Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия по экологии "Жизнь растений. Функции корня"

    Хомушку Алдынай Кезеровна

    Тема «Жизнь растений»

    Программное содержание:

    1. систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.
    2. развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
    3. дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
    4. развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
    5. развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл koren.docx361.58 КБ
    Файл samoanaliz_zanyatiya_koren.docx19.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    «УТВЕРЖДЕНО»

    Заведующий МБДОУ

    д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    ________________/Хомушку М.Б./

    Конспект

    непосредственно-образовательной деятельности

    в старшей группе

    (ОО «Познавательное развитие» - Экология)

    Разработал: воспитатель

    старшей группы Хомушку А.К.,

    1 кв. категория

    с. Кызыл-Мажалык – 2017

    Конспект занятия-экспериментирования

    по экологии в старшей группе

    Тема «Жизнь растений»

    Программное содержание:

    1. систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.
    2. развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
    3. дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
    4. развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
    5. развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

    Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; схемы-модели: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

    Предшествующая работа:

    Знакомство с растениями леса, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, С.М. Курикова «Мы идем в лес», энциклопедия для детей «Растения и животные», Т.А. Шорыгина «Деревья, какие они?», разучивание стихотворений, рассматривание картин.

    Ход занятия:

    Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением. Включается видеозаставка к мультфильму «Лунтик и его друзья». Из-за телевизора воспитатель достает игрушку Лунтика. У него в руках искусственный цветок и конверт. Воспитатель его читает:

    Здравствуйте, ребята!

    Я шел к своим друзьям, и нашел этот замечательный и очень красивый цветок. Он очень мне понравился, поэтому я хочу их обрадовать. Ребята, помогите мне его посадить!

    Заранее спасибо, ваш Лунтик.

    Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Лунтику?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Подойдите ко мне пожалуйста и посмотрите, можем ли мы его посадить?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: А почему?

    Дети: Потому, что цветок не живой.

    Воспитатель: А как вы поняли, что он неживой, ребята?

    Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели «Признаки живого», показанному на доске: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

    Воспитатель: Правильно, ребята, цветок Лунтика неживой. А теперь посмотрите на этот цветок. Скажите, а он какой?

    Дети: Этот цветок живой, потому что он растет, дышит, питается и размножается.

    Воспитатель: – Молодцы, ребята, скажите, а что есть у каждого растения?

     (Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2 «Строение растения»: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

    Схему – модель №2

    «Строение растения»

    корень

    ствол

    ветки

    листья

    цветы

    плоды и семена

    Воспитатель: Ребята, а куда спрятался Лунтик, где же он? Может он за этой доской?

     (Воспитатель переворачивает магнитную доску, на которой части растения в неправильной последовательности)

    Воспитатель: А вот и Лунтик. Ты чего там спрятался. Ой, ребята, посмотрите, что же натворил наш гость. Он перепутал части растения между собой. Послушай-ка, как правильно растет растение.

    (Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

    Воспитатель: А вы знаете, ребята, что из цветов появляются семена. Из них и вырастают наши живые растения. Хотите узнать, как они прорастают. Сейчас я превращу вас в семена:

    – Раз, два, три, повернись

    В семена превратись!

    Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

    Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

    Воспитатель: И мне, ребята, тоже радостно от того, что вы растете такими умными детьми. А сейчас я хочу показать вам для чего нужны растению корни.

    Опыт 1.

    Воспитатель: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней – веточку. Дуем. Веточка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой – веточка с разветвлением. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

    Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

    Вывод: Корни удерживают растение в земле.

    Опыт 2.

    Воспитатель: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

    Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

    Воспитатель: А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух (пакетом ловили воздух), мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

    Воспитатель: Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

    (Смотрим на экране модель-схему №3)

    Физкультминутка:

    Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
    Ноги – это корни, их расставим шире. 
    (Расставить ноги)
    Чтоб держали дерево, падать не давали, 
    (Руки вниз, пальцы растопырить)
    Из глубин далеких воду доставали. 
    (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
    Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, 
    (Распрямиться, покачивание)
    И своей верхушкой острой в небо упирается. 
    (Ладонями изобразить крышу)
    Наши руки – это ветви, крону вместе образуют 
    (руки вверх, сомкнуть над головой)
    В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют 
    (покачать головой)
    Пальцы веточками будут, листья закрывают их (
    пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
    Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! 
    (Опустить руки)

    Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

    Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.

     Воспитатель: А зачем нужны растения? Какая от них польза?

    Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

    Воспитатель:– Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

    Дети: Беречь, охранять, ухаживать.

    Воспитатель: Правильно. А давайте подарим нашему Лунтику живой цветок.

    Дети с воспитателем сажают комнатное растение в цветочный горшок.

    Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Лунтиком, вы были молодцы.  А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

    Аутотренинг: 

    (звучит запись «Звуки природы»)

    “Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ

    опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы

    «Жизнь растений»

    Воспитатель МБДОУ д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    Барун-Хемчикского кожууна Хомушку Алдынай Кезеровна

    НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 8 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, мною прежде всего учитывались возрастные, психологические  индивидуальные особенности детей, намечены цель, задачи, содержание НОД, определись форма проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построено в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

    Цель НОД: систематизировать знания детей о растениях, закрепить умение отличать природные объекты от искусственных, продолжить формировать знания о строении растений.

    Задачи:

    1. развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
    2. дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
    3. развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
    4. развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

    Логичность построения НОД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД – 20 минут, что соответствует нормам САН ПиН.

    Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали  соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности НОД способствовала и предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении  всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами, и это давало  возможность развитию  своей положительной самооценки, самозначимости: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п . Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения.   Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, динамическая пауза, аутотренинг) позволили предотвратить утомляемость.  Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия  (схемы), дидактический раздаточный материал, пособия для опытов, ИКТ. Пособия были достаточного размера, яркие,  красочные, подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и  практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире,  способны к принятию собственных решений, склонны к волевым усилиям. Достаточно хорошо владеют устной речью,  могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены, НОД своей цели достигла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

    В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

    Конспект занятия по кружковой работе "В гости к дедушке Корнею"

    предлагаю  конспект занятия по произведениям К. Чуковского...

    Конспект игрового занятия по формированию фонематической функции речи "Парусная регата"

    Занятие , в котором дети в форме игры - сосязания упражняются в звуковом анализе и синтезе, учатся работать в коллективе, получают позитивные эмоции....

    Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»

    Уважаемые коллеги предлогаю вашему вниманию конспектзанятия по правам ребенка.Целью занятия является формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, воспитывать желание заботитьс...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

    Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...