" Создание эколого- развивающей среды игровова пространства"
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Авдеева Светлана Викторовна

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Организация уголка природы в группе:

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

В процессе наблюдений за обитателями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях и животных как живых существах, их потребностях, о росте, развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.

К постоянным обитателям относятся комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие, некоторые земноводные (шпорцевые лягушки) и пресмыкающиеся (например, черепаха). Пополнять уголки природы надо постепенно по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся за ними ухаживать.

Подбор комнатных растений.

Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:

·         растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы;

·         влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

·         умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум.

Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге.  

Какие растения необходимы для каждой группы:

В уголок природы младших групп помещаются обильно и долго цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань, примула, фуксия), у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель; контрастные по величине (фикус), с крупными плотными листьями (аспидистра).

В средней группе где дети могут узнавать и называть 4-5 растения в уголок природы вносят новые растения, чтобы дошкольники могли устанавливать сходства и различия их морфологических особенностей (похожие на кустик; растения с пестрой окраской и разной формой листьев (колеус, бегония крапчатая и др.). Хорошо размещать в группе растения одного семейства: гераниевых, бегониевых. Можно содержать растения, требующие большого количества воды, и те, которые поливают редко (алоэ, сансевьера или др.).

В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера.Узамбарская фиалка, камнеломка и др.).

В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.

Декоративное оформление участка ДОУ:

Участок также украсят красивая зелень трав, яркие цветы. Растения надо подбирать таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используют:

·         многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины и др), обладающие большой декоративностью;

·         двулетники. Используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва, колокольчик и др.);

·         однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, бархатцы, космея, петуния, левкои и др.).

Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной формы, различные вазоны и т.д.

 

        Мини-огород на окне:

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

- зеленые лук из головок репчатого лука;

- зелень петрушки из посаженных в грунт корешков и др.

Размещение животных в уголке природы.

В уголке природы целесообразно содержать животных, которые безопасны для детей. В нашем детском саду животных не держим, кроме аквариумных рыбок.

В уголках природы разных возрастных групп необходимо оборудовать аквариумы разной емкости и формы (кроме круглых, искажающих реальное изображение; их используют в декоративных целях).

        В уголок природы младшей группы помещают золотую рыбку, золотистого или серебристого карася – ярко окрашенных рыб, не крупных, неприхотливых, типичных представителей класса.

В средней группе детей знакомят с рыбками наших водоемов, отличающимися по внешнему виду, повадкам (медлительный карась и подвижная верхоплавка, карпик), разновидностями золотой рыбки (телескоп, комета, вуалехвост). В аквариуме дети рассматривают улиток: различают раковину и ногу, наблюдают движения улиток по стеклу, растениям, как они кормятся нитчатыми водорослями.

В уголок природы старших групп помещают разнообразных рыб наших местных водоемов, неприхотливых к уходу (КРАСНОПЕРКУ, ПЛОТВУ И ДР), ИЗ ТРОПИЧЕСКИХ – ТЕПЛОЛЮБИВЫХ, ЖИВОРОДЯЩИХ И ИКРОМЕЧУЩИХ РЫБ (красный меченосец, гурами, петушок, сомик, барбус и др.).

В подготовительной группе при подборе рыб в уголок природы учитывается их приспособленность к разным условиям водной среды – разным нишам воды.

Экологически развивающая среда  в  старших группах:

Уголок природы:

Календарь погоды и фенологический календарь.

Схемы с изображением погодных явлений природы.

Модели эколого-систематических групп.

Модели функций органов живого в природе.

Дидактические игры о природе.

Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной).

Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы».

Книги об обитателях уголка природы.

Дневники для наблюдений за живой природой.

Природоохранительные и запрещающие знаки.

Материалы для ухода за растениями.

Природный материал.

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми.

Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека.

Выставки овощей, фруктов, осенних цветов…

Схемы способов ухода и способов размножения растений.

Экспериментальный уголок

Емкости для экспериментирования.

Подносы на каждого ребенка.

Лупы 

Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.

Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

- притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы.

- «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.).

- увеличительные стекла.

- стекла разного цвета.

Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества.

Земля, глина, песок.

Схема для посадки и проращивания в разных условиях.

Карточки-схемы для фиксации опытов.

Халаты.

Песочные часы и др.       

                   

                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_mame.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

«Пожарная безопасность»

Подготовила воспитатель:  А.Г. Кудрявцева

   

 Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Организация уголка природы в группе:

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

В процессе наблюдений за обитателями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях и животных как живых существах, их потребностях, о росте, развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.

К постоянным обитателям относятся комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие, некоторые земноводные (шпорцевые лягушки) и пресмыкающиеся (например, черепаха). Пополнять уголки природы надо постепенно по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся за ними ухаживать.

Подбор комнатных растений.

Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:

  • растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы;
  • влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;
  • умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум.

Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге.  

Какие растения необходимы для каждой группы:

В уголок природы младших групп помещаются обильно и долго цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань, примула, фуксия), у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель; контрастные по величине (фикус), с крупными плотными листьями (аспидистра).

В средней группе где дети могут узнавать и называть 4-5 растения в уголок природы вносят новые растения, чтобы дошкольники могли устанавливать сходства и различия их морфологических особенностей (похожие на кустик; растения с пестрой окраской и разной формой листьев (колеус, бегония крапчатая и др.). Хорошо размещать в группе растения одного семейства: гераниевых, бегониевых. Можно содержать растения, требующие большого количества воды, и те, которые поливают редко (алоэ, сансевьера или др.).

В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера. Узамбарская фиалка, камнеломка и др.).

В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.

Декоративное оформление участка ДОУ:

Участок также украсят красивая зелень трав, яркие цветы. Растения надо подбирать таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используют:

  • многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины и др), обладающие большой декоративностью;
  • двулетники. Используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва, колокольчик и др.);
  • однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, бархатцы, космея, петуния, левкои и др.).

Цветники необходимы на участке каждой возрастной группы. Это могут быть клумбы разной формы, различные вазоны и т.д.

        Мини-огород на окне:

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

- зеленые лук из головок репчатого лука;

- зелень петрушки из посаженных в грунт корешков и др.

Размещение животных в уголке природы.

В уголке природы целесообразно содержать животных, которые безопасны для детей. В нашем детском саду животных не держим, кроме аквариумных рыбок.

В уголках природы разных возрастных групп необходимо оборудовать аквариумы разной емкости и формы (кроме круглых, искажающих реальное изображение; их используют в декоративных целях).

        В уголок природы младшей группы помещают золотую рыбку, золотистого или серебристого карася – ярко окрашенных рыб, не крупных, неприхотливых, типичных представителей класса.

В средней группе детей знакомят с рыбками наших водоемов, отличающимися по внешнему виду, повадкам (медлительный карась и подвижная верхоплавка, карпик), разновидностями золотой рыбки (телескоп, комета, вуалехвост). В аквариуме дети рассматривают улиток: различают раковину и ногу, наблюдают движения улиток по стеклу, растениям, как они кормятся нитчатыми водорослями.

В уголок природы старших групп помещают разнообразных рыб наших местных водоемов, неприхотливых к уходу (КРАСНОПЕРКУ, ПЛОТВУ И ДР), ИЗ ТРОПИЧЕСКИХ – ТЕПЛОЛЮБИВЫХ, ЖИВОРОДЯЩИХ И ИКРОМЕЧУЩИХ РЫБ (красный меченосец, гурами, петушок, сомик, барбус и др.).

В подготовительной группе при подборе рыб в уголок природы учитывается их приспособленность к разным условиям водной среды – разным нишам воды.

Экологически развивающая среда  в  старших группах:

Уголок природы:

Календарь погоды и фенологический календарь.

Схемы с изображением погодных явлений природы.

Модели эколого-систематических групп.

Модели функций органов живого в природе.

Дидактические игры о природе.

Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной).

Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы».

Книги об обитателях уголка природы.

Дневники для наблюдений за живой природой.

Природоохранительные и запрещающие знаки.

Материалы для ухода за растениями.

Природный материал.

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми.

Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека.

Выставки овощей, фруктов, осенних цветов…

Схемы способов ухода и способов размножения растений.

Экспериментальный уголок

Емкости для экспериментирования.

Подносы на каждого ребенка.

Лупы 

Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.

Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

- притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы.

- «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.).

- увеличительные стекла.

- стекла разного цвета.

Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества.

Земля, глина, песок.

Схема для посадки и проращивания в разных условиях.

Карточки-схемы для фиксации опытов.

Халаты.

Песочные часы и др.       

                   

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эколого - развивающего пространства в детском саду

Как лучше организовать среду для ознакомления  ребенка с экологией...

Статья "Развитие и оздоровление детей через создание эколого-развивающей среды в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы)"

Важным является положение Стандарта о создании развивающей образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой сре...

«Организация образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Создание в группах полноценной эколого – развивающей среды в ДОО»

Наш детский сад проблеме экологического воспитания обращает большое внимание. Девизом нашей работы стало:«Если не мы, то кто же Детям нашим поможетРоссию любить и знать?Как важно не опоздать».Одн...

"Создание эколого - развивающей среды в ДОУ"

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Консультация для родителей "Создание эколого-развивающей среды для дошкольников в домашних условиях"

Консультация для родителей "Создание эколого-развивающей среды для дошкольников в домашних условиях"...

Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды в группе".

Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды"....