Познавательно- исследовательский проект "Путешествие капельки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жаворонкова Светлана Сергеевна

Проект "Путешествие капельки " помог на доступном и интересном для детей материале решить важнейшие задачи: формирование познавательной и творческой активности, интеграция задач речевого развития во все формы работы с детьми, внедрение патриотического компонента в образовательную программму без ее утяжеления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapelki_proekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательский проект  для подготовительной логопедической  группы

«Путешествие капельки»

Цель проекта: развитие познавательной активности детей и формирование навыков коллективной исследовательской работы

Задачи:

- учить детей ставить познавательную задачу на основе анализа проблемной ситуации;

-учить детей универсальным методам получения информации в соответствии с поставленной задачей : наблюдение, экспериментирование, моделирование, обсуждение, использование литературных и  виртуальных  источников;

- учить использовать полученные знания в различных видах деятельности, стимулировать творческую активность;

-учить продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения проекта;

- расширить и систематизировать знания детей по лексическим темам «Профессии», «праздник 8 Марта», «Признаки весны»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный этап:

Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Просмотр мультфильмов.

Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений.

Заинтересовать детей. Познакомить персонажем Капитошкой. Создать проблемную ситуацию, стимулирующую сбор информации о воде.

. Актуализация темы для родителей.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи.

Вхождение родителей в тему проекта.

Предварительное анкетирование.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта.

Деятельностный:

Исследовательская, поисковая деятельность: экспериментирование, наблюдение, рассматривание энциклопедий, просмотр обучающих презентаций.

Художественно-продуктивная деятельность: иллюстрирование стихотворений и сказок,

Составление схем и моделей

Рассматривание карт  водных объектов Санкт-Петербурга

Участие в сюжетно-ролевых и режиссерских играх.

Изготовление поделок из теста в подарок мамам..

Сочинение сказок по теме проекта;

Рисование плакатов;

Участие в физминутках, эстафетах, динамических паузах

1.Непосредственное руководство поисковой и исследовательской и художественной деятельностью детей.

2. чтение сказок, рассказов, стихотворений по теме проекта

3. Создание условий для игровой деятельности детей в рамках проекта

4.Создание презентации «Фея воды  украшает Санкт-Петербург»

1.Посещение с детьми Музея Воды, Музея Водоканала, водных объектов города и области, оформление фотоотчета.

2.Оформление страничек для книжек-самоделок с пословицами, поговорками, стихотворениями и загадками о воде.

3. Составление совместно с детьми схемы квартиры «Где прячется вода?»

4. Рассказ ребенку о том, как используется вода в профессиональной деятельности родителей.

5. Составление кроссвордов

6. Подбор иллюстраций и фотографий по теме «Роль воды в создании неповторимого образа Санкт-Петербурга»

Завершающий

1.Активное  в викторине «Что мы знаем о воде».

2.Помощь педагогам в оформлении стенгазеты «Как мы побывали в гостях у Капитошки»

3.Создание иллюстрированной книжки-познавайки о воде

4. Оформление выставки детских работ по теме проекта

1.Подготовка и проведение викторины «Что мы знаем о воде»

2.Оформление  стенгазеты «Как мы побывали в гостях у Капитошки».

3.Создание иллюстрированных книжки-познавайки о воде

4.Подведение итогов работы над проектом.

5.Оформление презентации и фотоальбомов.

6.Размещение презентационного отчета о проекте на  сайте ГДОУ

1.Активное  в викторине «Что мы знаем о воде».

Содержание проекта

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Просмотр презентации «Детям о воде» http://azbuka-uma.by/prezentaciya_water 

2. Экспериментирование

 –изменение агрегатных состояний воды;

моделирование с помощью человечков ММЧ (ТРИЗ в детском саду.)

-Свойства воды (

Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»- ТЦ «Учитель» Воронеж 2004

3.Наблюдение:

- за сосулькой в солнечную погоду;

-какой снег быстрее тает чистый или грязный

-влияние воды на проращивание семян, появление листочков на срезанных ветках, состояние комнатных растений

4.Исследование загрязненности снега и воды в лужах и городских водоемах

5.Беседа о загрязнении воды в водоемах Санкт-Петербурга и области

6.Экспериментирование:очистка воды с помощью фильтров

7. «Мозговой штурм»: Как люди разных профессий в нашем городе  используют воду?

8.Просмотр мультфильма «Приключения Капитошки»

9. Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»

http://7licei.3dn.ru/publ/fizminutki/tematicheskie/krugovorot_vody_v_prirode/37-1-0-124

Просмотр обучающего мультфильма «Путешествие капельки»

http://videoscope.cc/92911-multfilm-puteshestvie-kapelki-ili-krugovorot.html

10. Составление плана-схемы «Где прячется вода в детском саду»

11. Просмотр презентации «Фея воды украшает Санкт-Петербург»

12. Составление карты-схемы водной системы на территории Санкт-Петербурга, портов, ремонтных доков и других объектов , связанных с навигацией.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

.игра Человечки ММЧ «Вода, снег, лед, пар» («Триз в детском саду» : Гин С. И. Издательство: ИВЦ.-2007..

2. игра «Хорошо-плохо» (когда вода помогает людям, когда может быть опасна)

3.с-р игры «Парикмахерская», «Столовая», «Поликлиника» «Детский сад»

4.Трудовая деятельность с использованием воды:

-изготовление соленого теста , лепка из него подарков мамам на 8 марта

-труд в уголке природы: полив растений, уборка

-стирка тряпочек для изо;

5. Режиссерские игры «Веселые капельки»

«Путешествие веселых капелек по Санкт-Петербургу»

6. Д/и «Что умеют капельки ?»

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Сочинение коллективной сказки «Путешествие капельки по  Санкт-Петербургу»

2.Сочинение сказок на тему «Приключения Капитошки в парикмахерской, поликлинике, автомастерской и т.д»

«Как Капитошка помог мне маму поздравлять с 8 Марта»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 1.Чтение сказки Натальи Гузеевой  «Приключения Капитошки»- М. Издательство  «АСТ»-2010

2. Рассказывание детям «Притчи о капельке»

3. Чтение стихотворений Тамары Маршаловой «Для чего нужна вода?»

«Не шутите!», «Закрывай покрепче кран»

4.Чтение  рассказа М. Пришвина  «Светлая капель»

5. Чтение стихотворений Светланы Олеговой о воде:

-«Что такое вода?»

-«Что может быть в прозрачной капельке воды?»

-«Берегите воду»

-«Вода из- под крана»

-«Кто знает, откуда берется вода?»

6.Иллюстрирование коллективных сказок «Путешествие капельки», «Приключения Капитошки в парикмахерской, поликлинике и т.д.»

7.Лепка фигурок для режиссерской игры «Веселые капельки»

8.Рисование экологических плакатов «Экономь воду»,

«Сохраним водоемы чистыми»

9. Рисование плакатов «Будь осторожен с водой!» (ОБЖ)

10. Рисование иллюстраций к стихотворениям о воде.

11. Слушание «Звуки природы» -дождь, ливень, шум прибоя.

12. Танцевальные импровизации «Капельки танцуют»

13. Создание альбома рисунков «Как фея воды украшает Санкт-Петербург»

Образовательная область «Физическое развитие»

1.П\и «Ручеек”

2.П\и   “Ходят капельки по кругу» Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»- ТЦ «Учитель» Воронеж 2004

3.Физминутки:  «Влез кулик молодой на колоду»

«Дождь, дождь!»

«Льется чистая водица!

«Приплыли тучи дождевые»»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/alfavitnye-fizminutki

4.Эстафета «Очистим водоем»

5. Речь с движениями «Стирка», «Я сварю для куклы суп» http://www.minibanda.ru/u/21064/note/uprazhneniya-na-koordinaciyu-rechi-s-dvizheniyami

6. Физминутка «Круговорот воды в природе» (приложение)

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

  1. Семейная викторина «Что мы знаем о воде?»

2.Выставка иллюстраций к сказке «Приключения Капитошки», выполненных вместе с родителями.

3.Рекомендации родителям посетить Музей Воды, Музей Водоканала

водные объекты Санкт-Петербурга (реки, озера, залив).

4. Создание стенгазеты с использованием фотоматериалов  «В гостях у Капельки» по итогам прогулок с родителями.

5. Составление плана –схемы квартиры «Где прячется вода в нашем доме?»

6. Изготовление  иллюстрированных книжек- самоделок с подборкой пословиц, поговорок, стихотворений, загадок о воде.

7. Составление кроссвордов по теме «На невских берегах» (о водных артериях города и их роли в жизни петербуржцев)

8. Подбор иллюстраций и фотоматериалов к созданию презентации

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

1.Потешки про умывание http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki02.php

Оснащение предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной и самостоятельной деятельности детей

1.Емкости для воды различной формы и объема

2.водный термометр

2.Модели агрегатных состояний воды

3. Схема «Круговорот воды в природе»

4.Детские энциклопедии  о воде

5. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Автомастерская», «Кафе»

6. Демонстрационный материал по тема «Безопасность на воде», «Берегите воду»

7. Аудиоматериал «Звуки природы»

Приложение:

Физкультминутка «Круговорот воды в природе»

 (координация речи с движениями)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше… Пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Всё это и зовут в народе: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Кап кап капелька" (1-ая младшая группа)

Воспитывать экологическую культуру нужно сраннего  детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким является вода. Воды на Земле становится все меньше, поэтому объектом исследования мы вы...

Познавательно-исследовательский проект "Капелька"

В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необх...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за  демонстрацией оп...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Капелька света»

Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.Подвести детей к пониманию для чего нужно человеку электричество.Способствовать умению детей поддерживать диалог.Прививать у детей навыки п...

Познавательно-исследовательский проект "Капелька"

Цель: формирование у детей эмоционально-нравственного отношения к воде  как одному из источников жизни на Земле...