Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чуракова Елена Николаевна
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_ekologii.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.

Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.

- Развитие познавательного интереса к миру природы.

- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование элементарных экологических представлений детей 5-6 лет осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В работе с детьми используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые и т. д. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов.

Задачи в работе педагога эколога:

1. Расширять и уточнять представления детей о природе;

2. Закреплять умение наблюдать;

3. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;

4. Познакомить с понятиями «лес», «луг». И «сад»;

5. Продолжать знакомить с комнатными растениями;

6. Закреплять умение ухаживать за растениями;

7. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений;

8. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;

9. Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы;

10. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовиться к зимней спячки;

11. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках;

12. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

13. Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы;

К концу года дети должны:

1. Знать основные классы животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные) ;

2. Знать представление домашних и диких животных;

3. Уметь различать и называть растения ближайшего окружения;

4. Уметь различать и называть комнатные растения;

5. Знать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями;

6. Знать представления о сезонных изменениях в неживой природе;

7. Знать значения и правила поведения в природе;

Занятие в старшей группе проводится один раз в неделю по 25 минут.

Сентябрь

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы и наблюдения

Овощи и фрукты на нашем столе

Обобщить предст. об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и  созр. (плодород.земля, влага, свет, тепло.. Дать представления о пользе природных витаминов.

-«Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью?» (Горькова Л.Г. (с.52))

-«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» Воронкевич О.А. (с.70)

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Осенние дерево», «Поспели яблоки»,«Овощи». Лепка «Овощи».

Рассматривание демонстрационного материала «Овощи» и «Фрукты»

Чтение:

Н.Носов «Огурцы»

Ю.Тувим «Овощи»

Н.Егоров «Капуста», «Помидор»

И.Бунин«Листопад», А.Майков «Осенние листья по ветру кружат».

-«Угадай по описанию.»

-«В саду или в огороде».

-«Витаминка и ее друзья».

-«Чудесный мешочек». «Третий лишний»,

«Что где растет?»,

«Вершки - корешки»

Сюжетно—ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»»

Рассказ  воспитателя о сельскохозяйственных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах.

 Хлеб.

Расширять предст. о культурных злаках (пшеница, кукуруза, овёс)

«Хлеб – всему голова. Ржаной и пшеничный хлеб» Горькова Л.Г. (с.42)

НОД «О тех, кто растит хлеб»

«Колосок »  объемное рисование пластилином

Чтение  К. Паустовский «Теплый хлеб», А.Ремизов «Хлебный голос»

С.Топелиус «Три ржаных колоса» Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Н.Носов «Огородники

Игры «Булочная», «Кондитерский отдел»,

д/и «Где что зреет?»

Беседа – «Труд людей на фермах», «Девочка, наступившая на хлеб»

«О чем поведал колосок»

Октябрь

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы и наблюдения

 Осень

Познакомить с сезонными изменениями в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдения. Воспитывать любовь к родной природе.

«Осень золотая» (Волчкова В.Н. (с.21)

Рисование «Осенний лес»

 Рисование «Золотая  осень»

 Лепка «Ваза для осеннего букета»

-Н.Павлова «Растения осенью»

-П.Дудочкин «Живые часы»

-Н.Гумилевская «Почему осенью желтеют листья?»

И.Бунин «Листопад»

Г-Х Андерсен «Дюймовочка»

В.Бианки «Приключения Муравьишки».

-«Чудесный мешочек». «Третий лишний»,

«Что где растет?»,

«Вершки - корешки»

«когда это бывает?»

Беседа об осени «Осень, что о ней ты знаешь»

Наблюдения за изменениями в природе

Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых

Грибы и ягоды

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

«Удивительный лес» Горькова Л.Г. (с.67)

«Царство растений – грибы»

Рисование «Грибы в лукошке»

Аппликация «Мухомор» «Грибы» .

Рассматривание иллюстраций или муляжей грибов

Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»

М Пришвин «Последние грибы»

Д/и «Съедобные—несъедобные»

Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»

«Где что растет»

Беседа «Грибы съедобные и ядовитые»

«Как мы грибы искали»

Ноябрь

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы и наблюдения

Деревья  и кустарники

Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе.Расширить представление детей о многообразии форм и цвета листьев различных деревьев.

-Природа и люди (Горькова-109.

Воронкевич241

Волочкова-121)

Продуктивная деятельность  

«Ветка рябины в вазе»

Рисование "Разноцветные листочки" Рисуем деревья и кустарники

Рассматривание демонстрационного материала «Деревья»

 «История одной яблоньки» (К, Ушинский)  

И. Бунин «осень в чаще леса»                                                       Описательные загадки о деревьях и кустарниках

Д/и «Отгадай и покажи», «С какого дерева листик», «Дерево - куст» «Наряди дерево по времени года», «Что здесь лишнее?»                «На чем что растет?

«Деревья и листья»

  «Чьи детки».

Наблюдения за деревьями на участке

Поздняя осень. Перелётные и зимующие  птицы.

Дать детям представления о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразие; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

 «В мире пернатых» (Кочемасова-135, 156.

Волчкова-39,66,107)

«Осенние заботы животных и птиц» Волчкова В.Н. (с.25)

«Покормите птиц зимой» Волчкова В.Н. (с.66)

Продуктивная деятельность:

Рисование «Птичка» «Жаворонок»

Конструирование «Грачи»(оригами)

Лепка «Птички клюют зернышки», «Птички в гнезде»

Аппликация «Красивая птичка».

Рассматривание «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы».

Чтение рассказов: «Воробьи», «Дятел», «Сова», «Ласточки», «Сова», «Сорока» и др. (Т.Д.Нуждина «Мир животных и растений» )

Л.Толстой «Чив – чив, воробей». «Хотела галка пить» «Котька и птичка»

Н. Романов «Воробей» М.Горький. «Воробьишко»

«Ласточка» Г. Снегирев

Н. Сладков «Синичка обыкновенная»

д/игры

 «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Часть – целое».

 Сюжетно -  ролевые  игры:  «Семья», «Зоопарк». «Прогулка в лес».

Наблюдения за птицами

Беседа «О тех, кто умеет летать».

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах»,

Декабрь

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы

Дикие животные и их детёныши

Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, уточнять названия детенышей диких животных.

«Дикие животные» Горькова Л.Г. (с.74)

«Зимовье зверей» Волчкова В.Н. (с. 62)

Продуктивная деятельность:

Рисование «Зайка серый, где ты бегал»»

Рисование «Ежиха с ежатами»

Чтение:

Соколов-Микитов из книги «Год в лесу» рассказы «Еж», «Заяц-беляк», «Белка».

-В.Бианки из книги «Четыре времени года» стр.141-142 рассказы «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся».

Чтение рассказов о жизни диких животных зимой. (Родная природа. Осень. Зима, стр. 138—146).

Загадывание загадок о животных.

Рассматривание картин серии «Из жизни диких зверей».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Зоопарк»,

Подвижные игры: Бездомный заяц», «Волк и зайцы»,

Беседа о том, как готовятся животные, к зиме

«Где живет медведь»

  1. «Кто живет в лесу?».

Зима.

Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширить словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы. Продолжительность светового дня. Расширить представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд

«Здравствуй, гостья-зима!»

«Снег и его свойства» Горькова Л.Г. (с.79),                              

Воронкевич О.А. (с.89)

«Беседа о зиме»

(Бондаренко-79.

Горькова-91.

Воронкевич-231.

Кочемасова-143, 145)

Продуктивная деятельность:

Лепка «Девочка в зимней одежде». Рисование «Зима».

Аппликация «Зимушка – зима».

Рисование «Зимние деревья»

«Красивое развесистое дерево зимой»,

Рассматривание картин о зиме.

Чтение художественной литературы о зиме и зимних явлениях.

: С.Есенин «Поет зима – аукает…»; И.Суриков «Зима»,  «Лисичка – сестричка и волк», обр.М.Булатова.

Дидактические игры: «Оденем Машу и Сашу на прогулку», «Зимние забавы», «Зима, это хорошо или плохо?», «Игры зимой».

 «Четыре времени года»

П/игра «Кто дальше бросит снежок», «Снежинки и ветер», «Снежная баба».

Беседа «Зимние приметы»

Наблюдение за изменениями в неживой природе

 Беседа «Правила безопасности зимой»

Январь

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы

Домашние животные и их детёныши.

Познакомить с домашними животными (корова, коза, лошадь и тд., закреплять названия домашних животных и их детенышей.

«Домашние животные – друзья человека» Горькова Л.Г. (с.71)

Продуктивная деятельность:

Рисование «Усатый – полосатый»» , «Пушистые животные»,

Аппликация «Полосатый коврик для кота». "Кисонька-мурысынька"

 Лепка «Кошка с котятами», «Деревенское подворье»

Рассматривание иллюстрационного материала «Домашние животные и их детеныши».

Чтение художественной литературы о домашних животных: В.Чаплина «Обыкновенная кошка»,

Л.Воронкова «Кружка молока»

«Три поросенка», пер с анг. С.Михалкова; ««Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Бодливая корова» «Почему Тюпу прозвали Тюпой»  Е.Чарушин

А.Барто «Усатый –полосатый»

Дидактические игры: «В гости к бабушке Арине», «Что умеют делать звери?», «Составление и отгадывание загадок». Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «У Зайки день рождение».

Подвижные игры: «Жадный кот», « Бездомный заяц», «Лошадки».

"Пастух и стадо"

«Обитатели скотного двора»

«Чистый воздух и вода богатство нашей страны»

Дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды (чистая вода, родники—это бесценный дар природы), воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека), солнца для жизни человека. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.

.

Тема: «Чистый воздух и вода богатство нашей страны»(Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитатнию дошкольников» стр. 38-40.

- «Воздух» Горькова Л.Г. (с.36)

«Воздух, вода и свет» Горькова Л.Г. (с. 38)

Чтение экологической сказки «Как люди обидели речку».

стих-е  Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

Рассматривание экологического плаката «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода».

«О воде живой и мертвой»--выпуск листовок «Береги воду».

-Сказка «Дружба ромашки и капельки»

(А.Лопатина, М.Скребцова «Начала мудрости. 50 уроково добрых качествах.» М., «Амрита-Русь», 2005. стр.279)

-Рассказов «Дождь», «Родник». (Т.Н.Нуждина «Мир животных и растений»)

П/и «Ручеек»

Беседы:

-Кому нужна вода?

-Как беречь воду?

Беседа «Зачем нам нужен воздух?»

Надувание мыльных пузырей
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды Игра "Как сосулька превратилась в воду"

Февраль

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы

Речные и аквариумные рыбы. Мир океана.

Расширять представления:- о рыбах, место обитания их;

«Кто такие рыбы?» Волчкова В.Н. (с.74)

Художественно-продуктивная деятельность

Лепка «Чудесные раковины»

"Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

«Разноцветные рыбки»
Рисование «Рыбки в аквариуме»                                     «Моя любимая рыбка».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»                                  Рассказ Л. Берг "Рыбка"
О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

«Кому нужна вода»

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».

Игра "Мы весёлые рыбки"

 «Водоем и его жители»

Комнатные растения.

Расширять и уточнять представление о комнатных растениях. Закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы). Воспитывать желание ухаживать за растениями. Учить видеть их красоту.

«Комнатные растения. Уголок природы»

Горькова Л.Г. (с.93)

Рисование«Комнатное растение» (с натуры).

Лепка "Кактус"
Барельеф "Красивые цветы"

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Рассматривание картины "Цветущий кактус"

южетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"

Беседа "Для чего выращивают комн. цветы?"

- Беседа о комнатных растениях;

«Как живут комнатные растения».

- Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

Март

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы и наблюдения

Человек. Части тела.

Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формирование представления о их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах  и фруктах, молочных продуктах  полезных для здоровья человека

«Человек – часть природы» Горькова Л.Г. (с. 59)

Рисование «Дети гуляют»

 А.Барто «Девочка чумазая»

Рассм.  иллюстр. таблиц "Строение человека",

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

Дидактические игры: «Продукты полезные и не очень полезные», «Хорошо – плохо», «Вкусный обед», «Что из чего».

 Сюжетно ролевые игры: «Кафе», «Готовим праздничный обед», «Угощаем гостей», «Больница».

Беседа: «Предметы личной гигиены, как ими пользоваться?», «Если хочешь быть здоров закаляйся»,

«Когда я ем я глух и нем». Проблемные вопросы и ситуации: «Что будет, если мы не будем мыть руки».

Беседа о потребностях человека

 Рассказ о вредных привычках

Весна.

Учить называть характерные признаки весны, устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды. Замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.

«Кто больше всех радуется весне?» Волчкова В.Н. (с.99)

«Беседа о весне» .

(Бондаренко-112.

Воронкевич-252.

Кочемасова-178.)

Занятие «В окно повеяло весною».

Продуктивная деятельность:

Рисование «Капель», «Мое любимое солнышко».  "Волшебница весна"

Аппликация «Плывет кораблик», «Пушистые цыплята»

Лепка «Веточки  вербы».

Чтение стихов о весне,

Заучивание А.Плещеева «Весна». Чтение Е.Баратынский «Весна, весна», З,Александрова «Капель», И.Белоусов «Милая певунья

В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"

«Магазин»,  «Цветы»,

Наблюдение за солнцем, за облаками

Беседа «Куда ушел снеговик?»

«Первые проталинки»

«На нашей улице весна»

Наблюдение за ветками, поставленными в воду

Беседа «Как поссорились март и февраль»

Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?

Апрель

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы

Огород на окне

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунках.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

«Как всё живое растёт?» Волчкова В.Н. (с.8)

«Культурные и дикорастущие растения» Горькова Л.Г. (с.98)

Дидактическая игра «Растет, цветет и зреет»

В погоне за светом.

(О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 55, 57, 62.)

Беседа «Из чего можно вырастить растение?»

Посадка и циклические наблюдения за ростом лука(по двум признакам).*(первая неделя месяца)

Опытно-экспериментальная деятельность за ростом лука. (С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» -февраль, старшая группа); Горькова-90.

Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание

Цветы

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

«Первоцветы» Волчкова В.Н. (с.101)

-Рисование "Поляна цветов"

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
Чтение рассказа "Зелёные страницы»

А.Куклин «Отчего луг желтый»

М.Пришвин «Золотой луг»

игра - беседа о цветах "Отгадай, где я вырос?"

"Собери букет"
"Узнай растение"

"Как развивается растение"

Беседа "Мой любимый цветок"

«Лесная аптека»

«Чем опасны ядовитые растения»

 Май

Тема

Цель

НОД

Чтение и рассматривание

Игры

Беседы и наблюдения

Насекомые.

Насекомые Расширить знание о многообразии насекомых. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз, жуков (божья коровка, находить различия во внешним виде бабочки и жука. Формировать обобщающие понятие «насекомые».

«Кто такие насекомые?» (Волчкова В.Н. (с.112) Горькова-105.

Воронкевич-240, 492.

Кочемасова-174)

«Муравьи – санитары леса»

Рисование «муравей»

«Бабочки на лугу»

"Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

 рассм. таблиц "Строение насекомых

Чтение:

Л.Толстой «О муравьях»

Рассматривание демонстрационного материала «Насекомые»

Чтение художественной литературы и загадывание загадок и насекомых"

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

«Летает-не летает».

«Четвертый лишний»

Наблюдение за  насекомыми на участке.

Лето.

Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния – 22 июня.

«Земля – наш общий дом» Волчкова В.Н. (с.121)

Рассматривание иллюстраций о лете

«Бывает или нет», «Ручеек»

«Что где растет»

Наблюдение за насекомыми, растениями, облаками, солнцем, грозой

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Г.Саморуковой, М., «Просвещение», 1992.

2 О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2006.

3 Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.

4 Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.

5 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», М., «Мозаика—Синтез», 2005.

6 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2001

7 С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Просвещение», 2002

8 А.А.Вахрушеа, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова «Здравствуй, мир!», М., Баласс, 2003.

9 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», Воронеж, ТД «Учитель», 2004

10  В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие., 2004

11 Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М., «Вако», 2005. 12)* С.Н.Николаева «Комплексные занятия по экологии», М.: Педагогическое общество России, 2005.

13 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М.: Педагогическое общество России, 2003.

14 Листок на ладони. Под редакцией В.А.Степановой, И.А.Королева, Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2005.

15 Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2005.

16 Мир природы и ребенок. (методика экологического воспитания дошкольников) под редакцией П.Г.Саморуковой, Л.М.Маневцовой,  Санкт—Петербург, «Акцидент», 1998.

17  С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

18  О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации, М., «Мозаика-Синтез», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование аппликации в старшей группе детского сада.

Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами....

Перспективное планирование по ПДД старшая группа

Перспективное планирование по ПДД старшая группа...

Перспективное планирование по конструированию (старшая группа)

Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия....

Перспективное планирование по ОБЖ старшая группа

Перспективное планирование по ОБЖ...

Перспективное планирование по экологии . подготовительная группа

Перспективное планирование по экологии . подготовительная группа...