"Значение и задачи экологического образования"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Консультации для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_zadachi_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и задачи экологического образования.

                 

 Значение.

1.Умственное развитие:

а) детям даём систему знаний о не живой природе, о растениях и животных, о взаимосвязях между объектами и явлениями природы (для успешного усвоения наук естественного цикла);

б) развиваем сенсорику: накапливаем чувственный опыт и совершенствуем анализаторы( для формирования обобщённых понятиях о природе);

в) развиваем познавательные процессы ( сенсорный аппарат, мышление, память, развиваем речь, внимание, любознательность и т. д.)- для подготовки к школе.

2.Нравственное развитие:

Воспитываем любовь к природе, учим беречь всё живое (для воспитания положительных нравственных качеств)

3.Физическое развитие:

Закаливаем детский организм, укрепляем нервную систему. Развиваем костно-мышечную систему(для того чтобы дети росли физически здоровыми.

4.Трудовое развитие:

Знакомим с трудом взрослых в природе и формируем умения и навыки в природе(чтобы были трудолюбивыми).

5.Эстетическое развитие:

Учим видеть красивое в природе(для восприятия мира во всей красе).

Вывод: в процессе экологического образования, мы осуществляем всестороннее развитие детей.

Задачи:

(из книги «Мир природы и ребёнок) под редакцией Л. М. Маневцовой П. Г. Саморуковой.

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Сознание определяют содержанием и характером знаний о природе.
  2. Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Она должна быть природоохранительного характера.
  3. Воспитание гуманного отношения к ней.

Отношение к природе гуманное, познавательное, эстетическое, теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний.

         Методы экологического образования.

Для реализации содержания программы нужно хорошо знать формы, методы и приёмы.

  1. Формы организации детей:
  1. ЗАНЯТИЕ
  2. ЭКСКУРСИЯ
  3. целевые и ежедневные прогулки
  4. работа в уголке природы
  5. работа на земельном участке

Самая распространенная классификация, когда методы делятся на три группы:

---наглядные(наблюдение)

---словесные

---практические

Учитывая специфику МЭО, методы можно поделить на две группы:

  1. непосредственные (когда объект или явление присутствуют)
  2. опосредованные (когда используется заменитель—картинка, слово)

                   Современные исследования в МЭО.

Все программы по дошкольному образованию делятся на три группы:

  1. основные, базисные, типовые, «От рождения до школы» под редакцией Васильевой, «Истоки»
  2. дополнительные—авторские, парциальные.

Пример: «Юный эколог» С. Н. Николаева

3)альтернативные, вариативные, инновационные ( как бы в противовес основной, другие они эти программы) «Золотой ключик», «Мантесори».

 

                   Наблюдение, как сложная познавательная деятельность.

                                         Виды наблюдений.

Наблюдение --- это целенаправленное восприятие.

Как ведущему методу придавали значение Залкинд, Веретенникова, Саморукова, Николаева и др.

Все учёные пришли к выводу, что наблюдение—это сложный вид психической деятельности, включающий сенсорные и мыслительные процессы и опирающиеся на эмоциональные волевые стороны ребёнка.

Рубинштейн отмечает, что в наблюдениях происходит развитие мыслительной деятельности.

В высшей степени наблюдения это самостоятельная деятельность, но для этого нужны обширные знания. У дошкольников этого ещё не достаточно, поэтому наблюдением руководим.

  Наблюдения бывают по содержанию:

1)распознающие или анализирующие ( что это? Какой?).Распознающие наблюдения – они используются при знакомстве с новым объектом, идёт отбор признаков.

2) воссаздающие--- это когда нужно восстановить по части предмета или отдельному признаку, картину целого предмета (по голосу определить птицу).

    По длительности:

  1. кратковременные или эпизодические
  2. длительные или систематические

В зависимости от дидактических задач какими бывают наблюдения:

--- первичные

--- повторные

--- итоговые

Наблюдения с раздаточным материалом--- это когда ребёнок получает на руки объект природы (шишки, жёлуди, листья, веточки и т. д.)

                   Структура и этапы развития деятельности наблюдения.

Структура деятельности наблюдения следующая:

1.принятие познавательной задачи

2.следование плана наблюдений, плана воспитателя

3.использование исследовательских действий(берёза---ствол на ощупь)

4словесное выражение результатом наблюдения.

 Этапы деятельности наблюдения:

1.наличие эмоционального интереса к объектам природы

2.способность детей к наблюдению (вопросы, задания)

3.активное включение в действие живым объектам

4.перенесение полученных знаний на другие объекты

5.установление функциональных связей

6.самостоятельная постановка детьми, задачи наблюдения.

                   Фиксация наблюдений.

1.Зарисовки ( осенью—наблюдение за листьями)

2.сбор гербарного материала

3.изготовление поделок ( ёжик из природного материала, старичок-лесовичок и т. д.)

4.составление рассказов

5.ведение календарей природы и погоды

6.ведение дневников и календарей наблюдений за объектами природы.

                   

Календари природы.

2-я младшая группа: чтобы научить детей наблюдать за погодой, можно начинать с использованием куклы Алёнки (одеваем куклу Алёнку-магнитная кукла). Можно использовать игрушку- пособие, за какими явлениями мы сегодня наблюдали.

Средняя группа: можно использовать игрушку- пособие «Какая сегодня погода» в отличии от младшей группы, кроме объектов природы включается состояние погоды.

Старшая группа: в этой группе можно использовать ширму, в первой части ширмы- картинка с изображением сезона: в первой половине года как и в средней группе игрушка- пособие «Какая сегодня погода», со второй половины года в средней части ширмы можно использовать условные знаки, такие как- солнце, ветер, снег, пасмурно, дождь, радуга.

Подготовительная группа: можно использовать также ширму как и в старшей группе , но в центральной части листок разделён на столько частей, сколько дней в месяце. Со второй половины года можно использовать недельный календарь, но в отличии от старшей группы, мы прорисовываем все недели месяца.

Также в подготовительной группе используем календари наблюдений за временными объектами (за луком).

               Требования к проведению наблюдения.

1.Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребёнку, чтобы самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете. Это требование связано с пространственной организацией наблюдения.

2.Связано с временным параметром наблюдения. Дети в соответствии с психологическим развитием не могут продолжительно наблюдать за растениями, животными, явлениями природы, необходимо ограничивать наблюдения от 3 до 10 минут.

3.Связано со структурой наблюдения. Каждое наблюдение имеет начало (необходимо настроить детей на объект и сконцентрировать их внимание на нём); приёмы: загадки, стихотворения.

Основная- сначала нужно сосредоточить, дать 1-2 сек. Посмотреть на объект, в данной части решаем все программные задачи ( воспитательные, образовательные, словарь).

Приёмы: обследовательские действия, вопросы, пояснения, уточнения, практические действия и обязательно, должен быть конец наблюдения т. е. заключения должно быть эмоциональным (можно прочитать стихотворение, спеть песенку, игра-имитация и т. д.)

4.Связано с организацией наблюдения и истекает из знаний и учёта биологических особенностей животных, растений.

               

Особенности руководства наблюдения в разных возрастных группах.

2-я младшая группа:

Особое значение имеет чувственное восприятие, поэтому в этой группе, основной метод – наблюдение. Наблюдения кратковременные, но часто повторяющиеся.

На занятиях могут наблюдать за котёнком, щенком, цыплёнком, птичкой в клетке, рыбкой в тазу, жуком, лягушкой, кроликом.

На целевой прогулке наблюдаем за 1-2 объектами. Изучаемый объект очень важно приближать к детям и наблюдения связываем с радостными, эмоциональными переживаниями.

Основные приёмы: показ, обследовательские действия, игровые приёмы, сюрпризный момент, сравнение по различию и вопросы.

Средняя группа:

Использованные и длительные наблюдения  ( за ростом развития растений).

В начале наблюдаем за единичными объектами ( расцвечивание листьев одного из деревьев осенью), затем объектом длительного наблюдения может быть совокупность явлений ( парк весной).

В ходе наблюдения учатся выделять следующие признаки: размер, цвет, форма, части, пропорции, характер поверхности, численность. Наблюдения становятся дифференцированными, а представления, конкретными точными.

Приёмы: обследовательские действия, игровые приёмы, трудовые поручения, но часто используют вопросы.

Цель наблюдения: можно связывать с трудом ( понаблюдать за птичкой, поучиться за ней ухаживать). Иногда наблюдения организуются с использованием загадки, а отгадку находят в процессе рассматривания. Дети могут участвовать в создании обстановки для наблюдения. Результатом наблюдения может быть рассказ-описание. На занятиях наблюдения за теми же объектами как и во второй младшей группы, добавляется лишь хомячок, черепаха.

Старшая группа:

На занятиях наблюдаем за хомячком, крысой, морской свинкой, черепахой, рыбками, птицами, кроликом. Знакомим с характерными и существенными признаками объектов. Учим принимать задачу следовать плану, делать выводы, умозаключения. Использовать поисковые вопросы: почему? Зачем? Используется прямая постановка задачи: «Сегодня на прогулке постараемся найти признаки весны», основные признаки выделяем с помощью зрения.

Сравнение может быть по представлению и с изображением, сравнение не только по различию, но и по сходству.

Подготовительная группа:

На занятиях объекты все те же, что и в старшей группе. Необходимо создать условия для проявления детьми больше самостоятельности в наблюдениях. Часть заданий для длительных наблюдений можно давать заранее. При кратковременных наблюдениях использовать вопросы-задания ( чем новая рыбка(гурами) отличается от той которая живёт в аквариуме), если дети затрудняются только тогда можно использовать дополнительные вопросы и обследовательские действия.

Используются несложные приспособления, приборы: лупа, термометр, флюгер, рейки( для измерения глубины снега).

Роль наглядных пособий и использование иллюстративно-наглядного

Материала в работе с детьми.

Использование наглядного пособия в практике в ДОУ обусловлено наличием ряда преимуществ в сравнении с натуральными объектами:

-помогают выйти за круг явления природы, доступных для непосредственного наблюдения;

-показать то что удалено территориально, во времени или просто невидимо для глаз ребёнка.

Наглядные пособия помогают познакомиться:

-с различными животными и установить связь их с природными условиями;

-с ростом и развитием животных;

-с многообразием животных;

-с растениями их многообразием.

Показ картин сопровождаемый воспитателем, рассказ или беседа может быть во всех возрастных группах. В раннем возрасте дети на картинке показывают глаза, уши, ноги, руки и т.д.

В младшей группе задаём короткие вопросы о внешнем виде и повадках.

В средней, старшей, подготовительной группах сравниваем растения и животных. Рассказываем по картине только в старших и подготовительных группах.

Виды иллюстрированного материала и ТСО.

В экологическом образовании используем технические средства обучения:

-кино;

-диафильмы;

-телефильмы;

-диапозитивы;

-компьютерные программы;

-магнитофонные записи.

Можно во всех группах использовать целиком занятие или фрагмент занятия или во второй половине дня использовать как досуг.

Диафильмы:

«Медвежонок» автор Скребицкий

«В лесу» автор Геннинкз

«Домашние животные» автор Брей

«Дикие животные»

« Кто как зимует»

«Кто как весну встречает»

«Кто как лето проводит» автор Скребицкий

«Гриб ты какой» автор Ганейзер

«Русачок»-кинофильм Б.Заходера.

     

Значение моделирования и виды моделей.

Использование моделей или моделирования-это наглядный опосредованный метод экологического образования.

Исследованиями Венгера, Гальперина, Давыдова, Запорожца, Подъдьякова установлено, что с помощью моделей совершенствуется ориентировочная деятельность, интеллектуальные и практические действия, совершенствуется мышление.

Пугливость, скрытый образ жизни животных, изменчивость, цикличность сезонных изменений, сложные взаимосвязи в природе- всё это затрудняет познание её дошкольниками- на помощь приходят модели.

Виды моделей:

1)модель отдельных животных предлагает Николаева например: бабочка- Павлиний глаз, модель хищной птицы, ежа, черепахи.

2)предлагает Ветрова- модель шкала. Для уточнения представлений растений. На каждый признак подбирается модель набора полосок(форма, цвет, характер поверхности);

3)модели для уточнения знаний о таких понятий как птицы, звери, насекомые, рыбы;

4)абстрактные обобщающие модели, воспроизводящие характер сцепления отдельного комплекса животной среды, автор Николаева например: модель маскировки животного;

5)пространственно- временная графическая модель(календари природы и погоды) автор Николаева;

6)графическая модель роста и развития животного или растения.

               Методика использования моделей в работе с детьми.

Использование моделей в разных возрастных группах.

Рассмотрим на примере ведения календарей. Наблюдение за птицами во время зимней подкормки.

В младшей и средней группах мы используем обыкновенный календарь. На листе ватмана изображён маленький участок территории, где висит кормушка. Календарь с прорезями.

В средней группе птицы какие и в младшей группе ещё добавляется синичка, снегирь.

В старшей группе неделю наблюдаем за птицами и заносим в таблицу.

В подготовительной группе только добавляется колонка, где отмечаются условные обозначения состояние погоды.

Главное содержание календарей-это виды птиц, их состав. Желательно их вносить три раза: в конце осени, зимой и в начале весны.

По календарям проводятся беседы и дети по символам определяют объекты и составляют рассказ.

Этапы работы с календарём.

1.Заполнение

2.Подведение итогов

3.Повторное рассматривание

4.Сопоставление аналогичных явлений.

Вывод:

Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие детского мышления.

Наблюдение за осиной.

Цель: уточнить представления о внешнем виде осины.

Рассмотреть внешний вид осины. Предложить детям вопросы и задания:

-как называется это дерево?

-Опишите ствол осины(гладкий,(погладить), не очень толстый(обхватить), серо-зелёного цвета.

Расскажите о ветках и листьях: (ветки серовато-зелёные, тонкие(можно осторожно нагнуть и потрогать)сьмотрет), листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга, форма листьев округлая с волнистыми краями(обвести пальчиком),светло-зелёного цвета, гладкие(погладить).

Прочитать стихотворение И. Токмаковой «Осинка».

                       Зябнет осинка, дрожит на ветру,

                       Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

                       Дайте осинке пальто и ботинки,

                       Надо согреться бедной осинке.

Предложить детям ответить на вопросы по содержанию.

Почему дрожат листья дерева?

Почему осина мёрзнет в жару?

Наблюдение проводилось фронтально.

Наблюдение за камнями.

Цель: знакомить детей с разнообразием камней и их свойствами.

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

                       Намокли брюки и носки,

                       Заела мошкара.

                       Но не уйду я от реки,

                       Наверно, до утра.

                       Я просто так сюда пришёл,

                       Как прихожу семь лет.

                       И вдруг я камешки нашёл

                       Что излучают свет!

                       Один –как мамины глаза-

                       Прозрачно-голубой;

                       Как виноградная лоза

                       Зелёненький-другой.

                       А третий-солнышка светлей,

                       А вдруг это алмаз?!

                       Я отнесу его в музей,

                       Учительнице в класс.

                                        В.Кудрявцева

Беседую с детьми о камнях из шкатулки, предлагаю ответить на вопросы.

-Кто из вас находил камни?

-Где это происходило?

-Какие они были?

-Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

Наблюдение проводилось фронтально.

Наблюдение за мухой.

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи.

Понаблюдать за мухой(поймали и посадили в банку).Рассказать, что у мухи огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стёклам и даже по потолку. Рассмотреть внешний вид мухи(под лупой), рассказать, что на её лапках есть специальные подушечки. Они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжёлые инфекционные болезни. У них много врагов: лягушки, пауки, жабы, ящерицы.

Прочитать стихотворение:

                       Муха, муха- надоеда,

                       Прилетела к нам к обеду.

                       Видит муха: стол накрыт,

                       По тарелкам суп разлит.

                       Хлеб нарезан – можно есть.

                       Только где же мухе сесть?

                       Села муха на окошко,

                       Съела муха хлеба крошку.

                       Тряпкой муху мы прогнали:

                       «В гости мы тебя не звали!»

Вопросы:

-Как выглядит муха?

-Что помогает ей ловко ползать по стёклам, стенам и потолку?

-Чем питаются мухи?

-Почему мух называют вредными насекомыми?

-Какие враги есть у мух?

Наблюдение проводится фронтально.

Наблюдение за ветром.

Цель: уточнить представление о ветре.

Понаблюдать с детьми в ветреную погоду,как движутся облака.

Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал теплее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения( слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, сильный – качает крупные ветки. Почему так неспокойно ведут себя деревья?

Прочитать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина

 

                       Ветер, ветер, ты могуч,

                       Ты гоняешь стаи туч.

                       Ты волнуешь сине море,

                       Всюду веешь на просторе.

Вопросы:

-Каким бывает ветер?

-Как называются сильные ветры?

-Почему дует ветер?

-Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Наблюдение проводится фронтально.

Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки.

Понаблюдать на прогулке за божьей коровкой. Рассказать, что у божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко – красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. Рассмотреть, как божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

Окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками – листоедов.

Рассказать, что божья коровка – хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.

На зиму божьи коровки прячутся в щёлках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

Прочитать стихотворение:

               Божья коровка, алая спинка,

              Уцепилась ловко коровка за травинку.

              Вверх неспешным ходом

              Ползает по стебельку

              К пахнущему мёдом

              Яркому цветку.

              Поедает быстро

              Коровка вредных тлей,

              И цветок душистый

              Спасибо скажет ей.

Предложить детям ответить на вопросы:

- Как выглядит божья коровка?

- Как она передвигается?

- На кого охотятся божьи коровки?

- Какую пользу приносят божьи коровки?

- Где зимуют?

Проводится наблюдение фронтально.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель: уточнить представление об одуванчике.

Понаблюдать за одуванчиками на участке детского сада. Отметить, что одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок жёлтого цвета, круглый и похож на солнышко. А листочки зелёные и напоминают по форме ёлку. Рассказать, что сначала появляется зелёный бутон, который раскрывается в жёлтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки – зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветков.

Прочитать стихотворение:

              Жёлтая головушка,

              Розовая ножка.

              Одуванчик – солнышко

              Подержу в ладошке.

              Появилось солнышко

              В мае на лугу,

              На него любуюсь,

              Очень берегу.

              Жаль, недолго солнышко

              Будет золотым,

              Побелеет солнышко –

              И расстанусь с ним.

                               В. Мирясова

Вопросы:

- На что похожи одуванчики? Какого они цвета?

- Какого цвета листья и на что они похожи?

Наблюдение проводится фронтально.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников

Основные понятия, цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста...

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое образование дошкольников  -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляетс...

Презентация "Цель и задачи экологического образования дошкольников"

Формирование начал экологической культуры дошкольников позволяет успешно усваивать опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие....

Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике авторы зачастую используют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А. Рыжова объ...

Модель «Овощная грядка» для решения задач экологического образования.

Модель «Овощная грядка» для решения задач экологического образования....

Консультация для родителей: «Игровая деятельность, как оптимальное средство в решении задач экологического образования дошкольников»

По средствам игровых технологий можно решать самые разные педагогическиезадачи, в частности формировать экологическое мышление у дошкольников. Например,достаточно серьёзную проблему для детей дошкольн...