Главные вкладки

    Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Рябухина Нина  Никитична

    Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).

    Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.

    Предварительная работа

    Разучивание стихов о лете, о полевых и луговых цветах, подвижных игр «Венок», «Водичка», «Волк и зайки».

    Проведение бесед «Птицы и дикие животные летом», «Растения летом», «В мире насекомых».

    Прослушивание записи пения птиц.

    Ход экскурсии

    Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, как ярко светит и греет солнце, какое высокое голубое небо, какие легкие белые облака.

    На месте педагог предлагает детям разместиться на тенистой лужайке и прочитать знакомые стихи о лете. Один из детей обязательно читает стихотворение С. Погореловского:

    Лес

    Здравствуй, лес, дремучий лес,

    полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою,

    что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи:

    ты же видишь, мы свои.

    Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о лете, его признаках, природе летом, о жизни растений и представителей животного мира в это время года. Осмотритесь и расскажите, по каким признакам видно, что поздняя весна закончилась и наступило лето.

    Дети. Солнце уже не просто пригревает, а сильно греет. Воздух горячий. Ветер теплый. Небо высокое и чистое. Все деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве много цветов: ромашек, колокольчиков, купальницы, дремы. На берегу пруда цветут калужница и незабудки.

    Педагог. Вспомните и расскажите стихи о цветах.

    Дети читают стихи:

    Клевер

    Розовый клевер цветет на лугу.

    Глаз от него оторвать не могу.

    Капли нектара в соцветьях дрожат.

    Пчелы над клевером важно кружат.

     

    Незабудки

    Незабудки, незабудки —

    Капли дождика как будто.

    Распустились у пруда.

    Где цветки? А где вода?

     

    Дрема

    Дремы розовый прибой

    Нежно кружит нас с тобой.

    Если дремы много, это

    Значит — скоро будет лето.

     

    Иван-чай

    Иван-чай, иван-чай,

    Возле леса не скучай.

    Если ты цветешь — с утра

    За малиной нам пора.

     

    Купальница

    Медовые бубенчики на солнышке качаются,

    Медовые бубенчики в лучах его купаются.

    Не зря цветочки эти купальницей зовут:

    Пришла пора купаться, когда они цветут.

     

    Ромашки

    На лесной опушке расцвели ромашки —

    Желтые макушки, белые кудряшки.

    На макушках желтых капельки-росинки.

    Их туман наплакал и уплыл в низинку.

     

    Лютик

    Лютик, ты не злой цветок,

    Насекомым даришь сок,

    Щедро делишься нектаром

    И зовешься лютым даром.

    Педагог предлагает детям выбрать лучшего исполнителя стихов, а потом организует игру «Венок».

     

     

     

    Игра «Венок»

    Цель — развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.

    Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.

    Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.

    Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цветы, растущие вокруг, посоревноваться в составлении рассказов-описаний о них (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.

    Образец рассказа о полевом цветке

    Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох.

    Колокольчики-звоночки

    Я вплету в веночек дочке.

    Колокольчик — синий цвет,

    Шорох есть, а звону нет.

    Далее педагог предлагает детям собрать букет полевых цветов, а потом показывает, как можно плести венок из них. Все дети по очереди принимают участие в плетении венка.

    Подвижная игра по мотивам русской народной игры «Прянишна»

    Венок

    На зеленом на лугу,

    (Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)

    На речном на берегу

    (Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с венком в руке.)

    Мы венок сплели

    И играть пошли.

    Раз, два, три,

    Беги!

    (На слово «беги» водящий надевает венок на голову одному из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с венком на голове бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки венок.)

    Педагог приглашает детей к водоему и предлагает опустить венок в воду. Можно рассказать, что обычай плести и опускать в воду венки существовал на Руси с древности. Дети опускают в воду венок.

    Педагог. Опустите руки в воду. Расскажите, какая она.

    Дети приседают и опускают ладони в воду.

    Дети. Вода очень теплая, опускать в нее руки приятно.

    Педагог. Давайте поиграем с водой, вспомним игру «Водичка», которая вам нравилась, когда вы были маленькими.

    Игра «Водичка»

    Раз, два, три, четыре,

    (Дети садят на корточках, опустив в воду руки.)

    Руки в воду опустили.

    Мы похлопаем в ладошки

    (Хлопают в ладоши под водой.)

    И побрызгаем немножко.

    (Легко загребают воду ладошками.)

    Из ладошки да в ладошку

    (Переливают воду из ладошки в ладошку.)

    Льются капельки-горошки.

    После игры экскурсия продолжается. Педагог вновь приглашает детей на тенистую лужайку, где они удобно устраиваются на ковриках.

    Педагог. Кого вы видели в траве и на цветах, когда рассматривали их?

    Дети. Мы видели насекомых.

    Педагог. Каких?

    Дети. Бабочек, стрекоз, кузнечика, божью коровку, муравьев.

    Педагог. Послушайте, как громко стрекочут кузнечики. О чем говорит такое громкое стрекотание?

    Дети. Если кузнечики громко стрекочут, то дождя не будет.

    Педагог. Какие еще насекомые предсказывают дождь?

    Дети. Дождь предсказывают бабочки. Они исчезают перед дождем, прячутся в укромные сухие места и сидят там, сложив крылышки, пока не пройдет дождь. Прячутся в муравейнике перед дождем и муравьи.

    Педагог. Что вы знаете об этих насекомых?

    Дети. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредителей растений. Разорять муравейники нельзя.

    Педагог. Верно. Молодцы! Вы многое знаете и помните о жизни насекомых. А теперь послушайте пение птиц и сравните его с пением, которое мы слышали весной. Сделайте вывод.

    Дети. Птицы поют, но уже не так активно, как весной, потому что у многих из них уже появились птенцы и птицы кормят и растят их.

    Педагог. Что вы знаете о жизни птиц летом?

    Дети. Ласточки прилетают к нам только на лето. Причем прилетают они последними, а улетают первыми. Питаются они только насекомыми. За лето одна ласточка съедает около миллиона насекомых. А если сложить в одну линию насекомых, которых съедает за лето стриж, то она растянется на один километр. В конце лета, перед отлетом в теплые края, все птицы линяют, меняют старые, поизносившиеся перья на новые.

    Педагог. Голоса каких птиц вы услышали и узнали?

    Дети перечисляют названия птиц, которых они узнали. Если есть возможность, педагог организует наблюдение за одной из птиц. Дети рассматривают и описывают ее. По возвращении в детский сад можно нарисовать эту птицу с детьми или сделать коллективную аппликацию.

    Педагог. А что вы знаете о жизни диких животных летом?

    1-й ребенок. У белки уже подросли бельчата, которые родились ранней весной. В начале лета они начинают выбегать из гнезда, прыгать по веткам деревьев, лакомиться ягодами и грибами.

    2-й ребенок. В жаркую погоду белка прячется в дупле, а полакомиться ягодами и грибами выходит только утром или вечером.

    3-й ребенок. У ежа в начале лета появляются ежата. Сначала иголки у них мягкие и светлые, но ко времени выхода из гнезда они темнеют и становятся крепкими и колючими.

    4-й ребенок. Лисица начинает выводить на охоту своих подросших лисят. Сначала она показывает им, как нужно ловить бабочек и жучков, потом приносит живого мышонка и пускает между лисятами, а они его ловят. Лисица учит своих детенышей быть осторожными, слушать, не бежит ли собака, не идет ли человек.

    Педагог. Вы очень интересно рассказали о жизни диких животных летом. Я вами горжусь! А теперь давайте поиграем.

    Игра «Волк и зайки»

    На лесной лужайке

    Веселятся зайки,

    В травке кувыркаются,

    (Дети-«зайки» свободно двигаются по полянке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.)

    Прыгают, толкаются.

    Вдруг из чащи вышел волк,

    (В центр полянки выходит ребенок- «волк».)

    Он в зайчатах знает толк.

    Разбегайтесь кто куда,

    (На слово «беда» «волк» бросается ловить «заек».)

    Не случилась бы беда!

    (Они убегают за линию в дальнем конце полянки.)

    Педагог. Вот и заканчивается наша экскурсия. Вспомните, какие признаки лета мы с вами сегодня наблюдали.

    Дети. На улице жарко. Ярко светит и греет солнце. Вода в водоемах согрелась и стала очень теплой. Уже можно купаться. Деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве цветут ромашки, колокольчики, лютики, кашка. В траве много насекомых: бабочек, жуков, стрекоз, муравьев. Слышно пение птиц, но они поют уже не так много, как пели ранней весной, потому что они выкармливают птенцов. У диких животных подросли детеныши.

    Педагог. Отлично. Вы очень хорошо рассказали о признаках лета. Когда лето закончится, вы пойдете в школу, и ваши знания там очень пригодятся.

    Дети и педагог возвращаются в детский сад.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий летнего спортивного праздника «Лето – веселая пора!» для детей подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Сценарий летнего спортивного праздника «Лето – веселая пора!» для детей подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий....

    Сценарий праздника " Осень в гости к нам пришла" для детей подготовительной к школе группе

    Сценарий праздника будет интересен педагогам дошкольных учреждений  в предверии осенних утренников. Ребят ожидают необычные приключения, сказочные герои и, конечно, же встреча с красавицей ...

    Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

    Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...

    Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы

    Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета)....

    Спортивный досуг "Экскурсия в фитнес клуб" для детей подготовительной к школе группы

    Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой, развивать умения творчески использовать свой двигательный опыт в условиях  эмоционального общения со сверстниками....

    Сценарий литературного вечера, посвященного 150-летию со дня рождения Максима Горького для детей подготовительной к школе группы.

    Развивать интерес детей к художественной литературе;обобщить представления детей о творчестве писателя Максима Горького....