Развивающая предметно-пространственная среда для игр с песком с дошкольниками
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Артеменко Елена Анатольевна

Необходимым элементом, традиционным атрибутом каждого детского сада, детской площадки и своеобразным центром является песочница. Игра с песком доставляет детям большое удовольствие. А мини–песочница, установленная в группе, позволяет обогатить развивающую среду и разнообразить игровую деятельность детей. Песком заполняем меньшую часть ящика. Для песочных игр лучше, если песок будет влажным.

Экспериментирование стимулирует детей к поискам новых действий. Чем разнообразнее материал в распоряжение ребёнка, тем интереснее и содержательнее осуществляется детское экспериментирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда для игр с песком с дошкольниками

      В настоящее время в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования в детских садах вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ стоит особо актуально. Созданная развивающая предметно-пространственная среда помогает стимулировать инициативность детей, обеспечивает свободу выбора деятельности, возможность использовать накопленный опыт, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

 Необходимым элементом, традиционным атрибутом каждого детского сада, детской площадки и своеообразным центром является песочница. Игра с песком доставляет детям большое удовольствие. А минипесочница, установленная в нашей группе, позволяет обогатить развивающую среду и разнообразить игровую деятельность детей. Песком заполняем меньшую часть ящика. Для песочных игр лучше, если песок будет влажным.

      Песочница может быть квадратной, круглой и овальной формы. Самый идеальный вариант песочницы должен быть её контакт с водой. Естественная граница песчаной и водной зон значительно увеличивает возможности детского экспериментирования. Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем возрасте. Главное в познавательно - исследовательской деятельности огромное значение имеет развитие познавательной активности и любознательности. Экспериментирование стимулирует детей к поискам новых действий. Чем разнообразнее материал в распоряжение ребёнка, тем интереснее и содержательнее осуществляется детское экспериментирование. Игрушки для познавательно - исследовательской деятельности требуют от детей проявление собственной активности и наблюдение за результатом своих действий. Организуем экспериментирование подгруппами из 2-4 детей Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

      В работе с детьми активно используем разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование по экспериментированию, обеспечивающих свободный выбор детей. Интересны детям для исследования и наблюдения предметы, к которым относятся игровые наборы для песка: формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы-орудия: лопатки, совочки, различные сита, мелкие и крупные, ёмкости разного размера для измерения, грабельки и воды-стаканчики с отверствиями и без них, мельница, различные тонущие и нетонущие предметы, брызгалки, ведёрко с отверствием на дне. Для проведения опытов в мини – лаборатории для детей родители сшили защитную одежду: халаты, фартуки, нарукавники, шапочки.

      Согласно требованиям ФГОС ДО важно правильно разместить материалы для экспериментирования, учитывая безопасность детей. Игрушки и игровые материалы удобно размещаем в непосредственном открытом доступе для детей к месту игры с любой стороны, что стимулирует детей к действиям с ними и располагаем так, чтобы легко было проводить уборку. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, набор игрового материала хранится в пластиковом контейнере с отверствиями и предназначается для самостоятельного пользования детей.

      Материалы и оборудование обеспечивает разностороннее развитие, и дети выбирают их по своему желанию. Интересны детям миниатюрные резиновые, пластмассовые игрушки, изображающие людей разного пола и возраста, различные домашние, дикие, доисторические, морские животные с детёнышами. В свободной деятельности детям нравится реально на песке обыгрывать эпизоды сказок и мультфильмов с использованием своих миниатюрных игрушек.

      Детям старшей группы нравятся игры на установление физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ, на познание свойств и возможностей материалов. Дошкольники в центре экспериментирования выбирают естественный природный бросовый материал (коллекции камней, ракушек, желудей, шишек земля разного состава: чернозём, глина ракушки, веточки, одноразовые соломки для коктейля, большие пуговицы флаконы из – под духов, пробки, маленькие зеркала, стёкла разного цвета, увеличительные стёкла, лупы, колбы, пробирки, весы, тертометры. Именно эти материалы для экспериментирования в старшем возрасте целенаправленно, сознательно направлены на выявление свойств предметов, ребёнок приобретает возможность обобщать свои наблюдения, добивается результатов в ходе экспериментирования.

      Играя в дидактические игры «Песочный детский сад, «Семья» в качестве детских атрибутов дети используют наборы игрушечной маленькой посуды и игрушечных кроваток. Обязательным в оборудовании в группе в достаточном количестве используются материалы, активизирующие познавательную деятельность. В качестве наглядной опоры с целью познания, стремление к открытиям в центре экспериментирования осуществляется печатание букв и цифр на песке (пластиковые и деревянные буквы и цифры). Для развития математических представлений и представлений о геометрических формах дети используют различные геометрические фигуры: круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды. Дети с удовольствием в песке катают массажные мячи и мячики Су-Джок. Это помогает им в развитии мелкой моторики и тактильно - кинестической чувствительности, массаже ладоней и пальцев, создании отпечатков на песке. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, в уголке для игры в песок приобрели космический пластичный цветной песок.  Он приятный на ощупь, хорошо лепится. Цветной песок используется как сенсорно-дидактический материал и также необходим для развития мелкой моторики.

      Старшие дошкольники любят рисовать на световом планшете кулаком, ребром ладони, двумя руками, мизинцем, коктейльной трубочкой для продувания, пальцем, кистью, который необходим детям для развития изобразительных навыков. Детям очень нравится рисовать специальным песочным карандашом. Это полезное упражнение для концентрации внимания и тренировки координации глаз-рука.

      Поэтому очень важно пополнить, оформить и правильно моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет способствовать максимальному развитию личности ребёнка.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»



Развивающая предметно-пространственная среда для игр с песком с дошкольниками

                                                         Подготовила Артеменко Е.А.,

                                                         воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида №32 «Журавушка»

г. Губкин 2018г.

мира.

Игровой материал представлен коллекцией миниатюр и различного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...