Главные вкладки

    Занятие по познавательной деятельности "Лаборатория профессора Чудакова"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Занятие по познавательной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Познавательная деятельность21.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Воздух.

    Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    Задачи: 

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
    • воспитывать любознательность, взаимопомощь,
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Развивающие:

    • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

    Образовательные:

    • дать представление о том, что ветер обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
    • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
    • обогатить словарь детей новыми словами.

    Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

    Оборудование:

    • ноутбук;
    • экран и проектор для презентации;
    • диск;
    • машина мыльных пузырей;
    • сенсорный столик «Песочная фантазия»
    • магнитная доска;
    • музыкальное сопровождение;
    • «профессорские» шапочки;
    • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
    • стаканчики с водой (по количеству детей);
    • коктельные трубочки (по количеству детей);
    • кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
    • сосуд – «море» для корабликов;
    • вееры (по количеству детей);
    • воздушный шарик.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент

    (Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)

    Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                                Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                                И, наверно, не пойдет в аптеку.

                                И здоровым будет много лет.

    Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

    Постановка цели, игровая ситуация.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей старшей группы «». Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?

    Дети: да.

    (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)

    Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемучкин.

    (Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».)

    Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?

    Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!

    Дети: Да

    Воспитатель: послушайте загадку

    Он нам нужен, чтоб дышать,
    Чтобы шарик надувать.
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас! Что это?

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

    Дети: Бумага в стакане остается сухой.

    Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

    Вывод 1: Воздух существует!

    Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

    Дети: Невидимый.

    Воспитатель: а какого он цвета?

    Дети: бесцветный, прозрачный.

    Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

    Дети: ничем, он без запаха.

    Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

    Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

    Дети: Соломинки.

    Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

    Воспитатель: Ой, что это?

    Дети: пузырьки.

    Воспитатель: а что они делают?

    Дети: Пузырьки поднимаются наверх.

    Воспитатель: почему?

    Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

    Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

    Дети: мы его вдыхаем через нос.

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

    (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)

    Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

    Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

    Вывод 5Человек не может жить без воздуха.

    Физминутка (с мягкими модулями):

    Зашагали ножки прямо по дорожке
    Весело гуляли, друга повстречали.
    – Здравствуй, здравствуй милый друг,
    Ты посмотри вокруг,
    Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

    Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

    Дети: Пускать их по воде.

    Воспитатель: А как же они будут плыть?

    Дети: Можно на них подуть.

    Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

    Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

    Вывод 6: ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики. 

    Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?

    (дети рисуют на песке)

    Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).

    Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

    Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемучкину все рассказать.

    (Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

    Вывод 1: Воздух существует!

    Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

    Вывод 3: Воздух невидимый,

    Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

    Вывод 5Человек не может жить без воздуха.

    Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

    Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

    АУТОТРЕНИНГ

    Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

    Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

    Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.

    (Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)

    Воспитатель: А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас.

    Дети: да, конечно.

    Воспитатель: тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик профессору.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”. Лаборатория профессора Чудакова

    Дети старшей группы отправляются в лабораторию профессора Чудакова (из м/ф "Фиксики"). В компьютере профессора поселяется вирус. Детям предлагается помочь профессору избавится от коварного в...

    Конспект комплексного занятия "В гостях у профессора Чудакова"

    Комплексное занятие для детей подготовительной группы "В гостях у профессора Чудакова"...

    Конспект НОД на заочный конкурс "Воспитатель года Алтая - 2019" - "Помощники профессора Чудакова"

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 3 «Рябинушка» филиал «Детский сад № 3 «Рябинушка» Детский сад  «Ласточка»...

    Конспект занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «В лаборатории профессора Чудакова»

    Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей, через экспериментальную деятельность с природными красителями....

    занятие "Опыты профессора Чудакова"

    Тема: "Опыты профессора Чудакова"цель: формировать интерес детей к опытно- экспериментальной деятельности, умение делать выводы....

    Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»

    Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...