Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода"
презентация по окружающему миру на тему

Наталья Александровна Маркова

Мастер-класс старшего воспитателя для воспитателей ДОУ по организации опытов и экспериментов с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.41 КБ
Файл master-klass_voda.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

по организации опытно-экспериментальной деятельности

«Волшебница-вода»

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №26» Маркова Н.А.

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Слайд 1

В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Слайд 2

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Слайд 3

«Исследовательское» поведение уже заложено в природе ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Поэтому считается, что  в дошкольном возрасте экспериментальное освоение мира имеет не меньшую роль, чем традиционно признаваемая ведущим видом детской деятельности игровая деятельность.

 «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного   развития ребенка»                             

                                       Академик Подъяков Н.Н. 


Слайд 4

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Поэтому поддерживать стремление детей экспериментировать, создавать условия для исследовательской деятельности важная задача для педагога.

Слова Конфуция гласят: «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь».

Когда ребёнок слышит, видит и действует он все усваивает прочно и надолго.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Слайд 5

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов, место их проведения в распорядке дня может быть разным:

  1. Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приёмы и методы руководства экспериментом.
  2. Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
  3. Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребёнку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент.

Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель её планирует.


Опыт работы нашего учреждения пока рано называть достаточно богатым. Учреждение работает только 2 года, коллектив еще складывается.

Как и перед любым новым детским садом перед нами остро стоит проблема оснащения методической литературой, оформлением предметно-пространственной развивающей среды. В данный момент мы находимся на стадии изучения ППО по данной теме.

Разработаны требования к оснащению уголков экспериментирования с учетом того, что уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий.

  1. Созданы картотеки опытов и экспериментов. Представлены на выставке картотеки опытов и экспериментов с объектами неживой природы по пособию О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой «Неизведанное рядом».

  1. Подобран литературный, дидактический, наглядный материал. Сегодня представлен дидактический материал  по теме «Вода».

Слайд 6

Наш сегодняшний мастер-класс мы хотим посвятить организации экспериментов с водой. Это не случайно.

Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры малышей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.

Без нее нельзя прожить и дня. Она утоляет жажду и согревает дома. Дает жизнь полям и фабрикам. Кормит человека и лечит его. Она удивительна проста и в то же время загадочна.

При заинтересованности и правильном руководстве со стороны педагога можно так продумать содержание опытно-экспериментальной деятельности, что опыты с водой будут интересны и познавательны детям любой возрастной группы.

Мы постарались включить в мастер-класс как фронтальные опыты, доступные для проведения с детьми даже младшего возраста, так и демонстрационные опыты, зрелищные и более сложные в исполнении. Используемые нами опыты достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

Надеемся, что показанные вам формы работы будут интересны и полезны.

Слайд 7

Практическая часть «Волшебница – Вода»

Слайд 8

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста Старший воспитатель Маркова Н. А . Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Волшебница Вода

Слайд 2

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Слайд 3

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» А кадемик Подъяков Н.Н.

Слайд 4

1. Плановые эксперименты. 2. Случайные эксперименты. 3. Эксперимент как ответ на детский вопрос. Место экспериментов в распорядке дня ДОУ:

Слайд 5

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь». Конфуций

Слайд 6

Наблюдая за водой, человек может узнать так много. Николас Спаркс Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете… Антуан де Сент-Экзюпери Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь. Масару Эмото

Слайд 7

Волшебница – Вода

Слайд 8

Как поступите с информацией, полученной на мастер-классе? Это может мне пригодиться Все выброшу Переработаю информацию и подумаю