Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологический поход с детьми старшей группы, включающий в себя разные виды деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_robinzony.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Экологический поход

«Мы-робинзоны»

Цель.

Учить ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, примет, приспосабливаться к экстремальной ситуации; закреплять знание названий растений, мест их произрастания, полезных ископаемых; развивать выносливость, смекалку, наблюдательность, любознательность, чувство самосохранения; воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа.

Чтение фрагментов романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», обсуждение их содержания, просмотр иллюстраций; зарисовка впечатлений.

Материал.

Рюкзаки, палатки, магнитофон, пакеты для сбора мусора и природного материала, карта-схема леса, свисток, воротники моряков, опознавательные знаки, одноразовые стаканчики, термосы с горячим чаем, аптечка; запись песни «Чунга-Чанга» (муз. В.Шаинского, сл.Ю.Энтина).

Ход мероприятия.

Воспитатель. Сегодня мы пойдём в необычный поход. Вы будете моряками, а я капитаном. Корабль, на котором мы плыли, потерпел крушение. Нам удалось спастись, и мы оказались на необитаемом острове, заросшем густым лесом.

Дети надевают воротники моряков, а воспитатель – фуражку капитана.

Войдя в лес, капитан предупреждает: надо быть внимательными, наблюдательными, осторожными. На дереве видят карту-схему острова. Все рассматривают её, определяют маршрут движения.

Капитан (К.). Кто мог оставить эту карту? Наверно, на острове кто-то живёт? Может быть, пираты? Перед тем как начать движение, надо узнать, где север, юг, запад, восток. Как мы это сделаем?

Дети (Д.). По солнцу, веткам деревьев, муравейнику, компасу.

Капитан ставит задачи.

  1. Соблюдать правила поведения.
  2. Не отставать друг от друга.
  3. Помогать товарищам.
  4. Вернуться к кораблю целыми и невредимыми.

1-й этап. «Поваленное дерево» (пройти и не упасть в пропасть).

2-й этап. «Пенёк» (спрыгнуть с возвышения).

3-й этап. «Согнутая берёза» (проползти под ней).

4-й этап. «Говорящая гора» (отгадать загадки).

На пути у детей – Говорящая гора. Оттуда доносится голос.

- Кто вы? (Ответы).

- Какое дерево способно само защитить себя? (Сосна, ель – они могут уколоть и под сильным ветром не сломаться.)

- Плоды какого дерева могут заменить хлеб? (Орехи, которые растут на кедре.)

- Сквозь землю прошёл – красну шапочку нашёл. (Гриб.)

- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж.)

- Кто в лесу делает запасы на зиму? (Белка, кедровка, хомяк, бурундук и др.)

Говорящая гора. Молодцы! Можете идти дальше, но будьте внимательными. Впереди вас ждёт Поляна радости.

5-й этап. «Поляна радости» (собрать мусор, природный материал, летние букеты).

Капитан обращает внимание на то, что место это мало похоже на Поляну радости: тут много мусора. Предлагает его убрать (все трудятся, закрепляют правила поведения в лесу). По окончании любуются работой: стало очень красиво!

К. Какие деревья растут вокруг поляны?

М. Сосны, ели, берёзы, осины, черёмуха.

К. Какие травы? Рассмотрите их, полюбуйтесь ими и соберите букеты.

Звучит лёгкая музыка, дети произвольно обследуют поляну. Собирают растения, природный материал для поделок, складывают их в корзиночки. По окончании музыки подходят к капитану, составляют общий букет.

К. Какое у вас настроение?

 М. Радостное! Воздух свежий и необыкновенная красота!

К. Мы находимся на острове. Так исполним про него песню «Чунга-Чанга»!

Звучит запись, все танцуют и поют. Затем продолжают гулять по острову.

6-й этап. «Хижина Робинзона» (узнать, кто здесь живёт).

Подходят, рассматривают хижину. Вдруг слышат голос.

Голос. Кто вы? Случайно не пираты?

Все (испугавшись). Нет, мы моряки с корабля, который налетел на скалы. А ты кто?

Голос. Я – Робинзон (выходит в странной одежде). Здравствуйте, юные путешественники! Много лет назад корабль, на котором я плыл, тоже потерпел крушение. Я один остался в живых. Трудно мне было…  Как хорошо, что встретил вас! Это я повесил карту острова, чтоб вы не заблудились.

К. Как же ты выжил?

Р. Мне помогла смекалка!

К. Ты можешь научить нас, что делать в такой ситуации?

Р. Надо быть осторожными, наблюдательными, внимательными, ловкими и терпеливыми. Выполните задания, которые предлагаю.

Задание 1. Найдите место для отдыха: оно должно быть надёжным и безопасным.

Моряки выполняют задание. Робинзон оценивает.

Задание 2. Где и как в лесу можно укрыться от дождя?

М. В зарослях деревьев, под широкими листьями лопухов и т.д.

Задание 3. Вы голодны. Чем в лесу можно подкрепиться?

М. Ягодами костяники, малины, брусники, голубики, черники, корнями саранок, листьями щавеля и др.

Задание 4. Как развести огонь, чтобы высушить одежду и нагреть чай?

М. Потереть сухие веточки одну о другую, через увеличительное стекло поймать луч солнца и направить его на сухую траву.

Задание 5. Как надо обращаться с огнём? Как защитить себя?

М. Быть осторожными, наблюдательными, уметь рассчитывать свои действия, силы, возможности.

Р. Молодцы, моряки!

К. Робинзон, почему ты живёшь у этой горы?

Р. Там у меня спрятаны сокровища.

М. Покажи их нам, пожалуйста.

Р. Это сокровища необитаемого леса. (Выносит из пещеры ягоды в туесках, шишки, грибы, пучки трав.)

Дети рассматривают, рассказывают об их пользе, о правилах сбора и хранения.

К. Поплывём с нами!

Р. Нет! Вы ещё не всё увидели на этом острове.

Моряки рассматривают карту, находят обозначение «Клад» и начинают его поиски. Робинзон направляет их действия.

7-й этап. «Клад» (закрепить знание названий полезных ископаемых).

Моряки увидели поваленное дерево, среди его корней откапывают сундучок. Открывают  его, а там в маленьких туесках из бересты песок, глина, камень диабаз, каменный уголь, известняк.

Р. Столько лет я не мог его найти! Весь остров перекопал!

 М. Да это же настоящий клад.!

К. Рассмотрим его.

Дети исследуют полезные ископаемые, отмечают, для чего они нужны человеку.

Моряки находят большой камень непонятного происхождения. Берут его в руки, он падает и раскалывается. Оттуда выпадают конфеты (все угощаются).

Звучит песня В. Шаинского «Чунга-Чанга». Все направляются в сторону корабля.

К. Моряки! Вы с честью выполнили поставленные задачи, за это награждаю вас  (вручает медальки из шоколада). Пока мы обследовали остров, корабль отремонтировали. Можно собираться в обратный путь!