Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Что такое космос».
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сенина Лариса Александровна

 Дать детям представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Что такое космос"24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема «Что такое космос».

 Сенина Лариса Александровна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ № 234

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция видов деятельности: Познание

Лексическая тема: что такое космос

Вид занятия: Ознакомление с миром природы

Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: формирование у детей целостность картины мира: представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми 

Задачи

Образовательные: Закрепить и расширить знания детей о космосе, солнечной системе, планетах, созвездиях, космонавтах.

Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения

Развивающие: Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Планируемый результат:

- проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

- слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы, принимает инструкцию педагога по выполнению

- проявляет интерес к окружающим предметам.

- выполняет упражнение на развитие интонационной выразительности речи, проявляет эмоциональную отзывчивость;

- может конструировать;

- проявляет положительные эмоции при физической активности

Оборудование: схема солнечной системы, схемы созвездия «Большой медведицы», кроссворд, азбука Морзе-схема, шифровка, приглашения.

Раздаточный материал: палочки для изображения рисунка.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Загадывание загадок

Оно нужно для растений,

Оно нужно для животных,

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

 Загадка 2

Белые цветочки вечером на небе расцветают,

А утром увядают.

Отгадывание загадок

Солнце

Звезды   

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 Да, дети, это солнце и звезды. Я приготовила вам картинки с различными изображениями. Обратите внимание вот на этот рисунок. Что вы видите? (рисунок «Ночь»).

Как вы думаете, дети, о чем у нас будет идти сегодня речь?

Верно, о Космосе

 Я вижу много звезд. А я вижу небо и звезды. Когда смотришь на звезды с земли, то они такие маленькие, как точечки.

О звездах, Солнце, Космосе

1,5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе?

А кто вспомнит, что такое Солнечная система?

(Рассматривание картинки)

А вы любите наблюдать за звёздным небом?

Самыми первыми звездочётами на Земле были учёные астрономы Галилео Галилей и Коперник. Они изучали далёкие звёзды и планеты на небе. Чтобы лучше ориентироваться на небе, звездочёты разделили условно весь небосвод на районы, т.е. созвездия, которые похожи на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.

Назовите созвездия, которые вы знаете?

- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

- В каком созвездии находится Полярная звезда?

- Когда люди собираются в поход, что они с собой берут?

- Для чего?

- А если компас забыли? Что им поможет определить путь? Куда идти?

Нужно встать к ней лицом. Тогда впереди будет север, сзади – юг. Справа - восток, там, где восходит солнце. Слева - запад, там, где заходит солнце. По полярной звезде можно найти дорогу в лесу, на море, в космосе. А найти её можно просто: у созвездия Б. медведицы стенку ковша отсчитать вверх 6 раз и будет видна полярная звезда.(рассматривание картинки)

Меркурий, Венера, Плутон, Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, Уран, Земля.

Это солнце и планеты, которые движутся вокруг него. Все планеты – это космическая семья, для которых солнышко является мамой, они его дети, которые вращаются вокруг него.

Да

Большая и Малая медведицы, Кита, Рака, Лебедя, Пастуха, Пегаса, Дракона, Рыбы …

Ковша Большой медведицы

Малая медведица

Рюкзак…компас

Ответы детей

Полярная звезда

Двигательная гимнастика

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

А сейчас давайте разгадаем кроссворд

- Как выглядит планета Уран?

- Какой Нептун?

- Какая планета самая большая?

- Сможем ли мы сделать посадку на этой планете?

- Правильно у Юпитера нет твёрдой поверхности, как на Земле, Луне, Марсе. Юпитер состоит из газов и жидкостей. Вся планета – это гигантский океан. Но у него много спутников, можно корабль посадить на один из них и с него вести наблюдение за планетой.

- Как называются каменные тела, которые вращаются вокруг Солнца, между Марсом и Юпитером?

Обратите внимание на красное пятно на Юпитере. Учёные наблюдают за ним давно. Пятно всегда находится на одном и том же месте, его никогда не закрывают облака, оно не уменьшается и не увеличивается. Это – тайна Юпитера!

- Кто побывал в космосе до человека?

- Как их звали?

- Как звали первого космонавта, который полетел в космос?

- Как называется одежда космонавта?

- Зачем космонавту скафандр?

- Кого из женщин – космонавтов вы знаете?

- Что происходит в корабле, когда космический корабль выходит на орбиту и начинает летать вокруг Земли?

- Почему на Земле всё такое тяжёлое, а в космосе лёгкое и невесомое?

Разгадывание кроссворда, нахождение ключевого слова

Состоит из газов. Она окружена девятью кольцами. Далеко от Солнца, поэтому на ней темно и холодно.

Такой же, как Уран, только без колец

Юпитер

Нет

Астероиды

Собаки

Белка и Стрелка

Ю. А. Гагарин

Скафандр

Ответы детей

Савицкая, Терешкова

Невесомость

Земное притяжение

5.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Игра с палочками: «Составь из палочек звезду по памяти»

К нам пришло по спутниковой связи зашифрованное приглашение на планету. Давайте отгадаем, какая планета нас приглашает. (рассматривание картинки)

- У Марса есть спутники- это Фобос и Деймос. Это означает «Страх» и «Ужас»

Днём на Марсе можно даже загорать, но вечером, с заходом солнца, резко холодает, ночью ударяет такой мороз, что впору шубу надевать!

- Вам не страшно лететь на эту планету?

- Что больше: Земля или Марс?

Дети разгадывают, первый кто прочитал, отвечает. (Марс)

Ответы детей

Земля

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

Вопросы для повторения изучаемого материала:

1. Какие планеты солнечной системы мы знаем?

2. Кто первый побывал в космосе до людей?

3. Кто первый был космонавт?

4. Что есть в космосе и нет на Земле?

5. Какие должны быть космонавты?

Ответы детей

7.

Рефлексия

    Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки  содержания учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

В занятии используются элементы ТРИЗ технологии метод дихотомии (использование игры "Да-Нет"). Дети подготовительной группы легко ориентируются на ограниченной территории (лист бумаги, учебн...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) у детей подготовительной группы на тему: «путешествие в Африку»

Цель занятия: расширение знаний о признаках зимы через экологическое, художественно-эстетическое и речевое развитие посредством дидактических игрМатериалы и оборудование: интерактивная доска, разрезны...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в подготовительной гркппе "Приключения Карандаша и гвоздика"

занятие с детьми подготовительной к школе шруппе, о свойствах дерева и железа...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Энергия Будущего"

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Энергия будущего»(образовательные области «Познав...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...