Конспект НОД по экологии старший дошкольный возраст "Учимся заполнять календарь погоды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Козлова Вера Васильевна

С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно познакомить ваших воспитанников с условными обозначениями календаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uchimsya_zapolnyat_kalendar_prirody.docx70.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии

старший дошкольный возраст

Тема: «Учимся заполнять календарь природы»

Воспитатель: Козлова Вера Васильевна

Цель:

- познакомить  детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями;

- учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели;

- развивать интерес к наблюдениям за природой.

Материал:  страница календаря на сентябрь, страница календаря с условными обозначениями, белая бумага (на каждого ребёнка); трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши.

Ход занятия

1 часть:

Воспитатель  читает стихотворение А. Майкова

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

- О каком времени года говориться в стихотворении? ( об осени)

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Послушайте загадку: 

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад. 
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?  (Сентябрь)

-   Перечислите приметы сентября.

(С деревьев опадают листья – начинается  листопад .Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Птицы улетают  в тёплые края. Всё чаще начинают идти дожди. Солнце греет  уже не так жарко.)

  -  В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья берёз и рябин. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины.

«Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.

- Сегодня, в понедельник, мы с вами начнём наблюдать за природой на участке и то, что мы увидим, будем зарисовывать в календаре наблюдений.

- Посмотрите, вот страничка календаря «Сентябрь». (Показ разлинованного листа в клеточку, с нумерацией дней недели.).

 - Зарисовывать свои наблюдения будем с помощью значков.

2 часть. Ознакомление детей со значками

Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения».

(выставляет на доску)     Приложение 1

-  Назовите дни недели по порядку. ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- В календаре каждый день имеет свой цвет. Давай вместе со мной назовем цвета дней недели. ( понедельник – обозначен фиолетовым цветом, вторник- синим, среда- голубым, четверг- зелёным, пятница – жёлтым, а суббота  и воскресенье- красным)

- Как вы думаете почему суббота и воскресенье обозначены красным цветом? ( потому что, это выходные дни и мы отдыхаем)

- Давайте рассмотрим значки, с помощью которых мы будем обозначать погоду, помогайте мне (солнышко- солнечно, тучка- пасмурно, тучка с дождём- дождь, тучка со снежинками- снег, прямое деревце- нет ветра, наклоненное деревце – ветрено, облачко размытое- туман, радуга- радуга.)

-   Ещё мы будем рисовать с вами человечка. Если человечек в красной одежде – значит, жарко на улице, если в желтой- тепло, если в голубой- прохладно, ну а если в синей, да ещё и в шапочке – значит холодно, морозно.

- Кого ещё мы встречаем на участке во время прогулки? ( птиц и насекомых)

- Обозначать мы их будем вот так - птиц галочками разного цвета: воробей- коричневая галочка, голубь- голубая, ворона- чёрная галочка, синица- синяя галочка, снегирь -красная, ласточка- синяя галочка.

-  Насекомых- нарисуем с помощью трафаретов. Вот таких ( показ трафаретов с изображением бабочки, муравья, жука, осы)

Для уточнения понимания символики проводятся игровые упражнения:

- «Я загадала день недели, который обозначается фиолетовым цветом. Какой это день недели по счёту? Как он называется? Покажите его на календаре» и т.д.

- « Я загадала голубя. Галочкой какого цвета мы его обозначим? (голубого).

Я загадала ворону. Галочкой какого цвета мы её обозначим? (черного)» и т.д.

- « Я загадала дождь. Какой значок мы будем рисовать? ( тучку с капельками) и т.д.

3 часть Формирование практических умений в изображении значков

- Сейчас мы с вами поучимся изображать  условные обозначения на листочках, которые лежат перед вами. А в этом нам помогут трафареты и цветные карандаши.

- На листочках изображены квадратики - всего их семь, это «дни недели». Закрасьте контуры двумя способами – без трафарета и с ним. Кто как может.

- Давайте поглядим ещё раз на  страничку «Условные обозначения»

Каким цветом обозначен первый день недели? (фиолетовым) Закрасьте первый квадратик фиолетовым карандашом.

       Дети продолжают самостоятельно закрашивать квадратики.  Воспитатель обращает внимание на тщательность закрашивания, уточняет, какой день недели (по цвету)  изобразил ребёнок.

      На новых квадратиках дети упражняются в рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигуру человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых.

Литература:

  С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду.

Методическое пособие , М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. С использованием ИКТ И ОЭР для детей старшего дошкольного возраста «Открываем календарь».

Конспект занятия по ФЭМП  у детей старшего дошкольного возраста. Направлен на временные представления у детей. Формирования понятия год, календарь....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Заполни холодильник"

Интерактивная игра на развитие фонематического слуха дошкольников...

Занятие в старшей группе "Как заполнять календарь природы?"

Занятие в старшей группе "Как заполнять календарь природы?"Программное содержание: познакомить детей со стра­ницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать зна...

Образовательное событие в старшей группе «Учимся заполнять календарь природы»

С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно позн...