Конспект культурной практики "Птичья весна"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чернова Елена Владимировна

Исследование фауны окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

                                             «Птичья весна»

                         

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: вторая младшая

Цель: Формирование познавательной активности детей в процессе самостоятельного выбора и участия в развивающих играх.

Задачи:

1. Формировать представления детей об особенностях жизни птиц в весенний период (скворец, жаворонок, ласточка). Познакомить детей с различными видами гнезд.

2. Развивать способности рассуждать о месте обитания этих птиц.

Исследовать материал гнёзд, т.е. из чего они сделаны.

Обогатить словарь: "скворечник", "дупло", «вьёт», «выведение птенцов».

3. Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Материал.

1. Демонстрационный материал "Птицы".

2. Звуковая фонограмма с записью голосов птиц.

3. Сюрпризная коробочка

4. Круглый ковёр «Лужок»

5. Макет солнца без лучиков (с одной стороны весёлое, с другой – грустное)

6. Лучики

7. Мольберт.

8. Кольца Луллия

9.Скворечник, макет гнезда из глины, гнездо из травы, макет дупла.

10. Материал (глина, сено, веточки, деревянные дощечки)

11. Лист ватмана с изображением «домиков» для птиц (ласточкино гнездо, гнездо жаворонка в поле, скворечник, дупло)

12. Презентация «Где птицы живут?»

                                                     Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию: 

Воспитатель приглашает детей присесть на «лужок» (в руках сюрпризная коробочка)

-Ребята!

«Солнышко послало лучик,

Но его поймали тучи.

Подожди, мы дождик льём,

Будешь ты светить потом.

Лучик всех пощекотал (воспитатель щекочет детей)

И на землю убежал!» (Л. Орлова)

Так вот, по дороге в детский сад, в нашем парке, я нашла лучики, аккуратно собрала и к нам в группу принесла. (открывает коробочку и показывает лучики)

  Обращает внимание детей на мольберт, на котором находится грустное солнышко.

Воображаемая ситуация.

 Солнышко шепчет воспитателю на ушко: «Здравствуйте, мои маленькие друзья. Случилась беда, ветер разбросал все мои лучики, я никак не могу их собрать. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, что будем делать? Как вернуть солнышку лучики? (ответы детей)

2.Актуализация знаний: 

Воспитатель: Чтобы солнышку вернуть все лучики и помочь ему опять засиять, давайте поиграем в весеннюю игру «Что ты знаешь о весне?» (дети отвечают и «отдают» лучики солнышку).

1) Погода весной какая?

2) Ручьи весной что делают?

 3) Солнце весной какое?

4) Сосульки весной что делают?

5) На деревьях появляются?

6) Весной травка какая?

7) Весной птицы что делают?

8) На улице появились первые?

После каждого ответа появляются лучики у солнышка.

Воспитатель произносит:

«Вышло солнышко из-за туч,

Потянуло всем нам луч.

Мы потрогаем рукою,

Вот ты солнышко какое!»

Воспитатель предлагает присесть на полянку.

-Ребята, а сейчас, когда я хлопну в ладоши, закройте свои глазки и приготовьте своих помощников - ушки, потом вы расскажите, что же вы услышали.

 Аудиозапись «Пение птиц». В. после прослушивания:

- Что же вы услышали? (Ответы детей).

- Весной природа оживает, просыпается, потому что солнышко своими лучиками пригревает все вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из теплых стран прилетают разные птички. Каждая птичка по-своему поёт, щебечет, разговаривает.

Обращает внимание детей на макет весеннего дерева с «прилетевшими» на него птицами (дети перечисляют птиц, которых узнали)

Физкультминутка Педагог предлагает встать детям вокруг полянки. Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно произнести волшебные слова.

 Повторяйте за мной:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

 Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

 Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

 Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! Глазик, два! (закрывают по очереди глаза)

Клювик есть! (потрогать нос)

А хвостик здесь! (повилять)

Вот какие птички, птички-невелички! (кулачки сжать)

Весело скакали. (скачут)

Зернышки клевали (стучат пальчиком по полу)

И быстро улетали (бегают, машут крыльями)

- Куда улетели птицы? А я для птиц приготовила домики, вот они. (воспитатель показывает лист ватмана с картинками птичьих гнёзд).

Ребята, давайте поиграем в игру «Посели птичку в домик»

3.Затруднение в игровой ситуации: зафиксировать затруднение в ситуации, создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о незнакомых птицах и их домах, развивать познавательный интерес.

- Выберете любую незнакомую птичку и поселите её в домик, (Дети затрудняются с выбором, но делают самостоятельный выбор)

-Ребята, а это что за птички, где они живут? Как нам узнать?

4.Открытие нового знания. Познакомить детей с новыми птицами (ласточка, скворец, жаворонок), дать элементарные представления о «домах» птиц (гнездо, дупло, скворечник)

  1. .Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что это? (показать гнездо) Это гнездо.  Его выстроила-свила птица свои клювом.)

- Для чего птицы весной вьют гнёзда? Ищут для себя дом?

- Из чего оно? Каких помощников УГ мы собой возьмём? (Предполагаемые ответы детей)

- Здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина. (показывает глину и гнездо из глины)

Загадка: Угадайте, что за птичка прилетела к нам из тёплых стран и построила это гнездо?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.(Ответы детей)

- Это ласточка. (Показать изображение на экране)

- К нам в гости прилетела настоящая ласточка!

- Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)

- Обратите внимание, что ласточки живут рядом с людьми и вьют свои гнёзда под крышей домов.

Воспитатель приглашает детей на лужок и предлагает вновь закрыть глаза.

  1. -А это что за птичка поёт? (Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца. Показать изображение скворца на экране).

А теперь напрягите помощников УГ (каких)  и скажите:

- Что это? (Показать скворечник)

- А почему этот домик называют скворечником?

- Скворец сам его построил? (Ответы детей)

- Его построили люди

- Из какого материала сделан скворечник? (Из дерева)

- Но не всегда, когда прилетают скворцы, находят скворечники, особенно в лесу, тогда они поселяются в дупле дерева, сделанным дятлом

.

  1. -Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.

(Прослушивание аудио-записи-пение жаворонка). 

- Кто это весело поёт?

- Посмотрите, вот он жаворонок к нам прилетел! (изображение на экране)

А вы знаете, что не все птички вьют гнёзда на дереве или под крышей домов?

- Это полевой жаворонок. Своё гнёздышко он устраивает в поле, вьёт его из травки. (Воспитатель открывает коробочку с сеном и предлагает почувствовать запах сухой ароматной травы)

- А это – гнёздышко полевого жаворонка. Посмотрите, из чего оно? (Ответы детей)

- Ребята, а если мы нашли гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? (Ответы детей)

 - Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)

5.Включение нового знания в систему знаний: применять полученные знания на практике.

Воспитатель:

-Ребята, давайте, опять превратимся в птичек и найдём свои домики.

Вот скворечник, вот дупло, вот одно гнездо, другое.

Выбирай, где чьё, какое?

(Дети берут одну понравившуюся птичку и разлетаются по домикам, в соответствии с полученными представлениями)

А теперь, ребята, давайте проверим, правильно мы расселили наших пернатых жильцов? (идут проверяют и исправляют ошибки)

Дидактическая игра «Найди птенцов для мамы и назови»

На кольцах Луллия найти соответствие взрослой птицы и её птенцов, определить их название.

6.Заключительная часть (аналитический этап): восстановить в памяти детей то, чем они занимались на занятии, что нового узнали.

- Можете выбрать любую птичку и взять с собой, только скажите какую и почему?

- Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь.

Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности«Весна идёт, весне дорогу» по развитию речи младшая группа

Конспект образовательной деятельности«Весна идёт, весне дорогу» по развитию речи младшая группа...

Конспект НОД "Ранняя весна" с применением этно-культурного компонента

Музыкальное занятие в подготовительной группе с использованием этно-культурного компонента. На занятии дети слушают звучание коми музыкального инструмента Зиль-зёль и выполняют танцевальное движение ...

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по экологии: Весна идёт!Весне дорогу!

Создать условия для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны, о перелетных птицах, насекомых, весенних цветах....

Конспект культурной практики «Фиксики» познавательного развития, ознакомление с миром природы на тему:«Весна пришла»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тем: "Весна пришла"...