Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Кругосветное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Светлана Александровна Иванова

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Кругосветное путешествие" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugosvetnoe_puteshestvie_st.gr_.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО      ЗАНЯТИЯ

ПО     ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ   С    ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КРУГОСВЕТНОЕ    ПУТЕШЕСТВИЕ»

                                                                    Подготовила:

                                                                    воспитатель

                                                                    Иванова

                                                                    Светлана Александровна

                                                                    (I категория,

                                                                    пед. стаж 19 лет)

г. Керчь

2018 г.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Непосредственно образовательная деятельность

в старшей группе

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширять и обобщать представления детей о планете Земля.

Задачи:

обучающие: закреплять и уточнять знания детей о материках. Продолжать формировать представление об особенностях географического положения, растительного и животного мира материков. Закреплять умение очищать воду при помощи различных фильтров.

развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру. Закреплять знания о разнообразии животных живущих на разных континентах. Формировать у дошкольников стремление познавать окружающий мир. Развивать мыслительные процессы, зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость, память, воображение, стремление к исследованию объектов живой и неживой природы, любознательность, умение анализировать и высказывать своё мнение, умение работать в команде, аккуратность.

воспитательные: воспитывать гуманное отношение ко всему живому; бережное отношение к природе, побуждать беречь природу, свою планету. Воспитывать любовь к своей Родине, доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Материал: мультимедийная презентация, проектор, монитор, музыкальное сопровождение; предметные карточки для исследователей; бейджики для детей и руководителя научно-исследовательской экспедиции; для экспериментальной деятельности: колбы – 3 шт., стеклянные стаканы с водой – 3 шт., фильтры – ткань, ватный диск, марля; халаты – 3 шт.; атрибуты для раскопок – кисточки, коробка с песком, различные черепки посуды; для изобразительной деятельности: карта с материками, цветочки из двухсторонней цветной бумаги, клей, салфетки, тонированная бумага в виде сердца (формат А3).

ХОД ОБРАЗОВАИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель с детьми входит в зал.

Психогимнастика.

Секретов в мире много, их все не перечесть. 
В науке географии свои загадки есть. 
Пускай ты белых пятен уж не найдешь на карте, 
Открытия рождаются на нашей детской вахте…
Мы побывать повсюду с тобою постараемся, 
Ведь наше путешествие лишь только начинается.

Видео Земля из космоса.

Воспитатель: На протяжении многих веков люди стремились совершить кругосветное путешествие. Кто на лошадях и верблюдах, кто на морских судах, а кто-то просто пешком. Человек мечтал увидеть своими глазами необъятную нашу землю и сделать открытия. Ребята,  хотите, и мы с вами отправимся в кругосветное путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: В нашем путешествии мы побываем на всех материках нашей большой Земли. На каком же транспорте мы сможем осуществить нашу мечту?

Ответы детей. (Самолёт, воздушный шар, корабль, парусник и др.)

Воспитатель:  Я предлагаю отправиться в путешествие на парусном судне.

Видео парусного судна.

Воспитатель: Ребята, занимайте места. Наше кругосветное путешествие начинается. Как вы думаете, для чего мы отправляемся в такое длительное путешествие?

Ответы детей. (Изучить растительный и животный мир материков; народные традиции и культуру народов; как человек влияет на природу; узнать, может кому-то, нужна наша помощь и др.)

Воспитатель: Да, ребята, мы отправимся в научно-исследовательскую экспедицию. В каждой исследовательской экспедиции есть научные сотрудники. Давайте вспомним какие? Зоолог (изучает жизнь животных); ботаник (изучает мир растений); химик (изучает состав воды и воздуха можно употреблять эту воду и дышать этим воздухом); археолог (ведёт раскопки); историк (изучает культуру народов, народные традиции).

Ответы детей.

Воспитатель: Ученые возьмите с собой в дорогу все необходимое для вашей исследовательской работы.

Дети выбирают необходимые атрибуты – карточки.

Воспитатель: Теперь мы готовы и можем отправляться в путь.

Видео парусного судна.

Воспитатель:  Какие вы знаете материки на Земле?

Ответы детей. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Воспитатель: Посмотрите, на карте обозначен маршрут нашего путешествия. Сейчас мы плывем по Атлантическому океану
к берегам Южной и Северной Америки. Научные сотрудники готовы к изучению Америки? Назовите местные достопримечательности.

Ответы детей. (В Америке находится самый большой водопад – Ниагарский. Самые длинные горы Анды.)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что в Америке живёт самая маленькая птица. Как она называется? Что о ней вы можете рассказать?

Ответы детей. (Это птица колибри. Питается нектаром цветов. Она, как пчела, зависает над цветком, махая крылышками с необыкновенной скоростью. Умеет летать хвостом вперед. Несмотря на крохотные размеры, эти птички очень драчливы. Они нападают на крупных птиц и даже могут прогнать их со своей территории)

Воспитатель: Биологи, скажите, какой растительный мир преобладает в Северной и Южной Америке?

Ответы детей. (Кактусы, агава, каучуковое дерево, манговые деревья, пальмы, мамонтовое дерево, пихта, лиственница, красный клён, како-дерево и др.)

Воспитатель: Америка большой  интересный красивый материк. Но посмотрите что происходит на побережье? Ученые, определите, что же там случилось?

Видео с изображением загрязненного океана.

Ответы детей. (Воды океана загрязнили нефтяными отходами.)

Воспитатель: Ребята, как вы думает, что произошло?

Ответы детей. (Произошла катастрофа корабля, разлилась нефть, завод вылил отходы производства в океан)

Воспитатель: Чем мы можем помочь?

Ответы детей. (Необходимо очистить воду.)

Экспериментальная деятельность «Фильтрация воды»

Воспитатель: Давайте проведём опыт по фильтрации воды. Химики проходите в лабораторию.

Воспитатель: Для очистки загрязненной воды нам понадобятся простые фильтры. Первая команда, будет очищать воду через марлю, вторая – через ткань, третья – через ватный фильтр.

Дети выполняют очистку воды.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим марлю. Какая она стала?

Ответы детей. (Она грязная, на ней остались большие кусочки грязи.)

Воспитатель: Вода стала чистой?

Ответы детей. (Нет. Значит, марля пропускает мусор и грязь.)

Воспитатель: Правильно, марля пропускает мусор и грязь. У второй команды что получилось? Расскажите.

Ответы детей. (Вода мутная, на фильтре остались кусочки грязи.)

Воспитатель: Почему?

Ответы детей. (Потому что ткань пропускает грязь.)

Воспитатель: Правильно, здесь и песчинки и соринки. Значит, этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. Что получилось у третьей команды?

Ответы детей. (Вода стала чище.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода стала чище?

Ответы детей. (Потому что, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.)

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей. (На всех заводах и фабриках должны стоять фильтры, чтобы очищать воду).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Парусник приближается к берегам  Австралии. Команде предлагаю сойти на берег и вспомнить, чем интересен материк. Что - бы лучше всё увидеть приготовим бинокли. Рассмотрели?

Дидактическая игра «Вопрос - ответ»

Воспитатель: 

Австралия, какой материк? (Самый маленький)

Как называют коренных жителей Австралии? (Аборигены)

Какое метательное оружие изобрели аборигены? (Бумеранг)

Животное символ Австралии -… (Кенгуру)

Самое высокое растение - … (Эвкалипт)

Самое колючее животное, похожее на ежа - … (Ехидна)

Самая большая птица Австралии - …. (Эму (страус))

Самый распространенный хищник - … (Дикая собака динго)

Самое любимое австралийцами животное, похожее на плюшевого мишку - …. (Коала)

Самый удивительный зверь, выводящий птенцов из яиц – … (Утконос)

Воспитатель: Молодцы. На все вопросы ответили правильно. Возвращайтесь на корабль. Нам пора продолжать наше путешествие. Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, отгадайте загадку.

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик.

Этот снежный материк.

Воспитатель: О каком материке идёт речь?  

Ответы детей. (Это Антарктида самый холодный материк покрытый вечным льдом.)

Воспитатель: Да, ребята, Антарктида – единственный ненаселённый материк. Здесь находятся только научные станции, где работают учёные Единственный материк, где природа не нарушена человеком. Его называют «холодильником земли». В Антарктиде живут животные, которые не боятся холода. Мы с вами уже знакомы с ними. Я вам загадаю загадки, а вы расскажите об этих животных.

Дидактическая игра «Отгадай и расскажи»

Воспитатель:

Я недавно из яйца, и похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Догадайтесь - я ...(пингвин)

Ответы детей. (У пингвинов папа строит гнездо и приглашает маму отложить яйцо. Потом целый месяц папа - пингвин, прячет яйцо в складках живота и  сидит на холоде, а пингвиниха приносит ему еду. Потом они меняются местами до появления детеныша.)

Воспитатель: 

В синем море бьёт фонтан!

Чудо-юдо великан.

Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьет!

От волны он не бежит, обитает в море…(синий кит)

Ответы детей. (Синий кит – самое большое животное. Киты дышат воздухом и поэтому они поднимаются на поверхность воды через определённое время, чтобы сделать вдох. Детёныши китов целый год питаются молоком матери.)

Воспитатель:

В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день.

С легкостью!

Ведь он - …(тюлень)

Ответы детей. Морской леопард – это разновидность тюленей. Его назвали так, потому что он весь покрыт пятнышками, как настоящий леопард. Ещё морской леопард очень опасный хищник.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Что-то очень холодно стало, вы замерзли?

Ответы детей. (Да)

Воспитатель: Тогда нам нужно согреться и мы отправляемся на самый жаркий материк. Какой?

Ответы детей. (Африка)

Физкультминутка  «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»

Воспитатель: Ребята, согрелись, отдохнули, тогда занимайте свои места в кают компании. Биологам и зоологам предлагаю ответить на интересные вопросы, историкам и археологам отправится на поиски древних сокровищ.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

У обезьян длинные, цепкие лапы, чтобы….

(легче лазать по деревьям) 
У жирафа длинный черный язык для того, чтобы….

(доставать и срывать листья с верхушек деревьев) 
Верблюду нужен горб для ….

(накопления воды и питательных веществ) 
У страуса длинные ноги для того…
.

(чтобы быстро убегать от опасности) 
Какое животное называют смеющимся из-за его крика,

похожего на хохот.

(гиена)

Экспериментальная деятельность «Найди сокровища»

Воспитатель: Археологи и историки, нашли древние сокровища? Расскажите нам о них.

Ответы детей. (Мы нашли черепки от посуды, старинные украшения, старинный африканский амулет.)

Воспитатель: Спасибо! Все ваши находки мы разместим в нашем маленьком музее. Вот и заканчивается наше кругосветное путешествие. Мы должны возвращаться домой. Наш дом это большая страна, которая находится - на материке Евразия. Как называется наша страна?

Ответы детей. (Россия.)

Воспитатель: Да, ребята, Россия - это наша Родина.

Воспитатель: Как называется наша Малая Родина?

Ответы детей. (Крым)

Полилог «Экскурсия по Крыму»

Воспитатель: Давайте отправимся на экскурсию по городам Крыма.

Ответы детей. (Дети рассказывают о городах, которые появляются на экране)

Воспитатель: Крым принадлежит к тем местам, где проживают люди разных национальностей, со своими традициями, праздниками. Назовите, пожалуйста, кто живёт в Крыму? Какие это народы?

Ответы детей. (В Крыму живут русские, украинцы, крымские татары, евреи, армяне, азербайджане, болгары, венгры, греки, немцы, итальянцы, поляки, белорусы, грузины, корейцы, узбеки, крымчаки, караимы, башкиры, осетины, удмурты, казахи, арабы, цыгане, турки, молдаване и др.)

Воспитатель: Ребята, какие впечатления у вас сложились после нашего кругосветного путешествия по планете Земля?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша Земля очень красивая. Она богата животным и растительным миром. А как мы можем отблагодарить планету Земля за столь щедрые дары?

Ответы детей. (Любовью, заботой, жить в мире, не устраивать войны, не разорять землю, не убивать редких животных и птиц, охранять от пожаров, вредных загрязнений, не засорять природу.)

Воспитатель: Ребята, к большому сожалению, люди не всегда так поступают. Рвут цветы, губят насекомых, засоряют улицы, обижают нашу Землю.

Давайте вместе Землю украшать

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью,

Как к чуду.

Аппликация «Украсим нашу планету» (работа в парах)

Воспитатель: Я хочу предложить вам украсить все материки, на которых мы побывали, и собрать их все вместе.

Дети украшают карту мира цветами.

Воспитатель: Посмотрите какая цветущая планета у нас получилась!

Ответы детей.

Дети читают стихотворение.

«Планета ЗЕМЛЯ»

Моя Планета - дом родной,

Мой дом, что всех милей.

В нем я живу, моя семья

И тысячи людей!

И чтобы дом наш процветал,

Светило солнце в нем,

Давайте вместе мы о нем

Заботиться начнем:

Будем беречь луга, поля,

Животных защищать,

Деревья в городах своих

Начнем мы все сажать!

И никогда мы воздух наш

Не будем загрязнять!

Отходы в реки и моря

Не станем мы сливать!

И свалки мусора, друзья,

Давайте уберем!

И вот тогда все вместе мы

Отлично заживем!

И солнце будет ярко нам

С небес в окно светить!

Планета вечно будет жить

И нам добром платит

Список литературы

1. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек». / Авт.-сост.:             Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феактистова. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2017. – 64 с.

2. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжкова. – М.: Линка-Пресс, 2017. – 224 с.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 64 с.

4. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

5. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.

6. Николаева С. Н - Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 – 128 с.

7. Модель Н.А. Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятияпо познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки»в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...