Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Алтунина Екатерина Николаевна

Планирование для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp_planirovanie.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)

Декабрь.

Деятельность детей на участке.

-Наблюдение за состоянием погоды из окна (перед прогулкой). Выяснить, что можно делать на участке, что взять с собой на прогулку.

-Наблюдение за температурой (в оттепель столбик ртути поднимается выше, в сильный мороз- ниже).

-Во время прогулки наблюдать цвет неба, появление солнца.

-Наблюдение за снежинками (снежинки все разные, ни одна не похожа на другую; подсчитать, сколько у них лучей, и т. д.) .

-Рассмотреть березу, покрытую инеем. Почитать детям стихотворение С. Есенина :

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

-Наблюдение за птицами. Побеседовать с детьми о подкормке для птиц.

Деятельность детей в уголке природы.

-Знакомство с правилом ухода за каким- либо новым комнатным растением. Учить детей ухаживать за ним.

-Продолжать учить детей поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму.

-Рассматривание детьми красочных иллюстраций птиц, знакомых по участку.

-Посев овса в стаканчики. наблюдение за его ростом.

Занятия по ознакомлению с природой.

1 неделя. Беседа о зиме.

Цели: расширить представления детей о природе.

Задачи: учить детей замечать изменения, которые произошли на участке после снегопада (снег покрыл землю, деревья, кусты) ; учить наблюдать за поведением зимующих птиц; воспитывать у детей любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

2 неделя. Рассматривание наглядных пособий "Зимующие птицы".

Цели: систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи: уточнять и закреплять знания детей о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.

3 неделя. Комнатные растения.

Цели: систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Задачи: учить детей рассматривать и сравнивать растения по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Январь.

Деятельность детей на участке.

-Перед прогулкой поговорить о погоде: какая сегодня погода? Что мы будем делать на участке? Что возьмем с собой на прогулку7 вспомнить стихи И. Никитина:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И на солнце блестит

Разноцветным ковром.

-Наблюдение за состоянием погоды: сильный ли ветер (качание деревьев, откуда дует ветер и т. д. Вспомнить загадку : "Без рук, без ног, а ворота отворяет".

-Познакомить детей со свойствами льда (хрупкий, прозрачный, в воде не тонет, в тепле тает) .

-Рассмотреть следы на снегу и задать детям вопросы: В какую погоду следы заметнее? Когда из снега хорошо лепить?

-Вспомнить пословицы и поговорки о зиме: "Береги нос в большой мороз"; "Мороз невелик, да стоять не велит".

-Наблюдения за растениями. Посмотреть, какие деревья и кустарники растут на участке. Можно ли узнать дерево без листьев (по коре, по плодам?

-Наблюдение за птицами. Наблюдать за поведением птиц во время метели. Прочитать стихотворение Сергея Есенина:

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А во дворе метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Деятельность детей в уголке природы.

-Научить детей наблюдению за птицами.

-Выращивание зеленого лука. Проверить, знают ли дети правила посадки; уточнить с ними, для чего выращиваем зеленый лук.

-Продолжать знакомить детей с комнатными растениями (рассматривать растения, отмечать их состояние) .

Занятия по ознакомлению с природой.

1 неделя. Зимняя посадка корнеплодов и овощей.

Цели: систематизировать знания детей о культурных растениях.

Задачи: закрепить знания детей об овощах. Рассказать им, что зимой в комнате можно вырастить овощи. Продолжать учить детей навыкам работы с землей, правилам посадки овощей. Воспитывать у них аккуратность, желание ухаживать за растениями.

Предварительная работа: корнеплоды положить во влажный целлофановый пакет, чтобы они дали корни.

2 неделя. Домашние животные.

Цели: систематизировать знания детей о домашних животных.

Задачи: закрепить знания детей о домашних животных (корова, лошадь, овца, свинья). Рассказать, как люди строят теплые помещения для домашних животных, заботятся, чтобы они были вовремя накормлены, а летом запасают для них корм (косят и сушат траву). Воспитывать у детей интерес к сельскому труду, бережное отношение к продуктам питания.

3 неделя. "Кто как в лесу зимует".

Цели: познакомить детей с дикими животными.

Задачи: дать детям представление о жизни диких животных в лесу; о том, как люди помогают им переносить суровую зиму; рассказать, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения животных; воспитывать у дошкольников интерес к жизни диких животных, умение слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы.

Февраль.

Деятельность детей на участке.

-Наблюдение за состоянием погоды из окна (перед прогулкой). Выяснить, что можно делать на участке, что взять с собой на прогулку.

-Во время прогулки наблюдать цвет неба, появление солнца.

-Уточнить знания детей о зимних явлениях природы (метель. вьюга, иней, снег идет хлопьями, падает мягкими снежинками, гололед). Вспомнить строки А. Пушкина:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- В беседах, в разговорах с детьми использовать народные пословицы и поговорки, учить детей понимать их смысл, запоминать, применять в речи ("Февраль солнце на лето поворачивает", "Два друга: метель да вьюга") .

-В солнечный морозный день обратить внимание детей на сосульки. Загадать загадку:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

На солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет.

-Наблюдение за трудом взрослых (сбрасывание снега с крыши, расчистка дворником участка после снегопада, работа на снегоуборочной машине). Ответить на вопросы: зачем сбрасывают снег с крыши? Почему в феврале обязательно надо сбросить снег с крыши?

-Труд на участке. Снежные постройки.

Деятельность детей в уголке природы.

-Предложить дежурным уголка природы самостоятельно посадить лук и посеять овес.

-Оценить работу дежурных в присутствии детей.

Занятия по ознакомлению детей с природой.

1 неделя. Экскурсия в парк.

Цели: расширить представление детей о природе, воспитывать любовь к природе.

Задачи: учить детей замечать изменения, которые произошли в природе (день стал длиннее, солнце светит ярче) ; различать деревья по строению веток; различать птиц по голосам; воспитывать бережное отношение к растениям и интерес к наблюдению за птицами.

2 неделя. Рассматривание веток деревьев.

Цели: систематизировать знания детей о деревьях и местах их произростания.

Задачи: закреплять и конкретизировать знания детей о деревьях, которые растут на участке, умение сравнивать ветки по цвету коры. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя кратко и понятно для окружающих. Дидактическая игра "Угадай ветку по описанию".

3 неделя. Беседа: чем питаются птицы зимой.

Цели: уточнить и обобщить знания детей о зимующих птицах, прилетающих на участок.

Задачи: познакомить с внешними отличительными особенностями птиц, строением их клюва, чем питаются; рассмотреть красочные иллюстрации с птицами; обучать детей описывать птицу по картине; пополнение словарного запаса, развивать связную речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

Занятие №3 из проекта на тему «Волшебница водица». Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. Расширять представление детей о разнообразии природ...