Конспект занятия в старшей группе «Дарьюшкин сарафан» (ознакомление с окружающим, ручной труд)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бытдаева Елена Алексеевна

Знакомство детей с русским народным женским костюмом, его характерными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daryushkin_sarafan.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Дарьюшкин сарафан» 

(ознакомление с окружающим, ручной труд)

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с русским народным женским костюмом, его характерными особенностями. Закрепить в речи названия составляющих частей костюма (сарафан, понева, душегрея, кокошник, рязы, поднизы). Развивать творческие способности детей, эстетические чувства. Способствовать развитию навыков продуктивной деятельности, мелкой моторики. Воспитывать интерес к русской культуре.

Организационный момент:

Утром солнышко проснулось,

Всем на свете улыбнулось,

Громко «Здравствуйте» сказало,

И по небу побежало.

Всех обогрело

И тихонько село.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости должна придти девочка Дашенька. (Стук в дверь). А вот и она.

Дашенька: 

Простите за то, что я задержалась,

Но дело все в том,

Что я наряжалась.

Одела такой вот красивый наряд -

Хотела порадовать милых ребят!

В: Правда, Дашенька, ты очень красиво нарядилась. Дети, а вы знаете, как называется Дашенькин наряд? (Сарафан). Сарафан – женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Сарафаны делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях, сказках женщин называли «лебедушками». В сарафанах женщинам было удобно трудиться, и отдыхать, веселиться, играть в народные игры и забавы. Дашенька, а что ты с собой принесла?

Д: Я принесла сундучок. Я нашла у бабушки и хочу с ребятами открыть этот сундучок. Чтобы открыть бабушки сундучок, нужно сказать волшебные слова:

«Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Открывай свои замки,

Покажи нам, что внутри»

Давайте повторим хором. (Дети повторяют, сундучок открывается).

В: Ой, да в сундучке хранится русский женский костюм. Давайте его рассмотрим.

-Мы знаем, что женщины всегда носили под сарафаном рубашки. Они были длинные и короткие. Короткая рубаха называется - панева. Повторим это слово хором - панева.

-Что же еще есть в сундучке? Что это? (Сарафан). 

-Чем сарафан отличается от платья? (Это длинная одежда без рукавов).

-Это праздничный сарафан. Он сшит из дорогой ткани. Эта ткань называется – парча.

-Давайте повторим хором, как называется эта ткань – (парча).

-Потрогайте, какая это ткань (блестящая, хрустящая, шершавая, серебристая).

-Да, сразу видно, что это дорогая ткань.

-Из такой ткани шили сарафаны только зажиточные люди для праздников.

-Чем украшен сарафан? (Красными лентами, золотой ниточкой, бисером, пайетками, узором на ткани).

-Но это еще не все. Для тепла поверх сарафан надевали - душегрею

-Давайте произнесем это слово хором. (Душегрея).

-Как образовалось это слов? («Душу грей»)

-Душегрея – это короткая одежда на лямках с застежкой впереди. Душегрею оторачивали мехом.

-Чем украшена душегрея? (Мехом, тесьмой, бисером).

-Теперь рассмотрим головной убор?

-Кто знает, как он называется? (Кокошник).

-И называется он так, потому что похож на гребень у курицы.

-Посмотрите, сбоку к кокошнику слева и справа подвешивали - рязы. Это нитки бус, которые спускались вдоль щек, а на лоб надевались сетки из жемчуга, они назывались – поднизы.

-Как назывались нитки бус, которые спускались вдоль щек? (Рязы).

-А как называлась сетка из жемчуга на лбу? (Поднизы).

-Посмотрите еще раз на этот головной убор и скажите, чем он украшен? (Бусами, дорогими каменьями, вышивкой , рязами, поднизами).

-Давайте еще раз полюбуемся нарядом, который носили русские женщины в старину. Повторим, из каких предметов одежды он состоял? (Панева, сарафан, душегрея, кокошник).

-Ну что, ребята, пришло время и отдохнуть. Давайте поиграем, встанем в круг.

Зрительная гимнастика:

Солнце свети высоко,

Весною дышится легко,

Слева ручеек бежит,

Справа реченька шумит,

Девицы идут по кругу,

В хороводе друг за другом.

Мы зажмуримся сильнее,

Поморгаем побыстрее.

Физминутка «Заря-заряница»:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю гуляла,

Ключи потеряла.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

1, 2, 3 - не воронь,

Беги, как огонь.

-Ну что же «Делу время – потехе час».

-Ребята, обратите внимание какой красивый головной убор у Дашеньки. Нравиться вам? Иногда девушки надевали на голову ленту. Ее украшали вышивкой или бисером.

Д: Я хочу вам на память подарить ленточки, потому что мне у вас очень понравилось.

-Давайте украсим эти ленточки. Девочки оставят их себе, а мальчики подарят своим сестричкам или мамам.

-А украшать мы будем вот этими стразами. Возьмите, какие вам нравятся и приступайте к работе. Узор придумайте самостоятельно .

-Но для начала разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки,

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

-А теперь приступайте к работе.

-Работаем правой рукой, слева направо

-Ну что ж, ребята, потрудились мы на славу!

-Теперь пора и наряд показать. (Помочь надеть ленты девочкам).

-А работами мальчиков полюбуемся. (Воспитатель отмечает ритмичность, ровность, необычность узора).

-Какие новые слова вы запомнили? (Душегрея, рязы, поднизы, кокошник).

Рефлексия:

-Дашенька, ты подарила нам ленточки. А мы тебе хотим подарить бусы.

-Ребята, если вам было интересно, и вы хотите еще поговорить о русском народном костюме – возьмите зеленую бусинку, а если вы немного затруднялись - возьмите красную бусинку.

-Давайте оденем бусинки на шнурочек и подарим Даше. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд» Тема: «Сказочные ежики»

Цель: Научить детей создавать поделку ежа нетрадиционным способом из гречки и  пшена . Задачи : Образовательные: - учить детей с помощью гречки и пшена передавать образ ежа;- закрепить...

Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой

Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку» с презентацией

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»Цель: Приобщение к традициям и ценност...

Конспект занятия в старшей группе по ручному труду на тему: "Божья коровка"

Задачи: 1.Продолжать расширять знания детей об окружающем мире; способствовать развитию воображения, речи,  памяти ; 2.Продолжить знакомить детей с оригами - конструировать поделку «бо...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Красавица картошка»

Познакомить детей с Родиной картофеля; его появления на Руси.Расширять представление о значении этого овоща в жизни человека         Формировать у детей зн...