Перспективное тематическое планирование по развитию представлений о природном мире во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Яшина Наталья Вячеславовна

Перспективное тематическое планирование разработано на основе пособий: Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003; Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка» г. Саров Нижегородской области

Перспективное тематическое планирование

по развитию представлений о природном мире

во второй младшей группе

на 2017 – 2018 учебный год

Разработала: воспитатель

Яшина Н.В

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Цели и задачи

Оборудование и материалы

Источник

Сентябрь

Овощи. Фрукты.

«Овощи и фрукты»

Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощных культур. Закрепить представление о том, что фрукты растут на деревьях в саду, а овощи в огороде на грядке. Закрепить умение выделять характерные признаки овощей и фруктов, напомнить об их полезности.

Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, схемы «Готовим салат», «Готовим компот».

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.72, 81

Октябрь

Грибы

«Идем в лес за грибами»

Обогащать представление о грибах как о дарах леса. Закреплять умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, желание эмоционально откликаться, переживать радость общения с друг другом.

Предметные картинки грибов съедобных и ядовитых (подберезовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, поганки)

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.90

Сравнение дерева и кустарника

«Сравнение дерева с кустарником»

Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения., у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), но есть и различия – у дерева один ствол, а у кустарника много. Развивать аналитическое мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.

Модели: особенности строения дерева и кустарника (корень, ствол (много стволов), лист), предметные картинки деревьев и кустарников, игровой персонаж.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.51

Осень.

«Как звери в лесу готовятся к зиме»

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе поведение зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму).

Картины «Заяц в лесу», «Медведь в берлоге», игровой персонаж.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.39

Ноябрь

Рассматривание комнатного растения - бальзамина

«Рассматривание комнатного растения – бальзамин»

Формировать умение узнавать и называть части растения (корень, стебель, листья, цветок). Формировать представления о частях растения как о его существенных признаках путем сравнения с другими объектами наблюдения. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способности переживать чувство радости от рассматривания растения.

Модель особенностей строения растений (корень, стебель, лист цветок), игровой персонаж, предмет зеленого цвета, картинки с изображение разных растений.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.36

Рыбка в аквариуме.

«Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика»

Дать детям общее представление об аквариумных рыбках. Уточнить и закрепит знания о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знание моделей, умение пользоваться ими при сравнении. Формировать умение отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине). Активизировать словарь детей: аквариум, плавники, плавает, корм.

Модель особенности строения тела рыбы (форма тела, плавники, чешуя), игровой персонаж, картинки с изображением аквариумных рыб.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.43

Декабрь

Домашние обитатели

«Наблюдение за котенком»

Развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост). Формировать умение различать характерные признаки кота: тело покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: молоко, рыба, мясо. Способ питания: грызет зубами, лакает языком. Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

Модели особенности строения тела (хвост, ноги, усы, уши), модели органов чувств детей (глаз, рука, ухо), игровой персонаж, предметная картинка кота.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.35

Зимние развлечения

«Зимние развлечения»

Закрепить представления о зимних развлечениях, вызывать положительные эмоции. Закрепить представление о том, что зимние развлечения характерны только для зимы. Воспитывать интерес к зимнему времени года.

Сюжетные картинки «Зимние забавы», «Зима в городе», «Зима в лесу»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.206

Январь

Дикие животные.

«Рассматривание и сравнение кошки и зайца»

Закреплять умение выделять и правильно называть части тела животного, его способности. Поддерживать познавательный интерес к жизни животных. Побуждать к сравнению кошки и зайца, нахождения признаков сходства и различия. Обогащать представления о диких животных (живет в лесу, сам добывает себе пищу).

Предметные картинки зайца и кошки, игрушки кошки и зайчонка, модели: особенности строения кошки и зайца.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.41

Зима

«Зима белоснежная»

Закрепить знания детей о времени года – зима. Развивать умение сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого. Развивать любознательность, наблюдательность.

Сюжетные картинки времен года (весна, лето, осень, зима), сюжетные картины «Зима в городе», «Зима в лесу»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.182

Февраль

Наблюдение за снегирем.

«Рассматривание снегиря»

Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Активизировать словарь: «снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина».

Модель особенности строения птицы (форма тела, клюв, голова, крылья, ноги), картинка ветки рябины, снегиря.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.46

Птицы домашние

«Сравнение вороны и курицы»

Формировать умение сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев, характер обитания (домашняя-дикая)) и сходства (крылья, клюв, ноги). Развивать интерес к жизни птиц.

Модель особенности строения птицы, предметные картинки вороны, курицы, игровой персонаж.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.48

Март

У кого какие шубки..

«У кого какие шубки?»

Дать представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести суровые условия и маскирует от врагов. Познакомить с характерными признаками животных. Воспитывать интерес  к животным, любознательность.

Предметные картинки «Дикие животные» (зима-лето), схема «Накорми зверей»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.193

Апрель

Что нужно человеку

«Отчего портится настроение»

Формировать умение определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение проявлять свои эмоции через мимику и жесты. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Картинки эмоций (радость, обида, злость, страх), картинки ситуаций способных вызвать такое эмоциональное состояние.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, -Воронеж:  УЧИТЕЛЬ, 2002, с.248

«Водичка – водичка..»

«Поливка и мытье комнатного растения»

Показать детям потребность растений во влаге. Познакомить с процессами поливки и мытья комнатного растения. Формировать знания о структуре трудового процесса: цель, предмет труда инструменты, трудовые действия, результат. Формировать умение соотносить результат с целью. Воспитывать желание помогать растениям.

Модель трудового процесса, комнатное растение, лейка, тазик с водой, тряпочка.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.40, 42

Весна пришла.

«Путешествие в весенний лес»

Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег (проталины), изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках деревьев и кустов набухают почки и появляется первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из теплых краев прилетают птицы).

Игрушечный заяц, модели: заяц, меняющий окраску, медведь, спящий в берлоге, картина весеннего леса, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.49

Май

Желтый одуванчик

«Сравнение одуванчика с тюльпаном»

Формировать умение различать и называть первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана. Закреплять умение правильно называть основные части растений. Совершенствовать навыки обследовательских действий. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним.

Модель: особенности строения растений, предметные картинки первоцветов, цветы одуванчика и тюльпана, игровой персонаж.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-пресс, 2003, с.52

Божья коровка

«Насекомые»

Познакомить детей с насекомыми: божья коровка, бабочка, шмель, жук. Закреплять знания частей насекомых: голова, усики, крылья, туловище, ножки. Формировать умение отгадывать загадки по описанию. Закреплять умение считать, сравнивать количество частей насекомых. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Познакомить с правилами поведения по отношению к насекомым.

Предметные картинки насекомых, схема «Особенности строения насекомых»

Конспект воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе "В гости к бабушке".

Цель:закреплять и уточнять знание детей о диких животных;овощах,фруктах,развивать мелкую моторику рук;слуховое и зрительное внимание,память,мышление,цветовое восприятие,вызывать у детей желание помога...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по природному миру во второй младшей группе Тема: «Рассматривание и сравнение кошки и кролика».

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо природному миру во второй младшей группеТема: «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»....

Конспект образовательной ситуации по природному миру во второй младшей группе на тему: «Дикие животные и их детёныши»

Конспект образовательной ситуации по природному миру во второй младшей группе на тему: «Дикие животные и их детёныши»...

Конспект итогового занятия по природному миру во второй младшей группе на тему: "В гости к Лесовику"

Закрепить знания детей о характерных признаках весны, садовых и луговых растениях. Учить различать диких и домашних животных....

Перспективное тематическое планирование по развитию представлений о социальном мире во второй младшей группе

Перспективное тематическое планирование разработано на основе пособий: Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа, -М.: ООО «Элице-Трейдин...

Перспективное планирование по социальному/природному миру во второй младшей группе на 2018 - 2019 учебный год

Перспективное планирование по социальному/природному миру во второй младшей группе....