Методическая разработка по теме "Воздух"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конева Вера Васильевна

Занятие по теме "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_vozduh.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Воздух – невидимка. Ветер- это движущийся воздух.

Задачи:                                                                 

- показать, что воздух, хотя и невидим, есть вокруг нас, продемонстрировать способы его обнаружения.

-познакомить с природными явлением «ветер»;

-помочь установить взаимосвязь между изменением ветра и погоды;

-показать, что воздух может двигаться, рассказать о его значении в жизни человека;

-развивать желание решать познавательные задачи, проверять их на опыте.

Оборудование: аквариум с водой, стеклянная банка, стаканы, полиэтиленовые пакеты, шарики, надувные шарики, соломки для коктейля, иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дня, картинки с изображением дерева при различной силе ветра, парашюта, листы картона  15*20см, листы бумаги А 4, карандаши, листы бумаги 10*15см разной плотности, куски полиэтилена 15*15см с прикреплёнными по углам нитками длиной 20см, небольшие кусочки пластилина, маленькие машинки из киндер-сюрпризов.

Подготовительная работа: изготовление веера из бумаги, игра с ним; наблюдение за движением облаков.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: этот невидимка есть и в доме, и на улице, никто его не видит, но никто без него не живёт. (Воздух.)

Воспитатель (показывает чистую банку). Есть ли что-нибудь в банке?

Дети. Банка пуста.

Воспитатель. Это не так: в банке что-то есть, просто это что-то вы не смогли увидеть (воспитатель берёт банку и погружает её в аквариум, из горлышка побежали пузырьки.)

Воспитатель. Так что за невидимка сидел в банке?

Дети. Воздух.

(воспитатель предлагает детям взять соломки и стаканы с водой, опустить один конец соломки в воду и подуть, в воде образуются пузырьки.)

Воспитатель. Почему появляются пузырьки?

Дети. Выделяется воздух, он в воде находится в виде пузырьков.

(воспитатель предлагает детям заполнить полиэтиленовые мешочки шариками и сам это делает, обращает внимание на то, каким стал мешочек.)

Воспитатель. Если в мешочке что-то есть, он всегда выпуклый. Мешочек по мере наполнения становится всё более выпуклым.

( детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, рассмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них, затем дети скручивают мешок около отверстия, мешочек становится всё более выпуклым.)

Но ведь выпуклым мешочек может быть только тогда, когда в нём что-то есть. Кто же этот невидимка? (Воздух.) Воздух, хотя он и невидим, можно обнаружить.

Вывод: выпуклость мешочка зависит от содержащегося в нём вещества.

Воспитатель. А  зачем нам нужен воздух?

Дети. Воздух нужен, чтобы дышать.

(воспитатель предлагает детям взять лежащие на столах листы картона и помахать ими, чтобы почувствовать движение воздуха, дети выполняют, делятся впечатлениями, затем кладут картон на прежнее место.)

Воспитатель. Как вы думаете, веер поможет нам почувствовать воздух?

(дети рассказывают о своих ощущениях при использовании веера.)

Воспитатель. Воздух мы можем почувствовать, только когда он движется. Кто из вас на улице ощущал, как движется воздух?

Дети. На улице был ветер, когда мы гуляли. Это как если помахать чем-нибудь.

Воспитатель. Ребята, каким бывает ветер?

Дети. Ветер может быть сильным, холодным, слабым, тёплым…

Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, что происходит, когда дует лёгкий ветерок?

Дети. Когда жарко, ветерок обдувает лицо и делает приятно. Листья на деревьях качаются чуть-чуть. Когда ветерок лёгкий, то не холодно.

Воспитатель. Что же происходит при ветре?

( воспитатель обращает внимание детей на выставленные иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дней.)

Дети. Качаются листья и ветки на деревьях. Ветер сдувает листья, наклоняются цветы и травы. Ветер раздувает пыль. Он дует в лицо.

Воспитатель. Когда ветер, облака плывут быстро. Сильный ветер может пригнать и тёмные тучи. Как вы думаете, что тогда произойдёт?

Дети. Солнце спрячется за тучу, из которой пойдёт дождь или снег.

Воспитатель. Правильно, ребята, погода изменится. Если от ветра на деревьях шевелятся ветки, то это слабый ветер, если ветер гнёт ствол дерева и сильно качает ветки то это сильный ветер, ну а если ветер ломает деревья, срывает с домов крыши, обрывает электрические провода, это очень сильный ветер. ( Ураган.)

(воспитатель выставляет соответствующие картинки.)

Воспитатель. Сейчас вы будете рисовать дерево, на которое дует ветер. На каждом мольберте прикреплена карточка, показывающая силу ветра. Подойдите, пожалуйста, к мольбертам и нарисуйте дерево так, чтобы было понятно, откуда и как сильно дует ветер.

(дети подходят к мольбертам, рисуют деревья и объясняют с какой силой дул ветер.)

Воспитатель. Перед вами на столах листы разной бумаги. Давайте возьмём их в руки, поднимем высоко над головой, затем разожмём пальцы. Что происходит с бумажными листами?  (дети поднимают вверх листы бумаги, выпускают их из рук и наблюдают.)

Дети. Листочки из тонкой бумаги опускаются медленнее, чем другие.
Воспитатель. Вы видели, как плавно, медленно опускаются бумажные листочки, их поддерживает воздух. Теперь сделайте из своих листочков комки бумаги. Попробуем поднять их вверх и опустить. Что происходит? Поддерживает воздух бумажные комки? (дети комкают листы бумаги, поднимают комки вверх, выпускают из рук и наблюдают.)

Дети. Комки бумаги падают быстро, воздух их не поддерживает.

Воспитатель. Люди заметили, что воздух поддерживает лёгкие, тонкие большие листы бумаги, и придумали парашют. Из самолёта на нём можно опускать грузы и людей в такие места, где нет дорог, и поэтому не могут подъехать автомобили; нет аэродрома, и поэтому не могут сесть самолёты   (воспитатель выставляет картинку с изображением летящего парашюта.). Настоящие парашюты делают из тонкой, лёгкой шёлковой ткани, к её краю пришиты веревки-стропы. К ним и прикрепляют груз.

Мы сейчас сделаем парашюты, которые будут опускать вот этот груз - маленькие машинки. Перед вами куски полиэтилена с ниточками по углам. Из них мы и сделаем парашюты. Нужно соединить концы ниток (дети собирают кончики ниток, скрепляют их пластилином и прикрепляют машинки).

Воспитатель. У всех готовы парашюты? Теперь аккуратно возьмём парашют за купол и отпустим (воспитатель демонстрирует, как нужно взять и опустить парашют, дети поднимаются повыше (на скамейку, стул или банкетку ), опускают парашюты, наблюдают за ними и делятся впечатлениями).

Воспитатель. Парашюты медленно опустились. Теперь вы ещё раз возьмёте и опустите их, а я в это время с помощью фена сделаю «ветер» (дети поднимают и затем опускают парашюты, струёй воздуха парашюты относит в сторону). Что произошло с парашютами?

Дети. Дул ветер, и они улетели в сторону.

Воспитатель. Так бывает, когда сильный ветер дует и на настоящий парашют. Он отлетает в ту сторону, куда дует ветер.

Воспитатель. Ребята, что вы  сегодня узнали о воздухе и ветре?

Дети. Что воздух, хотя и невидим, он есть почти везде. Воздух можно увидеть, услышать, почувствовать, нарисовать.  

 

 

 

   

                                                                 

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...