Кто живёт рядом с нами.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хоменок Надежда Константиновна

Ознакомление детей с многонациональным составом населения посёлка Маслянино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_zhivyo_s_nami_ryadom.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Кто живёт с нами рядом»

Хоменок Надежда Константиновна

воспитатель высшей квалификационной

 категории МКДОУ детского сада «Тополек»

комбинированного вида р.п. Маслянино

Цель: Познакомить детей с многонациональным составом населения посёлка Маслянино.

Задачи: -  Расширить представления детей о людях разных национальностей, проживающих в посёлке Маслянино;

 - Знакомить с традициями и обычаями народов, проживающих в посёлке;

 -Развивать познавательный интерес, желание узнавать о жизни людей разных национальностей;

 - Расширять активный словарь детей;

 - Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти фотографии и скажите мне пожалуйста, вы кого – нибудь здесь узнаёте? (Воспитатель показывает свою фотографию и фотографию девушки африканки.)( Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Да, на одной из фотографий действительно я, на другой девушка, которую вы не знаете. Эту девушку зовут Лаура. Я познакомилась с ней в городе Новосибирске. Там мы с ней и сфотографировались.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, Лаура россиянка или нет?

 (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Несмотря на то, что Лаура отличается от нас цветом кожи, волос, она считает себя россиянкой т.к. живёт в России и имеет российское гражданство. Но по национальности она африканка. Наша страна не только большая, но и многонациональная. В ней проживают люди разных национальностей, У каждой нации есть своя история, культура и традиции. Так же у нашей страны есть соседи – другие страны. Люди из соседних стран тоже приезжают к нам жить, становятся гражданами нашей страны. Так случилось и с Лаурой.

Воспитатель: Как вы думает, наш посёлок Маслянино можно назвать многонациональным? (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята. Наш поселок многонациональный, потому что, в нём проживают не только русские, но и люди других национальностей. Вот сегодня об этом мы с вами и поговорим.

(показывает иллюстрации людей в разных национальных костюмах)

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением людей разных национальностей, которые проживают у нас в посёлке. Посмотрите внимательно, как они одеты, и похожи ли они друг на друга?

 Воспитатель в ходе рассматривания называет представленные национальности.

Показывает иллюстрацию людей в русских костюмах.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, люди какой национальности изображены на этой иллюстрации? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это русские.

Воспитатель: А теперь, дети, посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Дети перечисляют: сарафан, рубашка, кокошник у женщин; рубашка штаны, сапоги у мужчин.

Воспитатель: Русский национальный женский костюм состоял из длинной рубахи с рукавами. Поверх неё надевали красный сарафан расшитый бисером или вышивкой. Молодые девушки на голову одевали ленту, а те кто постарше - кокошник. Мужской национальный костюм состоял из рубахи косоворотки, пояса (кушака), штанов (портки) и сапоги.

Воспитатель: У русского народа, как и у других народов, есть свои традиции. Ребята, а что такое традиции? (ответы детей.)

Воспитатель: Да, традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Воспитатель: Дети, какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Осенины и др.

Воспитатель: Кроме народных праздников, свадебных традиций у русского народа есть свои песни, танцы, сказки, игры. И сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Совушка»

Один из играющих изображает «сову», остальные – мыши. Сова выкрикивает «Утро», тут же мыши начинают бегать, делать различные движения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

                Ах, ты, совушка – сова,

               Золотая голова,

               Что ты ночью не спишь,

               Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!». При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова ходит между играющими. Увидев, что кто – то из играющих шевельнулся, касается его рукой. Тот игрок выбывает из игры.)

Воспитатель: Какие блюда русской национальной кухни вы знаете?

Дети: Блины, пироги.

Воспитатель: Совершенно верно, блины  - одно из самых древних русских блюд. А так же пироги. Их пекли с разнообразными начинками: с мясом, яйцом, рыбой, творогом, грибами, капустой, с ягодами и фруктами. Кроме блинов и пирогов на Руси ели кашу. Она находила признание не только на народном, но и даже на царском столе. Пётр 1, например, любил ячневую кашу. А теперь мы с вами поиграем.

              Игра «Назови правильно»

Пирог из рыбы – рыбный пирог 

Пирог с грибами – грибной пирог и т.д.

Показывает людей в украинских национальных костюмах 

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте рассмотрим  эти  иллюстрации.

Воспитатель: Как вы думаете, люди какой национальности изображены на этих иллюстрациях? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: На этих иллюстрациях изображены украинцы. Давайте рассмотрим украинский национальный костюм. Как одеты мужчина и женщина?

Дети перечисляют: рубашка, юбка, пояс, венок, сапожки у женщин; рубаха, штаны, пояс ,сапоги, шапка у мужчин.

Воспитатель: Украинский национальный женский костюм состоял из длинной рубахи (вышиванки), она украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу юбки. Поверх вышиванок одевали жилетки. Голову замужняя женщина покрывала платком, а молодые девушки одевали веночки с лентами. Молодые девушки носили подпоясанные вышиванки, а женщины должны были убирать вышиванку в юбку (понёву). На ногах сапожки без каблуков (чоботы). Мужской национальный костюм состоял из вышитой рубахи, в отличие от русской косоворотки разрез на украинской вышиванке располагался по центру. Рубаху украинцы заправляли в штаны (шаровары), подпоясывались широким поясом. (кушаком).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие традиции есть у украинского народа? (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Русский и украинский народы – это народы братья, они тесно связаны между собой крепкими узами дружбы. Поэтому у украинского народа, как и у русского те же праздники и традиции. Как и у всех народов, у украинского народа есть свои песни, танцы, игры. Вот в одну такую игру мы с вами поиграем.

                    Игра «Четыре стихии»

По правилам игры, участники становятся в круг, в середину которого встаёт водящий. Он бросает мяч кому–нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Если водящий сказал: «Земля», тот кто поймал мяч должен быстро назвать какое – либо домашнее или дикое животное. При слове «Вода», играющий отвечает названием какой–нибудь рыбы, водных существ. При слове «Воздух» называются птицы. При слове «Огонь» - все должны помахать руками. Если игрок не успел назвать слово или ошибся – меняется местами с водящим.

Воспитатель:  У каждого народа есть своя национальная кухня, есть она и у украинцев. Какие украинские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. Это и борщ, и вареники, и холодец, и галушки, и сырники и, конечно же, сало. И сегодня мы с вами попробуем некоторые блюда из украинской кухни.

Чаепитие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много интересного об русских и украинских народах. Все народы дружат между собой и поэтому наша страна, Россия, сильна своим единством.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по теме "Кто живёт рядом с нами" во 2 младшей группе

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме домашние животные во 2 младшей группе...

Беседа «Кто живёт рядом с нами»

Данная беседа помогает понять детям, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком....

конспект занятия по окружающему миру "Кто живёт рядом с нами?" (2 младшая группа)

Разработка занятия во 2 младшей группе по окружающему миру на тему: "Кто живёт рядом с нами?"...

Кто живёт рядом с нами в наших лесах?

План конспект по познавательному развитию "Кто живет рядом с нами?"...

Кто живёт рядом с нами?

Экологическое воспитание дошкольников является актуальной в наше время. Для этого я использовала проектную деятельность в работе с детьми....

Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир) "Кто живёт рядом с нами".

Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах. Закрепить понятие, о том, что домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о н...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Кто живёт рядом с нами"

Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних и диких животных и их детенышей по описанию. Воспитывать заботливое отношение к ним....