«Напечем мы пряников»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Продолжить знакомство детей с традицией изготовления пряников на Руси, с их разнообразием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_pryanike.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия в старшей группе

 на тему:

«Напечем мы пряников»

Цель: Продолжить знакомство детей с традицией изготовления пряников на Руси, с их разнообразием.

Задачи:

Закрепить знания о процессе изготовления вырезных и вылепных пряников.

Закрепить практические умения и навыки работы с тестом: раскатывать, вырезать различные формы, лепить руками, украшать способом налепа.

Развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность.

Предшествующая работа: Чтение сказок «Тараканище» К. И. Чуковского, «Пряничный домик», американской сказки «Пряничный человечек», потешки «Кисонька -  мурысонька», стихотворения «Пряничная сказка» И. Гуриной, просмотр мультфильма «Пряничные человечки»; просмотр презентации «Пряник», работа с соленым тестом, наблюдение за приготовлением теста для печенья и пряников, изготовление и выпечка печенья.

Словарная работа: пряник: печатный, вырезной, вылепной; пряники: городецкие, воронежские, вяземские, тульские; пряности: гвоздика, корица, ваниль, имбирь.

Материал: тесто для пряников, картинки из произведений о пряниках, доски, скалки, формы для вырезания из теста, ножики пластмассовые, тарелки с мукой, противень.

Ход ООД:

Звучит песня «Пряники русские» (В.Купревич-М.Хотимский). Заходит коробейник (воспитатель):

Пряники печатные,
Тминные и мятные,
Плотные - медовые,
Пышные - подовые.
Красные, как кирпичи,
С пылу-жару, из печи.
В сахарной глазури –
Русские фигуры.
Пряники румяные,
Сладкие, духмяные,
Мягкие, сухарные -
На лотки базарные
Налетайте, покупайте,
Русским чаем запивайте.

- А денежки у вас есть?
Ну, а если денег нет:
Ни бумажных, ни монет, -
Вот тогда варить пора

Вам обед из топора

- Ребята, пошутил я! Будут и вам пряники! Всему свое время! Короб мой не простой – волшебный.

Угощение появится лишь тогда, когда ответите на вопросы! Готовы попробовать?

Задает вопросы:

- Что такое пряник? (Пряник - это изделие из теста с добавлением меда и                    пряностей)

- Для чего пекли первые пряники в давние времена? (Первые пряники изготавливали не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других.)

- Вот теперь наверное пряники появились!

Из короба достает муку. Удивляется.

- Ой, это не пряники? (Кладет в кастрюлю)

Давайте еще попробуем!

Какие бывают пряники? (печатные, вырезные, вылепные)

  В каких городах изготавливают пряники? (В Городце – городецкие, в Воронеже – воронежские, в Туле – тульские, в Вязьме – вяземские)

Достает из короба воду.

- Опять не то! (Кладет в кастрюлю.)

 - А теперь поиграем в игру «Что лишнее?»

Игра.

(Дети рассматривают иллюстрации из произведений и находят «лишнюю» иллюстрацию, аргументируя свой выбор. (На этой иллюстрации не изображен пряник. В этом произведении не говорится о прянике).

Достает из короба яйца и масло.

- Что-то опять не получилось! (Кладет в кастрюлю).

Давайте еще попробуем!

-Назовите пословицы о хлебе? О пряниках? (Дети называют известные им пословицы о хлебе, пряниках).

-Молодцы, вот вам за это (вынимает соль, песок, розетки с ванилином, корицей, гвоздикой, имбирем, мятой)!

 Опять не то! (Кладет в кастрюлю).

- Какие продукты я положила в кастрюлю.

- А вы догадались, что получится если смешать все продукты?

- Правильно тесто для пряников.

Коробейник предлагает сказать волшебные слова (Крекс, пекс, фекс), чтобы появились прянике в кастрюле.

Дети произносят, и помощник воспитателя достает кусочки теста.

Коробейник (воспитатель):

- Я думаю, что вам нужно самим сделать пряники. Мы с вами будем пряничными гномиками!  Я большой гном, а вы – маленькие! Надевайте фартуки, мойте руки и за дело.

Дети надевают фартуки, шапочки, моют руки и подходят к столам, где приготовлены доски, скалки, формы, мука и разные формы для вырезания.

Дети вспоминают порядок работы с тестом.

Теперь подумайте, какой пряник вы будете делать и за работу!

Звучит песенка «Пряничные гномики» (Журбин А. -  Пляцковский М.)

В процессе работы воспитатель и помощник воспитателя помогают детям, поощряют.

Готовые пряники дети выкладывают на противень.

Большой гном – воспитатель хвалит детей за красивые пряники:

-Молодцы, а знаете почему ваши пряники такие красивые и, думаю, что очень вкусные?

Потому-что вы их делали сами? Ведь, когда трудишься с любовью, все получатся красивым, вкусным!

- Давайте вспомним пословицы о труде. (Дети называют пословицы).

- А теперь пряники отнесем на кухню и поставим в печь. А когда испекутся угостим

всех.

Дети с воспитателем и помощником воспитателя уходят на кухню.

Литература:

  1. Песня «Пряники русские» (В.Купревич-М.Хотимский)
  2. Стихотворение. «Русские пряники» Нахабинский
  3. песенка «Пряничные гномики» (Журбин А. -  Пляцковский М.)
  4. http://vkusimira.ru/c89-pryaniki.html
  5. http://24medok.ru/pryanik-medovoe-lakomstvo-istoriya-pryanika/
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пряник

Подготовили:

 Яковлева Оксана Николаевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звездочка», I кв. кат.;

Васильева Татьяна Александровна – воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звездочка»,

I кв. кат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

"Напечем мы пряников" (работа с тестом)

Если вы хотите занимательно  закрепить знания  об истории возникновения пряника, о традициях изготовления пряников на Руси и помочь детям творчески подойти  к изготовлению пряников...

"Напечем блинов"

НОД по аппликации во второй младшей группе на тему: «Масленица»Целевые ориентиры:Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы. Обогащать словарь детей за счет ра...

"Игры с песком. Для гостей пирожки мы напечем".

Познание,  музыка, экспериментирование.Виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, музыкально- художественная продуктивная. Цели:1. Уточнить предст...

Непосредственная образовательная деятельность " Для гостей пирожки мы напечем" для первой младшей группы

Познание,  музыка, экспериментирование.Виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, музыкально- художественная продуктивная. Цели:1. Уточнить предст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы- ребята-поварята, напечем блинов»

Возрастная группа: старшая  группа Тема НОД: «Мы- ребята-поварята, напечем блинов» Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-к...

Конспект открытого мероприятия в средней группе на тему: «Напечем мы пряников»

Конспект ООД в средней группе «Осенние пряники» из теста. Цель: Раскрыть красоту, художественную ценность пряника, одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народно...