Конспект НОД по познанию в старшей группе "Живые семена".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дроздова Людмила Олеговна

 

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivye_semena_2018.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познанию

 «Живые семена».

(старшая группа)

Цель:

 1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

3. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

4. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.  

        Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.

        Словарь: семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр.

        Оборудование: кукла «Незнайка», коробка для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода, семена перца, томатов, огурцов, арбуза, фасоли. Серии карточек (по 5 штук) с изображением стадий роста овощных культур (огурцов, томатов, тыквы, бобов).  Шапочки: воробья, червячка, солнца, ветра, дождя.

        Ход занятия:

I часть: В каждом семени живет растение

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что то не вижу. Где они?

(раздается громкий стук в дверь, появляется «Незнайка» с очень яркой коробкой, где находятся семена)

Воспитатель: Кто это ребята? Да это Незнайка! Что же ты нам принес в своей красивой коробке? Сам не знаешь? (открываю коробку)

Воспитатель: Вот они маленькие … живые существа!!! Давай Незнайка покажем их ребятам.

 (рассыпаю на подносе семена разных растений)

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Семена.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала рассмотрим семена. Обратите внимание, какие они разные.

(дети вместе с Незнайкой рассматривают семена, сравнивают их)

 Воспитатель: Расскажите, какие они?

Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.

(воспитатель кладет на ладонь несколько семян)

Воспитатель: Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Воспитатель: Правильно. Вот семена помидоров. Какие они?

Дети: Они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые.

Воспитатель: Вот семена перца. Они тоже круглые, но желтенькие и жесткие. А это семена…

Дети: Огурцов.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Овальные, почти белые, с острым кончиком.

Воспитатель: А это семена … (арбуза). Молодцы! Догадались! Какие они?

Дети: Овальные, черненькие, беленькие в крапинку.

Воспитатель: А вот посмотрите. Это семена фасоли. Опишите их.

Дети: Крупные, белые, овальные.

Воспитатель: Да, дети, все семена разные, и все они живые!!! В каждом семени живет растение!!! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти.

 Воспитатель: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

II часть: Дидактическая игра «Из семени выросло растение»

Воспитатель: Правильно ребята. А вот каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры. Давайте для Незнайки покажем, как же из простого маленького семени может вырасти растение.

(воспитатель раскладывает на столе вперемешку картинки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем. У каждого ребенка должно быть 5 карточек. Дети внимательно рассматривают свои карточки и раскладывают их по порядку, т.е. по фазам роста растения, при этом рассказывают воспитателю о выполнении задания)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Семена».

IIIчасть: Физкультурная минутка «Семена»  

Выбираются водящие «Воробей» и «Червячок». Остальные дети – «Созревшие семена».

Воспитатель:

Ветер подул

В нашем саду

Через поле, через сад

Семена летят, летят.

Дети – «Семена» перебегают к противоположной стене, водящие их ловят. Игра продолжается 2 раза.

IV часть: «Разбудим семена»

Воспитатель: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная осень. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки». На дно каждой баночки положим круглый мягкий фильтр (выкладываю) и увлажним его (увлажняю). Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться». Закроем баночку. А теперь мы с вами будем наблюдать за ними через прозрачное стекло. Начнем эксперимент! Итак, мне нужны помощники (вызываю 5 детей, каждому даю по одной баночке и семена)

Дети выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.

Воспитатель: Молодцы! Закроем баночки и подождем. Пока семена обживаются в баночках, мы поиграем в игру «Солнце, ветер, дождь»

        Игра «Солнце, ветер, дождь»

Выбираются водящие «Ветер», «Солнце», «Дождь», остальные дети «Семена».

(Журнал «Ребенок в детском саду» №1 2005г)

Воспитатель: Вот как хорошо выросли наши семена! Что же помогло семенам прорасти?

Дети: Земля, ветер, солнце, дождь.

V часть: «Семена проснулись»

Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрим на наши   «волшебные баночки». Что же с ними произошло?

Дети: Крышки баночек запотели.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наши семена проснулись, они дышат, они живые!!!

Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день и отмечать их изменения в уг8олке природы значками.

Анализ: Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умнички!

Итог: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?

(будили семена) Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат)

А теперь задание на дом: посадите любые семена у себя дома для сравнения. Как будут изменяться семена в детском саду, а как дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (область познание) для старшей группы: "Навстречу звездам "

Программное содержание НОД:Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».Образовательная задача: сформировать представление детей о космосе, вселенной, звездах; познакомить с новым...

Конспект НОД (область познание) для старшей группы: «В гости к профессору Астериксу»

Цель: закрепление знаний детей по теме «Космос». Образовательная задача: сформировать представление детей о космосе, вселенной; познакомить с новыми словами;Воспитательная задача: вос...

Конспект занятия по познанию для старшей группы

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему Шахтерская слава...

Конспект НОД по познанию в старшей группе «Моя семья».

Занятие "Моя семья" проводиться в старшей группе с целью выявить знания детей о семье....

Конспект НОД по образовательной области "Познание" для старшей группы "Семья"

материал раскрывает методы работы по теме "семья",  с использованием приемов ТРИЗ технологий....