Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»

    Дамбаева Надежда Романовна

    Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy_v_starshey_gruppe.docx19.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ»

    Конспект занятия в старшей группе

    тема: «Зимующие птицы»

    Выполнил:

     воспитатель 10 группы

    Дамбаева Н.Р.

    г.Улан-Удэ

    Ноябрь, 2017г.

    Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

    Материалы и оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

    Методика проведения.

    Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

    На снегу, как на страничке,

    Пишут голуби, синички,

    Пишет стая снегирей,

    Пишет серый воробей

    Письма Пете и Андрюшке,

    Чтобы сделали кормушки.

    Воспитатель: Так кто же написал письмо? (Птицы.)

    - А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

    - Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

    - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

    Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

    Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

    Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В тёплый край я не летаю,

    Здесь под крышей обитаю,

    — Чик-чирик! Не робей,

    Я бывалый...

    (Воробей)

    (Картинка с изображением воробья появляется на слайде.)

    - Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

    Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Чик-чирик, чик-чирик!

    Воробей скачет по дорожке,

    Собирает хлебные крошки.

    - Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

    (Картинка с изображением голубя появляется на слайде.)

    Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

    - Как голубь воркует? (Гру-гру)

    - Следующая наша гостья

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.

    Может, в них и мало прока.

    Но горда собой…

    ( Сорока)

    (Картинка с изображением сороки появляется на слайде.)

    - Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

    Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

    Особа всем известная,

    Она – крикунья местная.

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зелёную

    И смотрит, словно с трона,

    Красавица-ворона.

    (Картинка с изображением вороны появляется на слайде.)

    - Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

    Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

    Воспитатель: О какой птице так говорят?

    Я по дереву стучу,

    Червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой -

    Все равно он будет мой!

    (Дятел)

    (Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.)

    Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

    Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Дятел – врач лесного царства,

    Дятел лечит без лекарства.

    Лечит липы, клёны, ели,

    Чтоб росли и не болели.

    Воспитатель:  Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это ...

    (Снегири)

    (Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.)

    Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

    Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замёрз он на снегу.

    - Что это за птица?

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    (Синица)

    (На слайде появляется картинка с изображением синицы.)

    - Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

    Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

    Ребёнок читает стихотворение.

    Пусть снег вокруг искрится

    И зимний ветер злится –

    Поёт не уставая

    Синица расписная.

    -  Отгадайте, о ком идёт речь?

    Вот птичка так птичка,

    Не дрозд, не синичка,

    Не лебедь, не утка

    И не козодой.

    Но эта вот птичка,

    Хоть и невеличка,

    Выводит птенцов

    Только лютой зимой.

    (Клёст)

    (Картинка с изображением клёста появляется на слайде.)

    О ком речь?

    Всю ночь летает -

    Мышей добывает.

    А станет светло -

    Спать летит в дупло.

    (Сова)

    Днём спит,

    Ночью летает,

    Прохожих пугает.

    (Филин)

    Воспитатель: Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

    Воспитатель: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

    Эти птички с хохолком

    И красивые притом,

    На рябину прилетели.

    Птички эти — … .

    (Свиристель)

    Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

    (Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.)

    - Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

    Физкультминутка

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем –

    Крылья мы сложим назад.

    Крылья расправим,

    Клювик почистим

    И все вернёмся назад.

    Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

    (На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

    - Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма,

    Горсть одна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их –

    Не счесть, видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    - Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

    - Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

    - Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

    Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

    Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

    (Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место).

    - Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    А во вторник, посмотри,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду,

    А в четверг со всех краёв

    Стая жадных воробьёв.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей,

    А в субботу на пирог

    Налетели семь сорок.

    В воскресенье, в воскресенье

    Было общее веселье.

    -Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

    Итог:

    - Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей.) Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

    Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение  к...

    Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы».

    Формирование экологических знаний и бережного отношения к зимующим птицам....

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.)Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать ...

    Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы".

    конспект НОД по окружающему миру...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Конспект  занятия «Зимующие птицы»...

    Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

    Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"...

    Конспект занятия в старшей группе" Зимующие птицы"

    Конспект занятия  в старшей группе" Зимующие птицы"...