«Создание эколого-развивающей среды в ОУ в разных возрастных группах»
статья по окружающему миру
Одного цветка будет мало
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Создание эколого-развивающей среды в ОУ в разных возрастных группах»
Неудахина Анастасия Сергеевна ГБДОУ д/с №15 Санкт-Петербург.
Не просто уголок с цветочком: «Как создать в садике среду, где дети дружат с природой»
Здравствуйте! Давайте сегодня поговорим о наших детсадовских группах. Все мы знаем, что среда – это третий воспитатель (после нас, родителей и самого ребёнка). А если среда еще и экологическая, то это вообще красота! Речь не про то, чтобы поставить горшок с геранью на подоконник и забыть про него. Это про то, как сделать так, чтобы дети с пеленок чувствовали связь с природой, понимали ее и берегли.
Давайте разберём по возрастам, что и как можно сделать, чтобы не было скучно и одинаково.
Малыши-карандаши (первая младшая группа, 2-3 года)
В этом возрасте главное – познание через ощущения. Эти карапузы все трогают, нюхают, тащат в рот. Наша задача – дать им безопасные и яркие впечатления.
Что делаем:
· Уголок природы «Для самых маленьких»: Большие, крепкие, небьющиеся растения с крупными листьями (фикус, бегония). Чтобы можно было ткнуть пальчиком и не сломать.
· Сенсорные коробки:Это просто клад! Насыпаем в контейнеры фасоль, гречку, шишки, гладкие камушки, желуди. Пусть пересыпают, трогают, развивают моторику и тактильные ощущения. Главное – следить, чтобы в рот не пошло.
· Дидактические игрушки: Пирамидки «Овощи-фрукты», кубики с изображениями зверей, большие пазлы. Игры типа «Чей домик?» (где животное к его среде обитания).
· Наблюдаем за питомцем: Если и заводить кого-то, то самого неприхотливого. Золотая рыбка в большом аквариуме или улитки ахатины. Дети смотрят, как взрослый кормит их, ухаживает. Самым смелым можно дать потрогать листик салата для черепашки.
Главный принцип: Ярко, просто, безопасно. Показываем, рассказываем, даем потрогать под присмотром.
Почемучки-исследователи (средняя группа, 4-5 лет)
Тут дети уже не просто тыкают пальчиком, а начинают задавать кучу вопросов: «А почему? А как? А зачем?». Включаем режим юного эколога-исследователя!
Что делаем:
· Лаборатория на подоконнике: Ставим несколько лотков и начинаем творить! Проращиваем луковицу в стакане с водой, сажаем фасолинки в стаканчики из-под йогурта, наблюдаем, как растет кресс-салат. Дети ведут «дневники наблюдений» — рисуют, как пророс первый корешок, появился листик.
· Настоящий огород на окне: Можно сделать тематические грядки: «Зеленая аптека» (мята, мелисса, овес), «Салют из цветов» (бархатцы, настурция). Ответственность растет – назначаем дежурных, кто поливает наши посадки.
· Коллекции и природный материал: Собираем коллекции камней, шишек, семян (крылатки клена, желуди, каштаны). Потом это все идет в ход для поделок.
· Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Ветеринарная клиника для зверюшек», «Экскурсия в лес». Через игру закрепляем знания о природе.
Главный принцип: Ставим простые опыты, отвечаем на вопросы, даем больше самостоятельности в уходе.
Старшие ребята (старшая и подготовительная группа, 5-7 лет)
Это уже почти готовые экологи-активисты! Они могут не только наблюдать, но и анализировать, делать выводы, брать на себя серьезную ответственность.
Что делаем:
· Проектная деятельность:
Запускаем долгосрочные проекты. Например, «Как мы спасали планету»: устанавливаем в группе контейнеры для раздельного сбора мусора (бумага, пластик), делаем из бросового материала поделки, организуем выставку.
· Календарь природы:
Не просто картинка с временем года, а полноценный дневник, куда дети вместе с воспитателем записывают наблюдения за погодой, за птицами у кормушки, за состоянием растений.
· Экологические акции:
«Покормите птиц зимой» — мастерим и развешиваем кормушки, регулярно наполняем их. «Сохраним елочку» — рисуем плакаты, агитирующие не рубить елки к Новому году.
· Мини-музей:
Создаем в группе тематический музей, например, «Мир камня» или «Дары осени». Экспонаты собирают и подписывают сами дети.
· Правила поведения в природе:
Обсуждаем, почему нельзя шуметь в лесу, рвать редкие цветы, разорять муравейники. Рисуем памятки и листовки.
Главный принцип: делаем акцент на осознанность, ответственность и практические действия. Дети должны чувствовать, что их посильный вклад реально важен.
А что на улице?
Не забываем про участок! Скворечники, кормушки, цветочные клумбы, которые дети помогают сажать, – все это часть эко-среды. Даже если просто выделить уголок с дикими растениями (одуванчики, клевер) и наблюдать за насекомыми – уже отлично.
Итог: создать эколого-развивающую среду – не про дорогие пособия. Это про наш с вами подход. Про желание показать ребенку, что он часть большого и прекрасного мира, который нужно беречь. Начинать никогда не рано и никогда не поздно. Так что давайте, вдохновляться уважаемые коллеги, и пусть в вашем садике расцветут не только цветы на клумбах, но и любовь к природе в детских сердечках!
Список используемой литературы:
1.Павлова.Л Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
3. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20
4.Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
5. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
6. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников.Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей. 2008.
7. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - №4. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах для ознакомления дошкольников с правилами безопасности дорожного движения.
Данный материал будет полезен для воспитателей в практическом использовании в работе с детьми дошкольного возраста....
Статья "Развитие и оздоровление детей через создание эколого-развивающей среды в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы)"
Важным является положение Стандарта о создании развивающей образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой сре...

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Создание эколого-развивающей среды ...

Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она по...
Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что...

" Создание эколого- развивающей среды игровова пространства"
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...

Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды в группе".
Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды"....
