Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аболенцева  Наталья Васильевна

Картотека  дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_ehkologii_podg_gr.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1056

Картотека

дидактических игр по экологическому воспитанию

Подготовила воспитатель:

АБОЛЕНЦЕВА Н.В.


«Вершки – корешки»

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

«Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

  • Что бы произошло с остальными жителями?

  • если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Прилетели птицы»

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают – Что не правильно? (мухи)

  • А мухи это кто? (насекомые)

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают.

Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Экологи»

Цель: закреплять знания детей о природе. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы: 1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2.Для        чего        природе        нужны        хищники?

3.Что такое красная книга и для чего она нужна?

4.Для        чего        люди        создают        заповедники?

5.Расскажите,        как        связаны        между        собой        елка,

белка, рысь? 6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые? и так далее.


«Найди нужное слово»

Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.

1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».

Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:

-Какие могут быть листья?

-Какой может быть снег?

2        вариант:        «Подбери        природный        объект        под

определение».

Воспитатель даѐт задание:

-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?

-Что может быть тѐмным в городе (в парке, на поляне?

Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.

«Цепочка»

Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном

материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе,

развивать умение критически оценивать окружающую действительность.

Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:

-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно

бегать, если дорожки не расчищены;

-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них

можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что

тогда не подойти  к птицам близко, т. к. по снегу

трудно пробираться;

-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к.

можно        их        испугать,        но        плохо,        что        птицы

пугливы;

-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые

шаловливые        ребятишки        могут        их        обидеть,        но

плохо то, что есть такие ребятишки;

делается  вывод,  что  не  надо  никого  обижать,

надо        быть        добрым        хозяином        природы.

Воспитателю нужно направлять мысль ребенка

по нужному пути и использовать для создания

цепочки содержание природоведческого характера.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся

разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий. Первый вариант: «Опиши и угадай».

Ребѐнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.

Второй вариант:  «Спроси и угадай».

Ребенок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребѐнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет?

Какой оно формы?

Сколько у этого предмета углов? Третий вариант: «Угадаем вместе».

  • игре участвуют два ребенка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое

«Четыре времени года»

Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и

  • каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.

Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.

Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.

Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).

«Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по

месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других

– картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате,

движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...