Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по Солнечной системе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лабзенко Ирина Владимировна

Конспект Нод с использованием ИКТ.

Цель: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы и их расположения относительно Солнца. Совершенствование грамматического строя. речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_solnechnoy_sisteme.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по Солнечной системе»

Цели: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы и их расположении относительно Солнца. Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

      Образовательные: 

  • Упражнять детей в образовании существительных, прилагательных, сложных слов.

       Развивающие:  

  • Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь, умение отвечать на вопросы;
  • Совершенствовать звуковую культуру речи;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать логическое и образное мышление;
  • Развитие интересов детей, любознательности, активности  и познавательной мотивации.

    Воспитательные: 

  • Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • Формирование нравственных качеств: чувство коллективизма; умение слушать товарищей.

    Коррекционные:

  • Развивать воображение, слуховую и зрительную память;
  • Развивать зрительно-моторную координацию.

Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «Путешествие по Солнечной системе», аудиозапись космической музыки, конверты с заданиями, иллюстрации: «Что сначала, что потом» (о подготовке ракеты к полету), плакат «Исследование и освоение космоса», портрет  Юрия Алексеевича Гагарина; картинки с изображением планет Солнечной системы, предметные картинки «Планеты», карты для прокладывания маршрута, простые карандаши, медали  в качестве поощрения. Выставка  в группе по теме «Космос»: дидактические игры, поделки детей, иллюстрации, энциклопедии о космосе.

Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: «Космос», «Кто был первым космонавтом?», «Планеты Солнечной системы».  Экспериментирование: как работает гравитация, почему Луна не падает на Землю, почему звезд днем не видно. Разучивание с детьми стихов, загадок, физминуток, логоритмических упражнений.
Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «Космос», изготовление  ракет-оригами, лепка из пластилина «Ракеты».
Чтение рассказов из книги «Летающие звезды» А. Ткаченко; Драгунский «Денискины рассказы».

Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о российских покорителях космоса».                                                                                                                                                  Просмотр презентаций: «Планеты Солнечной системы», «Виртуальная экскурсия в музей космонавтики», «Загадочный космос».

Используемая литература:

  1. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю.  «Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы»-  М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
  2. Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети выстраиваются полукругом  у плаката «Исследование  и освоение  космоса»

 

Все в сборе!  

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала, надо гостям «Здравствуйте» сказать!   (Здравствуйте).

  1. Вводная беседа.

Ребята, напомните мне какое сегодня число? (12 апреля)

А какой праздник сегодня, отмечает вся страна? (День космонавтики.)
Молодцы, правильно!                                                                                                                              А кто такие космонавты? (Космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях)

Именно в этот день 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток»  Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин»

 Кирилл
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:                                                                                                                                       Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

 Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.

  1. Основная часть.

 Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков.  

  Космические корабли долго испытывали, чтобы полеты на них были безопасны для человека.  

В космос первыми полетели не люди, а первый успешный полет в космос совершили собачки Белка и Стрелка . Как вы думаете, почему?

А после того, как полет собачек прошел успешно, в космос полетел первый человек.  

Упражнение «Подбери определение»

Дети, а как выдумаете, Космос он какой? (холодный, тёмный, загадочный, бескрайний, страшный, удивительный и т. д.)

Каким же должен быть космонавт, который отправляется в космос? (сильным, смелым, мужественным, спортивным, умным и т.д.)

А вы хотите стать космонавтами и отправиться в увлекательное космическое путешествие по планетам Солнечной системы?  

Тогда отправимся в путешествие, но не простое, а   сказочное.

На каждой планете нас будет ждать какое – то задание.                                                  

Мы с вами должны быть смелыми и умными. Сейчас, давайте мы наденем космические шлемы разума и отправимся в путь.

Кинезиологическое упражнение

Дети выполняют упражнение с загибанием ушных раковин вниз, вверх вперед, назад, в стороны. Данное упражнение направлено на активизацию мыслительной деятельности детей. 

 

На чем мы отправимся в космос? (На ракете)

Кто ее сконструирует? (Инженеры).

А как она попадет на космодром?  

Выложите картинки в правильном порядке и расскажите!

Игра «Что с начала, что потом» (расставляют картинки и рассказывают)

Ракету везут на космодром по железной дороге.

Ракету готовят к старту.

Ракета стартует со стартовой площадки.

Ракета летит в космосе.

Какой первый звук в слове РАКЕТА?

Где он находится ?

Ракета готова, а сейчас мы проверим всё ли готово к полёту.

Для этого нам нужно рассчитать мощность двигателей заранее, т.к. ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полёта.

Я предлагаю решить задачи:

1. У ракеты 4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя?(2).

2. Ракета будет запущена на 5 день недели. Какой это день? (пятница)

Все расчеты произведены.

В космосе нет воздуха.

Что обязательно  надо надеть космонавтам? (Скафандр).
А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
   

Ребята для того чтобы давать четкие ответы в эфире, нам надо потренировать язычки:

Артикуляционное упражнение.

Чу – Чу – Чу, в космос я лечу.

Им – Им – Им, на ракете полетим.

Ды – Ды – Ды, долетим мы до звезды.

Ой – Ой – Ой, затем вернемся мы домой.

Молодцы ребята, справились с заданием, теперь можно и лететь, но сначала разомнемся.

Логоритмическое упражнение:

Будем очень мы стараться, (рывки руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бег на носочках).

Плавать лучше всех на свете, (гребки руками)

Приседать и вновь вставать, (приседают)

И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты (маршируют на месте)

 

Прошу всех занять свои места. ( Дети проходят к ноутбуку, становятся (или садятся на стулья?) в обозначенное канатом пространство)

Мы начинаем космическое путешествие.

Внимание! Внимание!

Пристегнуть ремни! (соединили кулачки)

Завести моторы (дети выполняют вращательные движения руками, сопровождая свои действия звуком «Р-р-р-р»)

Соединить контакты (быстрые касания кончиков пальцев  )

Приготовиться к запуску ракеты

Начинаем отсчет в обратном порядке (5,4,3,2,1)-загибают пальчики

Пуск! (руки тянутся вверх)

10 секунд - полет нормальный, 20 секунд - полет нормальный…( слайд с ракетой)

Включается презентация на ноутбуке

 

Дети, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (космическое пространство, звезды, планеты). (Слайд 1)

 

А когда мы можем видеть звезды? ( Ночью, на ночном небе)

А кроме звезд, что еще вы видели на небе?  (Днем — Солнце, а ночью Луну).

Солнце, Луна, звезды — все это находится в космическом пространстве

Слово «космос» означает «мир, вселенная». Вселенная — это все, что существует, и ни когда не заканчивается.

А вы узнали вот эту планету? (показать изображение Земли) (Слайд 2).

Как вы поняли, что это планета Земля? (она голубая)

А почему наша планета  имеет много голубого и синего цвета? (синий цвет — это океаны и моря)

Наша планета Земля- это наш дом.

Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! (Слайд 3)

Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко.

На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

Что ещё мы видим в космосе? (Солнце.) (Слайд 4)

Солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. (Слайд5)

Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите.

Дети, сколько всего планет в нашей солнечной системе? (9)

Послушайте внимательно стихотворение о планетах Аркадия Хайта:
Эдгар

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

А на каких планетах существует жизнь? (Только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь).

 

И так, первая планета солнечной системы, с которой мы начнём наш полёт – это первая планета от Солнца.  (Слайд 6)

Как она называется? (Меркурий).
В слове МЕРКУРИЙ есть звук «Р»? Где он находится?                                                                                    Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Её поверхность каменистая и пустынная.

Меркурий приготовил нам задание

(открываю конверт)

«Внимательно рассмотрите картинки и найдите лишний предмет»

Игра «Третий лишний».  (Слайд с триггером 7)

1. Марс, Юпитер, космонавт.

2. Космический корабль, космонавт, Солнце. (Слайд8)

3. Уран, Нептун, Солнце. (Слайд 9)

4. Ракета, спутник, мотоцикл. (Слайд 10)

(дети выполняют задания  и объясняют, почему  они так думают) – на слайде убирается лишняя картинка

Воспитатель: мы справились с этим заданием и отправляемся дальше.

Загадывает загадку ребенок:

 Венера - вторая  от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки  (Слайд11)

Как по другому называют эту планету? (Утренняя звезда)

 

Есть в слове ВЕНЕРА звук «Р»? Где он находится?

И так, выходим из нашего корабля (Дети проходят к столам)

Звёзды с давних времён указывали путникам путь. Так и эта планета – Утренняя звезда, укажет нам путь.

Графическое упражнение, массаж.

Задание  Венеры:

«Обведи пунктирную линию. Помоги ракетам добраться до планет».

 

Но прежде чем приступить работе, мы проведём разминку для наших ладоней и пальцев.

Дети выполняют упражнение с карандашом (Карандаш  зажат между ладоней  в горизонтальном положении. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев - 5 раз с ориентировкой на ведущую руку).

Молодцы! Задание выполнено отлично. Сложите свои карты на середину стола. А теперь дальше в путь!  ( Дети возвращаются к  ноутбуку)                                                                                                                                    

    (Слайд12)

Марс - единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.

(Дети переходят к столу с предметными картинками)

А вот и конверт с заданием, которое мы должны выполнить, приземлившись на Марс. Давайте его прочитаем: «Образуйте одно слово из предложенных словосочетаний и сосчитайте слоги!»

 Игра «Объяснялки».  (Дети называют слово, воспитатель показывает предметные картинки)                                                                                                                             

Ходит по луне – луноход;

Ходит по марсу – марсоход;

Аэродром для космических кораблей – космодром;

Человек, который считает звёзды – звездочёт;

Машина, летящая к звёздам – звездолёт.

Попрощаемся с планетой Марс и отправимся дальше.

 Попробуем отгадать, на какую планету?

Даша

Великан-тяжеловес мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль, худеет понемножку.

Юпитер – это пятая и самая большая планета солнечной системы. (Слайд13) 

Юпитер предлагает нам отдохнуть и размяться.

Физкультминутка «Космонавты»:

Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (
разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (
круг руками)
Космонавтам нужен год. (
берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (
руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (
сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (
разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (
поднимают руки вверх и машут).

Отдохнули и снова в путь!

(Возвращаются на ракету)

 Какая же следующая планета нас ждет?                                              

(Слайд14)

Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.

Есть ли звук «Р» в слове САТУРН?

 А вот и задания Сатурна.

Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Попробуйте отгадать космические загадки.

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной — …(комета)  

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический …(метеорит)  

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный …(спутник)  

 

А теперь следующая   планета, на которой мы сейчас окажемся – это Уран.(18)

Есть ли звук «Р» в слове УРАН?

Уран – лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие ночь.

Уран нам то же приготовил задание:

Упражнение «Образуй множественное число!»

Один космонавт - много …космонавтов

Одна ракета - много… ракет

Один спутник - много …спутников

Один скафандр - много …скафандров

Один звездолет - много …звездолетов

Одна планета - много… планет

Одна орбита - много...орбит.

Одно созвездие - много- созвездий.

Молодцы, справились с заданием!  

Ребята, на каких планетах мы с вами еще не побывали? (Нептун и Плутон) (Слайд19)

Нептун - холодная  и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные  ветры.

 

 

 Эти планеты, так же как и Уран, находятся  очень далеко от солнца и поэтому на них очень холодно.

Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть мы на них не полетим, а будем возвращаться домой. На какую планету мы полетим?

Ксюша

Здесь леса, моря и горы,

Люди разные живут,

На других же на планетах

Жизнь, пока что, не найдут. (Земля) (Слайд20)

Пришло время возвращаться домой, займите свои места (звучит космическая музыка) начинаем отсчет 10,9,8,7…… Вот мы и вернулись из сказочного путешествия по Солнечной системе.

 

Итог. Рефлексия.

Понравилось ли вам наше путешествие?

Что вам особенно понравилось?

Я хочу вам вручить медали за освоение космических просторов, ведь мы много узнали о планетах солнечной системы, много заданий выполнили.

Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом.

Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля. (вручение медалей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группы «Солнечная система. Возникновение жизни на Земле»

Программное содержание:1.     Знакомство с солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле.2.     Освоение действия построения схе...

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....

ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»

ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»...

Конспект открытой НОД в старшей группе «Путешествие по планетам солнечной системы».

Рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать (на слайдах) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земл...

Конспект занятия НОД Тема: "Земля и её место в Солнечной системе"

Тема:"Земля и её место в Солнечной системе"...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе Тема: «Путешествие по солнечной системе»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры.Задачи:- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить состав чисел, понятия: «предыдущее», &laqu...

Развитие речи по тема: «Солнечная система»

Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.Поступило сообщение SOS, что Галактика в опасности. Космические пираты хотят захватить все план...