Главные вкладки

    Модель НОД « Семья и семейные ценности » (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Малаева Ольга Борисовна

    Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. 
    Задачи:

    1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;

    2.Развивать связную речь, умение составлять рассказ о семье используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление;

    3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома,  упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «ДЕТСКИЙ САД №78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

     

     

      Модель НОД

     « Семья и семейные ценности »

    (для детей подготовительной к школе группы

    компенсирующей направленности)

                                                           

     Подготовила:

    воспитатель первой кв. категории

    Малаева О.Б.

    Саранск, 2018

    Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. 
    Задачи:

    1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;

    2.Развивать связную речь, умение составлять рассказ о семье используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление;

    3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома,  упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.


    Предварительная работа: заучивание стихотворений о членах семьи, анализ содержания пословиц по теме «Семья»; работа со словами, обозначающими степень родства; рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи; объяснение слов «поколение», «предки», «потомки», чтение произведений о семье.

    Материал: Презентация к занятию, мнемотаблица «Семья», модель сердца семьи, модели «Семейные ценности», картинки для игры «Подари семье радость», корзинка для игры «Корзина добрых дел»,  для рисования: листы бумаги, баночки  с водой, карандаш со стёркой, палитра с гуашью, музыка,

      

    Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Загадывание загадок, рассказывание стихов ,рассказывание о семье используя мнемотаблицу, рассказывание сказки,  художественное слово, вопросно-ответная беседа, Игры: «Поступки»,  «Подари семье радость»,  «Назови ласково». Показ презентации  по ходу занятия; Физминутки:   «Семейная зарядка», пальчиковая гимнастика «Семья».

    Интеграция образовательных областей:
    ОО «Речевое развитие »: Учить отчетливо и внятно произносить фразы и слова, уметь рассказать небольшие рассказы, отгадывать загадки,  отвечать на  поставленные вопросы. Учить правильно называть  

    О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: развитие умения играть вместе со сверстниками, воспитание доброжелательности .

    ОО «Физическое развитие »: создание эмоционального благополучного климата в группе, снятие физического и психического напряжения.


     ОО «Познавательное развитие»: закрепить правила  

    ОО «Художественно-эстетическое»: музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского, «Одинокий пастух» Джеймса Ласта.

    Дети входят в группу.

    В: Прежде чем мы начнём занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.  (Дети здороваются)

    Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (Ребус на экране) Посмотрите на экран.

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    К цифре  «семь» добавлю «Я»-

    И получится? (Семья).

    Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека- о семье.  

    Дети , а вы знаете почему семья называется именно словом семья.

    Рома, нам сейчас расскажет:

    Семья – словечко странное,
    Хотя не иностранное.
    – Как слово получилось,
    Не ясно нам совсем.
    Ну, «Я» – мы понимаем,
    А почему их семь?

    Не надо думать и гадать,
    А надо просто сосчитать:
    Два дедушки,
    Две бабушки,
    Плюс папа, мама, я.
    Сложили? Получается семь человек,
    Семь «Я»!

    Дети , так что же такое семья?

    - Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково) –

     Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились) .
    - А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.) 

    Давайте  расскажем о своей семье используя в помощь мнемо таблицу:

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    Издревне на Руси  семью почитали все люди и сложили о семье много разных пословиц.

    Какие вы знаете пословицы о семье:

    -Не нужен клад, коли в семье лад.

    -Семьёй дорожить- счастливым быть.

    -Вся семья вместе и душа на месте.

    -В хорошей семье хорошие дети растут.

    - В своем доме и стены помогают.

    -В семье и каша гуше.

    Дети каждый из вас любит свою семью. А как вы выражаете любовь к своим близким? (ответы детей)

    -Верно, а ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих.

    Поиграем в игру «Поступки»

    (Если вы считаете , что это хороший поступок- хлопайте, если плохой – топайте)

    -Вы подрались  с другом.

    -Нарисовали красивую картину.

    -На прогулку испачкали куртку.

    -Убрали игрушки на место.

    -Порвали книгу.

    -Не вымыли руки перед едой.

    -Уступили место бабушке в автобусе.

    -Помогли маме полить цветы. Молодцы!

    Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.  

    Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку» 
    Осенью, весною, летом и зимой. 
    Мы во двор выходим, дружною семьей. 
    Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. 
    Мама руки поднимает, папа бодро приседает. 
    Повороты вправо влево делает мой братик Сева, 
    А я сам бегу трусцой и качаю головой.

    -О семьях люди часто слагали легенды.  Послушайте одну из них.

    Давным –давно,  жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их. С тех пор в этой семье царит мир и согласие.

    -Вы хотите узнать какие семейные ценности живут в дружной семье?

    -Для этого нам нужно  разгадать загадки и выполнить задания.

    -Вы готовы? Тогда приступим.

    Сюрпризный момент «Сердце семьи».
    Воспитатель. - Ребята, что у меня в руках? 
    Дети. Сердце. 
    Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи. 
    Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце  и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими мы сегодня узнаем.

    1.В:  Отгадайте первую загадку:

    Она у каждого бывает,

    Кто про невзгоды забывает.

    Ты хочешь петь и веселится,

    Ей можно с другом поделится,

    Она- любимая, как сладость.

    Она отрада наша, РАДОСТЬ.

    В: когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно. А что такое радость в семье?

    Ребёнок:

     Радость – это свет в окошке,

    Радость – ягоды в лукошке,

    Радость – тысяча улыбок,

    Радость – стая мелких рыбок.

    Радость в сердце жить должна.

    Очень нам она нужна.

    Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся.  А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)

    Дидактическая игра «Подари семье радость».

    Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

    - Возьмите карточки, 1, 2, 3 –покружись и в кусочки радости превратись!

    (Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»). Например:

    «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».

    «Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

    «Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

    «Я – пчёлка. Я подарю сладости и здоровье».

    «Я – солнышко, подарю тепло и свет».

    «Я – звёздочка. Я подарю звёздное небо и сладкие сны».

    «Я – нотка, подарю весёлую песенку».

    «Я – ветерок, подарю прохладу и свежесть».

    «Я – снежинка. Я подарю снежки, снегопад, катание на санках».

    «Я – цветок, подарю лето и хорошее настроение».

    «Я – ручеёк, подарю своей семье весну».

    «Я – витаминка, подарю всем здоровье».

    «Я – книга, подарю своей семье знания».

    «Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

    «Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

    «Я – сердечко, подарю любовь».

    «Я – рыбка, подарю своей семье доброту».

    «Я - птица счастья, подарю семье счастье».

    Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.

    (Модель «Радость» устанавливается на сердце) .

    2. В:  Отгадайте вторую загадку:

    Человеку лишь в ту семью приходить охота,

    В чьей семье поселилась ЗАБОТА!

    Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и  забота за ручку идёт.

    В: Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы). Ребята, как мы можем показать   заботу к своим близким? (Хорошими поступками и добрыми делами).

    В: Нам поможет корзина добрых дел.

    Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

    Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. 
    Дети. Я буду мыть посуду. 
    Я буду поливать цветы. 
    Я буду убирать игрушки. 
    Я буду пылесосить. 
    Я буду вытирать пыль. 
    Я буду заправлять кровать. 
    Я буду хорошо себя вести. 
    Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее. 
    (
    Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце). 
    3.Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье.

    Воспитатель. Сразу стал уютным дом,

    Нежность поселилась в нём.

    Она во всех наших делах,

    В глазах, улыбках и словах. (НЕЖНОСТЬ)

    Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть их ласково.

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;

    2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;

    3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;

    4. Дочь – доченька, дочурка;

    5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;

    6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;

    7. Брат – братик, братишка;

    8. Сестра – сестренка, сестричка.

    (Модель «Нежность» устанавливается на сердце) .

    Воспитатель. Я от ваших слов согрелась.

    4.Дети, есть такая пословица:

    «И старость не страшна, коль молодые уважают»

    Как вы понимаете эту пословицу?

    Дети: Старших надо уважать.

    В: Как мы можем показать своё уважение к старшим?

    (Уступим место в автобусе, будем помогать и заботится, дарить подарки)

    В: Правильно. Вот мы узнали ещё одну семейную ценность уважение.

    (Модель «Уважение» устанавливается на сердце) .


    Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями. 
    В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.


    Но бывает, что и радость не в радость, 
    И заботушка только в тягость, 
    Да и нежность никому не нужна, 
    Доброта совсем не важна. 
    Уважать совершенно не хочется, 
    Да и счастье на улицу просится. 
    Ведь сердечко в семье охладело, 
    Всех теплом согревать расхотело. 
    А чтоб сердце забилось вновь
    Нужно в нём поселить … Любовь! 


    (Модель «Любовь» устанавливается на сердц
    е) .
    Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились. 
    Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны  в семье присутствовать

    В:Дети давайте поиграем, встаньте, пожалуйста в круг

    -Кто похож на маму- поднимите левую руку вверх!

    -Кто похож на папу- поднимите правую  руку вверх!

    -Кто похож сам на себя- поднимите обе руки вверх!

    -У кого есть сестрёнка –топните правой ногой!

    - У кого есть братишка- топните левой ногой!

    -У кого есть и братишки и сестрёнки- подпрыгните!

    -У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!

    Кто любит свою семью и дорожит ею- поднимите руки вверх и помашите!

    В: Дети давайте разомнём пальчики:

    Раз, два, три, четыре, пять! 
    Начинаю я считать. (Дети сжимают кулачки на обеих руках) .
    Папа, раз! (сгибают большой палец левой руки) .
    Мама, два! (сгибают указательный палец левой руки) .
    Три, сестра! (средний палец левой руки) 
    Четыре, я! (безымянный палец левой руки) .
    Деда с бабой не забуду, 
    Пять и шесть считать я буду! 
    Как я рад, что у меня, (сжимают и разжимают кулачки на обеих руках) .

    Очень дружная семья! (сжимают обе руки в рукопожатие) .

    В: Дети я предлагаю вам нарисовать сердце вашей семьи и поселить в него «Семейные ценности» о которых вы сегодня узнали

    Я предлагаю вам сегодня не обычный способ рисования. Рисовать мы будем стёрками на карандаше, используя метод тычка. Перед вами лежат трафареты в форме сердца, и листы бумаги на которых вы будете выполнять работу и политра с гуашью.

    В: Дети кто может мне рассказать последовательность нашей работы?

    (Мы берём трафарет и прикладываем его к листу бумаги, каранаш со стёркой мокаем в гуашь, и методом тычка обводим сердце по контуру.

    Затем трафарет убираем и  также методом тычка делаем наше сердце объемным . )

    В: Хорошо, а теперь приступаем к работе.

    В: Скажите , пожалуйста, какие ценности будут жить в ваших сердцах.

    (Радость, доброта, забота, нежность, уважение, любовь).

    Итог

    -О чем мы  сегодня говорили?

    -О каких семейных  ценностях вы сегодня узнали?

    -Что вам понравилось больше всего?

    Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

    Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!

     

    Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно.

    Всегда будьте вместе, любовь берегите.

    Обиды и ссоры подальше гоните.

    Хочу чтоб про вас говорили друзья

    Какая хорошая ваша семья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект образовательной деятельности Тема: «Семейный бюджет»для детей подготовительной к школе группы специализированной с нарушением функции ОДА

    Цель: введение детей в мир экономических отношений, развитие системы сенсорных эталонов.Задачи: - заложить основы планирования семейного бюджета- ознакомить с понятиями "доход", "расход", "бюджет"...

    Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

    Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей»

    Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей подготовительной к школе группы «Магазин необычных вещей&raq...

    Модель НОД «Сохраним природу Мордовского края» (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)

    Модель НОД «Сохраним природу  Мордовского края»(для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)...

    Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

    Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

    Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»

    Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...

    КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НОД Тема: «Лучше семьи ничего не бывает» для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности

    КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НОДТема: «Лучше семьи ничего не бывает»для детей подготовительной к школе группыобщеразвивающей направленностиМузыкальный руководитель: О.А. Лукашенко...