы видим  с помощью, каких инструментов построены дома жителей. Поговорим, ребята на тему: «Старые вещи»

(воспитатель показывает презентацию и рассказывает ). Раньше в домах вещи были не такие как сегодня. Ведь тогда письма писали гусиными перьями, по вечерам зажигали лампы, а бельё гладили тяжёлыми утюгами, которые нагревались раскалёнными углями.

И часы были другими одни стояли на полу высокие выше человеческого роста. Время они отбивали громко с мелодичным боем. А на стенах тикили- ходики у которых на длинной цепочке висели медные гири. А послушать музыку заводили граммофон с большой блестящей трубой. В наше время многие вещи выглядят по-другому. Они тоже красивы, но отличаются от старинных своей формой и окраской.

(воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения вещей на доске   и предлагается устно воспроизвести по памяти все вещи)

Дети: (ответы детей)

Сюрприз: Появляется кукла Маша в русском сарафане и приглашает детей к себе в избу. Воспитатель: Слайд-задание №2. Машенька для нас придумала задание. «Узнай предмет по контуру» (ребята рассматривают на доске схематические изображения предметов быта, дети узнают предмет  и называют его)

Воспитатель: У Машеньки в руках находится «Чудесный мешочек», а в нем лежат предметы быта. (На ощупь надо найти те предметы, которые дети узнали по схематическим изображениям)

Дети: выполняют задания

Воспитатель: Слайд-задание №3. Маша, просит оглядеться в избушке и найти слова, которые начинаются на звук «С»

Дети: Сарафан, скатерть, стол, скалка, стул, сундук, сито, сапоги, ступа, самовар, сушки, соха, серп.

Воспитатель: Машенька предлагает поиграть в народную игру «Горшки».

Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на пол. Другая команда – хозяева. Они встают за горшками. Водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает: Почём горшок?

По денежке.

А он не с трещиной?

 Попробуй.

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:- Крепкий! Давай сговор!

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:

 Чичары, чичары,

Собирайтесь гончары,

По кусту, по насту,

По лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и хозяин, и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку  - тот становится хозяином. А опоздавший делается водящим.  

Воспитатель: Слайд-задание №4. Пока вы играли, Машенька в избушке нашла корзину, а в ней разные слова.

Будем их расставлять на свои места. А вы запоминайте.

На стол-самовар; На лавку-лампу; На пол - прялку;  Рядом с прялкой – веретено; В печку-чугунок; На стену-часы-ходики; На полку-кувшин; Под стол - лохань; В зыбку - лоскутное одеяло; Под лавку-утюг; У двери ведро.

Воспитатель: А теперь давайте, соберём слова обратно в корзину.

Дети: (рассказывают и собирают слова)

Воспитатель: Слайд- задание №5. Загадки от Маши.

Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею?   (веретено)

Кто при царе в шапке.                                                  (самовар)

Железный конь скачет в огонь.                                   (кочерга)

Рогат, да не бык, хватает – да не сыт,        (ухват)

 людям отдаёт, сам на отдых идёт.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.                                                      (печь)

Четыре братца под одной крышей живут.                     (стол)

(получают фишку за правильный ответ).

Воспитатель: Слайд№6 Машенька у гончара взяла посуду и поставила на полку, а полка возьми да и обвались под такой тяжестью! Разбились кувшины. Давайте Машеньке поможем починить посуду.

Дети: подбирают нужные фрагменты к кувшинам на интерактивной доске.

Воспитатель: Вот и подошел к концу первый день нашего путешествия в прошлое. Дети рассказывают, чем они занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»

Лучшей игрушкой для ребенка будет та,  которую он создал своими руками....

Новая жизнь старых вещей

Мастер класс; по изготовлению новогодней подделки из бросового материала....

Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь

Опыт работы по  конструированию и ручному труду...

Сценарий совместной деятельности со старшими дошкольниками в творческой мастерской "Новая жизнь старых вещей"

Совместная деятельность в творческой мастерской позволяет совершенствовать умения детей замысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развиват...

Проект "Новая жизнь старых вещей"

Создание нужных вещей из старых и отживших...

Выставка поделок "Новая жизнь старых вещей"

В рамках реализации природоохранных социально-образовательных проектов в нашем детском саду была организованна выставка детско-родительских поделок "Новая жизнь старых вещей" Идея выставки-з...