проект "Головные уборы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Ирина Валентиновна

Познакомить детей с обобщающим понятием «Головные уборы».  Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx315.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Садко»

Проект

«Головные уборы»

                                                            Воспитатели: Иванова И.В.

                                                                                      Новикова Н. С.

План проекта:

  1. Подбор информации (иллюстрации, книги, фото).
  2. Чтение художественной литературы.
  1. Рассматривание различных видов головных уборов.
  2. Разбор пословиц и поговорок, загадки.
  3. Заучивание стихотворений.
  4. Художественное творчество детей (изготовление шляп из бумаги).
  5. Изготовление родителями головного убора для своего ребенка.
  6. Викторина «Покажи свои знания».
  7. Экскурсия в мини-музей головных уборов.
  8. Итоговое мероприятие  «Парад головных уборов»

Цель:

Познакомить детей с обобщающим понятием «Головные уборы».

Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления.

Задачи:

  • Рассказать об истории первого головного убора.
  • Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о тканях, о деталях.
  • Уточнить функции и назначение головных уборов.
  • Конкретизировать знания о том, что головные уборы бывают разные (военные, специальные, других народов  и т.  д.).
  • Познакомить детей с названиями головных уборов (кокошник,  фуражка, ушанка и т. д.).
  • Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Обогащать словарный запас (демисезонные; «По Сеньке шапка»; тюбетейки, кокошник и т.д.).
  • Развивать связную речь детей (учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту).
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения).
  • Прививать навыки бережного отношения к головным уборам, воспитывать эстетический вкус.
  • Совершенствовать умения создавать аппликативное изображение головного убора; активизировать творческое воображение.
  • Воспитывать усидчивость.

Предварительная работа:

  • Чтение художественная литература:

- Шарль Перро  «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» 

- В. В. Маяковский «Кем быть», 

- Н. Носов «Живая шляпа», «Незнайка и его друзья»,

- Н. Кончаловская «Дело в шляпе».

  • Беседы: «История головных уборов. «Какие головные уборы носят люди?
  • Рассматривание  картинок и  иллюстраций: «Головные уборы  в  профессиях»«Старинные и современные головные уборы»«Головные уборы разных народов».
  • Исследовательская деятельность «Ткани для головных уборов».
  • Загадывание загадок о головных уборах.
  • Обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.
  • Заучивание стихотворений о головных уборах.
  • Сюжетно-ролевые игры «Салон шляп», «Ателье».
  • Хороводная игра «Колпачок» 
  • Дидактические игры: «Угадай сказочного героя», «Какой-какая?», «Четвёртый лишний», «Профессии», «Укрась шляпу»«Подбери цвета»,  «К какому наряду шляпа?»,  «Отгадай одежду по описанию»«О чём может «рассказать» одежда?».
  • Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор», аппликация «Корона для короля и королевы».
  • Викторина «Покажи свои знания».
  • Создание папки - передвижки для родителей «Ее величество – шляпа!»;
  • Изготовление родителями головного убора для своего ребенка.
  • Создание мини - музея  и экскурсия «В мире головных уборов».
  • Итоговое мероприятие  «Парад головных уборов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтение художественной литературы:

- Шарль Перро  «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».

- В. В. Маяковский «Кем быть».

- Н. Носов «Живая шляпа».

- Н. Кончаловская «Дело в шляпе».

Заучивание стихотворений

Шляпки-таблетки

Славная, милая шляпа на крошку, -

Можно ее положить на ладошку.

Тольку Дюймовочке впору она.

Шляпка как раз для нее создана.

Творенье

Не возможно не заметить

Эту чудную вещицу.

Очевидно, что над нею

Долго мне пришлось трудиться.

Чепчик

В эту шляпку облачитесь –

Сразу в детство возвратитесь,

Для начала улыбнетесь,

После громко рассмеетесь.

Кокошник

Если шляпу украсить камнями,

Станет шляпа короной вдруг,

А добавить ромашек с поляны –

Превратится в цветочный луг.

Повар

Повар ходит в колпаке,

У него еда везде.

Жарит, парит и печет,

И к обеду всех зовет.

Доктор

Доктор шапку с маской надевает,

Стетоскоп всегда в руках.

Он лекарства назначает,

И болезни прогоняет.

Строители

Трудятся строители,

Строят мост и дом.

А для безопасности,

Каску носит он.

Шапка

Чтобы ветер не пугал,

И мороз колючий.

Шапку я тебе дарю,

Не замерзнут уши.

Военный

Любят шлемы все пилоты,

 Те, что водят самолёты.

 А матросы на подлодке

 Ходят в форменных пилотках.

 А ещё фуражка есть -

 Замечательная вещь!

 Руку к ней подняв, военный

Отдаёт при встрече честь.

Шлем

Всем, всем, всем, всем,

И в наше время нужен шлем.

И рабочим на дорогах,

Скалолазам на отрогах,

Сталеварам у печей,

И строителям, что могут

Дом сложить из кирпичей.

Шлем обязан надевать,

Тот, кто хочет фехтовать,

И пожарник на пожаре,

Носит шлем шахтер в забое,

И солдат во время боя.

Буратино

Буратино — шалунишка Из известной детской книжки

Почудачить был мастак И носил всегда колпак.

Пословицы и поговорками:

- «По Сеньке и шапка!» (какой человек, такая и шапка, у аккуратного человека и шапка красивая, а у неряшливого и шапка мятая неказистая);

- «Дело в шляпе» (если какое – то дело сделал, то про это  

    говорят дело в шляпе);

- «На воре шапка горит» (какими либо поступками вор выдает

   себя);

- «Шапку в охапку и бегом!»; (человек так сильно торопиться,  

   что даже не успевает шапку надеть);

- «Поспел к шапочному разбору»; (все люди уже собираются

   разъезжаться по домам, а один опоздал, только-только  

   явился);

- «В какой народ придешь, такую шапку и наденешь»;

   (у каждого народа свои обычаи).

  • Прошляпить - упустить возможность.
  • Снимать шляпу - выражать уважение.
  • Без штанов, а в шляпе - о человеке, нарушающем последовательность действий.
  • Дело в шляпе - дело сделано.

Загадки.

  • Сижу верхом не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу – привечу.  (шапка)

  • Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи. (платок)

  • Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? -

Изящен вязаный. (берет)

  • Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды разрешают,

Разноцветную футболку,

А что на голову? (бейсболку)

  • Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет –

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе (платочек)

  • На море или у реки

Вам защитят глаза очки,

И что надеть напомнит мама?

От солнца белую. (панаму)

  • С виду вам напомнит лодку

Головной убор. (пилотка)

  • И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты. (шапку)

  • Твоя бабушка повяжет

А потом тебе расскажет –

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор

Даст материи кусочек –

Повяжи себе (платочек);

  • Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать (фуражку);

  • Если хочешь модной быть

Успевай за ней следить!

Даже след твоих перчаток

Должен подходить под (шляпку);

  • Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый. (Кот в сапогах)

  • Буратино — шалунишка Из известной детской книжки

Почудачить был мастак И носил всегда. (Колпак.)

Игры дидактические:

«Угадай сказочного героя», «Какой-какая?», «Четвёртый лишний», «Профессии», «Укрась шляпу», «Подбери цвета», «К какому наряду шляпа?»,  «Отгадай одежду по описанию»,  «О чём может «рассказать» одежда?».

Игры подвижные:

  • «Кто быстрее» 

Шляпу нужно в руки взять,

И по ряду передать,

Как достигнут конца ряда,

Их назад отправить надо (Чья команда быстрее справиться с заданием).

  • «Поймай предмет»

Шляпу не только можно носить,

Летящий предмет ею можно ловить.

(На определенном расстоянии стоят шляпы Снеговика – цилиндр и дети по очереди попадают)

  • «Передай шляпу».

 (Под музыку дети передают по кругу друг другу шляпу. Когда музыка заканчивается тот, у кого в руках шляпа, выполняет спортивное упражнение (стоит на одной ноге, шпагат и т.д.)

  • «Шляпа на палке»

Участники делятся на две команды, между ними проводится эстафета. Пронести шляпку на палке, оббежав ориентир, вернуться и передать другому.

Физкультминутка «Ляпы-тяпы»

По дороге в «Ляпы-тяпы» - дети идут друг за другом

Шли гуськом три наших шляпы

Шляпу старую с пером - руки вверх

Звали дедушкой Петром. - наклонились как дед

Шляпу с кисточкою синей - руки вверх

Звали бабушкой Аксиньей, - покачали головой

Шляпу с красной ленточкой - руки вверх

Звали внучкой Леночкой. - подпрыгивания

По дороге в “Ляпы-тяпы” - дети идут друг за другом

Шли гуськом три наших шляпы.

Аппликация.

http://www.maam.ru/upload/blogs/a8b183f5decd0ed05265c10ebe0f8bf5.jpg.jpg

Рисование

«Шапочка для львенка». НОД по художественному творчеству во второй младшей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Головные уборы"

Презентация  содержит много наглядного материала по теме "Гоовные уборы", ряд дидактических игр по формированию грамматических категорий. Предназначениа для работы с дошкольниками с ОНР. Оживлена...

Развитие речи по теме "Головные уборы" подготовительная группа

Уважаемые коллеги и родители!      Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий с детьми...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...