Совместная деятельность с детьми старшего возраста, познавательное развитие, экспериментирование. "Путешествие в лабораторию профессора Чудакова"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskayarazrabotka1.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

“Путешествие в лабораторию профессора Чудакова.”

Цель: развитие творческой познавательно- исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах воздуха, песка;
  2. учить рассуждать, анализировать, делать выводы;
  3. организовать познания детей через самостоятельный поиск;
  4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения опытов;
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа:

  1. чтение литературы;
  2. формирование знаний о правилах поведения в лаборатории;
  3. опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами и другими материалами.

Оборудование: посылка(внутри воздушный шарик и мешочек с песком), письмо, вариативные карточки. Карточки по безопасному поведению в лаборатории и обращению с песком. Каждому ребенку мешочек, карандаш, емкость с водой, трубочка, два стаканчика, две тарелочки с песком, воронка, пластмассовая ложка, лупа. Пластмассовая бутылка, емкость с горячей и холодной водой, шарик. Картинка с изображением воздушного шара.

1этап

Образовательной деятельности.

Вводная часть

(мотивационный, подготовительный этап)

Организация рабочего пространства.

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Воспитатель (в роли профессора Чудакова) встречает детей в коридоре и знакомится с ними.

Воспитатель с детьми входит в группу. (воспитатель первый за ним дети) Звучит музыка из мультфильма Фиксики.

Воспитатель обращает внимание детей , что в группе присутствуют гости.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель показыват посылку.

Здравствуйте дети! Я профессор Чудаков!

Как я рад, что повстречал вас!

Ребята! У меня для вас есть дело!!Я вас приглашаю в свою лабораторию.

Ну вот ! Пришли. Это моя лаборатория!

Посмотрите! У нас гости! Давайте все вместе поздороваемся с нашими гостями!

Ребята! Я прочел в газете, что в Цветочном городе, мой коллега профессор Знайкин собрал воздушный шар. Я ему написал письмо с просьбой рассказать, как он создал свой воздушный шар. А он прислал мне посылку.

Ну что откроем посылку!

Здороваются с профессором.

Дети под музыку идут за воспитателем.

Дети здороваются.

Дети стоят вокруг воспитателя. Слушают его.

Ответ детей.

2 этап

Образовательной деятельности.

Основная часть

(содержательный, деятельный этап)

Воспитатель открывает посылку. Внутри письмо и воздушный шарик.

Воспитатель предлагает прочесть письмо.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Читает письмо.

Воспитатель задает вопрос

Воспитатель из кармана достает карточки(правила безопасного поведения в лаборатории)

Воспитатель достает карточки, говорит считалочку.

Проводится 1 опыт (Как поймать и почувствовать воздух)

Воспитатель достает карточки, говорит считалочку.

Проводится2 опыт(Увидеть воздух)

Воспитатель проводит сам опыт3 с горячей и холодной водой, шар и пластиковая бутылка.

Приглашает детей на середину, проводится физминутка.(под музыку)

Воспитатель достает мешочек с песком

Опыт 4(Из чего состоит песок)

Опыт5(Свойства сухого и мокрого песка)

Опыт6(Какой песок имеет форму)

Давайте поиграем в пальчиковую игру ”Необыкновенные следы”

Ой! Только письмо и шарик…А где же план? Ребята вы сможете мне помочь?

Давайте прочтем письмо. Кто-то  умеет читать?

Давайте я прочту!

Дети садитесь на стульчики.

Дорогой профессор!

В посылке 2 подсказки которые тебе помогут

И обязательно надо помнить:

Чтоб лететь, лететь, лететь

Всю планету облететь

Чтобы шаром управлять

Надо нам о многом знать!

Экспериментируй, познавай,

Все на свете узнавай!

Значит шарик- это первая подсказка!

Что же можно сделать с шариком?

Чем?

Точно! Воздух!

А Знайкин пишет: Надо все знать! Экспериментируй! О чем же мы будем узнавать?

А где можно проводить опыты?

Ребята!

В каждой лаборатории есть правила безопасности! Все знают? Давайте вспомним.

Давайте наденем халаты. Это обязательное требование в каждой лаборатории.

 Я правильно вас понял, мне надо все узнать о свойствах воздуха??

Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто его видит?

Значит он какой?

Он всегда вокруг нас, без него мы не можем жить. Нечем было бы дышать.

Ну что готовы. Давайте разомнемся!

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь
Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем.

Ну что теперь мы с вами готовы приступить к опытам?

Начнем!!

Раз, два, три, четыре, пять!

Экспериментируй, познавай,

Все на свете узнавай!

Значит нам вот к этому столу!

Возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух- надуть пакет. Вдохнуть в него воздух и закрыть его. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острый карандаш и проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Я правильно вас понял? Воздух можно почувствовать.

А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Для того чтобы увидеть воздух нам нужно провести опыт. А вот куда идти мы сейчас выберем карточку.

Это нам вот к этому столу

Возьмите соломинку, опустите ее часть в воду и подуйте. Что вы видите в воде? С помощью трубочки и воды мы увидели воздух.

Ребята присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас продемонстрирую, что еще может происходить с воздухом!

Что вы видите?

Как вы думаете почему он надулся?

В холодную воду опустили шар сдулся.

А теперь давайте поиграем в игру! Я говорю вам утверждения, если ответ правильный, один из вас открывает картинку.

Воздух окружает нас со всех сторон

Воздух прозрачный

Воздух можно поймать в оболочку

Можно увидеть с помощью воды и трубочки если в нее подуть

Бутылка с шариком в теплой воде, шарик надувается, воздух расширяется.

Мы с вами отлично поработали!

Давайте отдохнем.

Ну что отдохнули!

Тогда давайте достанем 2 подсказку?

 

Что там?

Значит мы сейчас будем исследовать песок!

Но сначало надо вспомнить правила безопасного поведения с песком

Ребята! Мне очень интересно из чего состоит песок? Как мы можем проверить из чего состоит песок?

Из чего состоит?

Как выглядят песчинки

Я вас правильно понял: разной формы, цвета, размера.

У вас на столе 2 тарелочки. Положите одну руку на песок в желтой тарелочке, другую руку на песок в синей тарелочке.

Какой песок по ощущениям в желтой тарелочке? Какой песок по ощущениям в синей тарелочке?

Возьмите стакан с воронкой, ложку и пропустите песок из желтой тарелочки. Что происходит? Если сыпется то он какой?(сыпучий)

Теперь пропустите песок из синей тарелочки. Что происходит? Значит мокрый песок какой(не сыпучий)

Давайте возьмем формочки и попробуем слепить из сухого песка. Что происходит?

Возьмите мокрый песок и попробуйте слепить. Что происходит?

Идут медвежата- надавливаем ладонью, кулачками

Прыгают зайцы- кончиками пальцев ребенок ударяет по песку, двигаясь в разные направления

Ползут змейки- проводим ребром ладони волнистые линии

Бегут жучки-двигаем всеми пальцами руки, имитируя движение насекомых.

Отдохнули! Давайте поиграем и откроем вторую часть картинки.

За каждый правильный ответ открываем картинку.

Песок состоит из маленьких песчинок.

Сухой песок сыпучий.

Мокрый не сыпучий.

Из мокрого песка можно лепить

Корзина есть

Мешки с песком

При том летает он легко.

Дети рассматривают письмо и шарик.

Ответ детей.

Дети садятся и слушают письмо.

Ответ детей (его можно надуть)

Воздухом

Ответ детей (о воздухе)

Ответ детей(в лаборатории)

Ответ детей

Дети отвечают и вешают карточку на доску.

Надевают халаты.

Ответ детей

Невидимый

Дети выполняют дыхательную гимнастику. (глубокий вдох и выдох.)

Ответ детей Да!

Ребенок выбирает 1 карточку.

Все подходят и встают вокруг стола.

Они надулись

Воздух

Нет

Проводят опыт

Воздух

Ответы детей

Ребенок выбирает 1 карточку.

Дети подходят к следующему столу.

Пузырьки воздуха.

Дети сидят на стульчиках.

Шар надувается

Предположения детей

Предположения детей

Дети открывают изображение шара.

Двигаются с воспитателем.

Ответ детей

Дает каждому ребенку опустить руку в мешочек.

Ответ детей(Песок)

Ответы детей Карточки вывешивают на доску

Взять лупу и рассмотреть его.

Маленькие камушки

Разной формы, разного цвета, разного размера

Ответ детей(сухой, мокрый)

Он сыпется

Он не сыпется

Ответ детей

Ответ детей

Дети играют в пальчиковую игру.

Дети участвуют в игре-блиц.

Открывают карточки с изображением корзины воздушного шара.

3 этап образовательной деятельности

Заключительный (рефлексивный этап)

Воспитатель открывает коробку. Из коробки вылетают воздушные шары. Звучит музыка. Воспитатель с детьми выходят из группы.

Спасибо вам! Без вас я бы не справился! Теперь я смогу создать свой воздушный шар!

А вы когда не будь летали на воздушном шаре?

Предлагаю по нарожку полетать.

Нет

Дети подходят к коробке с шарами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема «Передача «Детская инструкция в кафе»

Материал разработан совместно с логопедом. Занятие интегрированное. Программное содержание  прописано с учетом образовательных областей....

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.

Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Мы - правнуки Победы"

Сценарий праздника составлен как заключительный этап работы по долгосрочному проекту, посвящённому 70-летию Великой Победы. Проводя данную работу, мы стремились как можно доступнее и полнее познакомит...

«Путешествие к гномам» Совместная деятельность с детьми старшего возраста по образовательной области художественно – эстетическое развитие

Задачи:1.Прививать навык слушания музыкального произведения, определять его настроение, характер, развитие эмоциональной выразительности     ( передача мимикой эмоции – злост...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста по художественно- эстетическому развитию

Конспект открытого интегрированного занятия  «Cестрица мелодия и братец ритм», старшая группа....