Конспект НОД в старшей группе "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_zimniy_les.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

   

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития

воспитанников №4» с. Падинское

           

Воспитатель Лелекина Татьяна Сергеевна

Цель: Познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей.

Задачи:

Образовательные:  Расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой; формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Формировать умение   распознавать следы зверей.

Развивающие: Развивать мышление, речь. Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей. Развивать навык обобщения, анализа, сравнения.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Здоровьесберегающие:

Обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия.

Своевременная смена статического положения детей.

Использование  упражнения для снятия напряжения,  гимнастика для глаз.

Методы и приемы:

Словесные:  беседа о зиме, загадки, пальчиковая гимнастика  

Практические: аппликация «Кто живет в лесу?»

 Наглядные:  презентация   «Путешествие в зимний лес»,  изображение диких животных для аппликации.

Создание мотивации:

Проблемная ситуация, беседа, показ слайдов.

Постановка цели детьми:

Оказать помощь Снегурочки, работа в группе.

Совместная деятельность педагога с детьми:

Игры со снежинкой, имитационное упражнение  «Мы шагаем по сугробам», игра     «Волшебные превращения»,  динамическая пауза   «Звериная зарядка», экологическая беседа, решение проблем.

Самостоятельная деятельность детей:

Д/и  «Собери целое», отгадывание загадок, аппликация «Кто живет в лесу?»

Рефлексия:

Беседа по итогам прогулки.

Материал и оборудование: ноутбук, презентация «Как наши животные зимуют в лесу», музыка, письмо,  рисунок зимнего леса на ватмане для аппликации зверей, снежинка, корзина с шишками, палочки (белая, оранжевая, коричневая)

Ход занятия:

Звучит музыка

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

 Дети: Зима.

 Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка, слайд № 1)   .

Воспитатель: Какие любимые цвета у зимы?

Дети: Белый, синий, голубой, фиолетовый,  серебряный.

Воспитатель: Какая зима?

Дети:   холодная зима, белая зима, снежная зима, морозная зима, весёлая зима, чудесная зима.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.

Игра со снежинкой.

Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

Воспитатель: Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки  (слайд № 2  -  письмо от Снегурочки)

Ребята, Дед Мороз дал мне задание. Помогите мне узнать, как живут дикие животные зимой.

Воспитатель: О чем попросила Снегурочка?   Поможем ей?

Дети. Да.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в зимний лес.

 Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)

– Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.

Имитационное упражнение  «Мы шагаем по сугробам»  Слайд 3

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)

 По сугробам крутолобым.

 Поднимай повыше ногу,

 Проложи другим дорогу.

 Очень долго мы шагали,

 И в лесу мы оказались.

 (звучит волшебная музыка)  (слайд №3)  

Воспитатель:  Вот мы с вами и в лесу.  Давайте с вами вспомним, кто же живет в лесу.  Я буду вам загадывать загадки  о животных. Слушайте внимательно.

Воспитатель: Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. 
Пышный хвост её краса, 
Это - рыжая ... (лиса)   (Слайд № 4-6).

Воспитатель: Молодцы, правильно лиса. Ребята а, как зимует лиса?

Дети.  Лиса  ловит мышей и зайцев.

Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме? (Зимой шубка у лисы очень теплая, а на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках)

Воспитатель:  Чем питается лиса зимой? (Зайцами, птицами. Главный  лисичкин  корм это мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо.

Воспитатель: Посмотрите на следы лисы. Ее следы ее похожи на цветок.

Воспитатель: Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …

 (Слайд № 7-8).

 Воспитатель:  Правильно волк, а чем же занимается волк зимой?

Дети.  Волк ходит на охоту, иногда даже днем.

Воспитатель: А это волчьи следы.

Воспитатель:  Мчится без оглядки,

                          Лишь сверкают пятки.

                          Мчится что есть духу,

                          Хвост короче уха.

                          Всех зверек пугается

                          Под кустом спасается? (заяц) (Слайд № 9-11)

Воспитатель:  Правильно и эту загадку вы отгадали. Скажите, пожалуйста,  как зимует заяц? Почему заяц меняет окраску на зиму?  Как заяц спасается от врагов?

Чем питается заяц зимой?  (Еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек.   Днем лежит под кустом или в снежной ямке, а ночью добывает себе пищу. У зайца много врагов: сова, орел, ястреб… Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.).

Посмотрите на следы зайца. На какую фигуру похожи следы? (следы похожи на овал). Большие - это задние лапы, а поменьше - передние

Воспитатель:  Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)  
(Слайд №

Воспитатель: Ребята, а как белка зимует и где она живет?

Дети: Белка делает запасы, орехи, грибы зимой достает из дупла.

Воспитатель: А это следы белки. Слайд №

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево - вправо, влево - вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (
поворачивают руку влево и

вправо).
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Воспитатель:  Послушайте следующую загадку:

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)  (Слайд №

Воспитатель:  А как зимуют лоси?  (лоси  не делают запасов и им приходиться тяжело зимой, они раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.) 

Посмотрите на следы лося. Эти  животные имеют острые копыта. Слайд №

Воспитатель:  Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
С пятачком на носу.
Роет землю он в лесу (дикий кабан) (Слайд №  
.

А вы знаете, чем питаются кабаны? (жёлудями, корнями)

Воспитатель: А это следы кабана. Слайд №

Воспитатель .Он  в  берлоге спит  зимой,
Под  большущею  сосной.
А  когда  придёт  весна,
Просыпается  от сна  (медведь)  (Слайд №  

Воспитатель: А это следы медвежьи, потому что они крупнее, видны отпечатки когтей.

Воспитатель: Сердитый недотрога, 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной (еж) (Слайд №  

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо отгадывали загадки.  А сейчас следующее задание. Надо, угадать, чьи это  следы вы видите. Слайд №

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Ваши глазки немного устали, давайте дадим им отдохнуть. Встаньте в ряд и смотрите внимательно на мою снежинку.

 Упражнение для коррекции зрения со снежинками.

Воспитатель: (Держу снежинку высоко, дети водят взглядом).

Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз)
Дети смотрят вверх и вниз
Все на  землю улеглись.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.

Воспитатель: Посмотрите, здесь кто-то потерял конверт, посмотрим что там?

Ребята, а эти картинки рассыпались на части. Давайте соберем их!

(Дети складывают животное  и называют)

Воспитатель: Ребята, а вы  знаете, как  называются домики  лесных животных?
У лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово), у медведя (берлога), у мышки (нора), у ёжика (норка)
 

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. А теперь встаньте в круг. Давайте немного разомнемся.

Динамическая пауза   «Звериная зарядка». Слайд № 
Раз - присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Воспитатель: Мы немного отдохнули. А сейчас следующее задание  «Кто здесь лишний?» Слайд №

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь еще одно задание. Называется оно   «Назови детенышей»  Слайд №

Воспитатель: Дети посмотрите,  есть у меня три волшебные палочки. Когда я махну палочкой и скажу волшебные слова, вы превратитесь в зверюшек. 

Игра « Волшебные превращения» (под музыку) Слайд №

Я взмахну оранжевой палочкой:                                                                                              Вы  ребятки закружитесь, закружитесь, закружитесь,                                                                                                  И в лисичек превратитесь (подражают повадкам лисы мимикой и движениями)

Взмахиваю коричневой  палочкой:                                                                                                А лисята закружились,                                                                                                    

В медвежат  все превратились  (подражают повадкам медведей мимикой и движениями)

Взмахиваю белой  палочкой.                                                                                      

Медвежата  закружились,                                                                                                             В зайчат  все превратились   (подражают повадкам зайца мимикой и движениями)

Зайчата закружились,                                                                                                                         И в детишек превратились

Воспитатель: Мы с вами отдохнули. Слушайте следующее задание  «Что перепутал художник» Слайд №

Воспитатель:  Какие вы молодцы!  И с этим заданием справились. А теперь последнее задание. Надо угадать, чья тень изображена на картине. Слайд № 

Воспитатель. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, но нам пора возвращаться обратно. Давайте  закроем глаза и произнесем волшебные слова «Раз, два, три  -  лес домой нас верни!»

Звучит музыка. Слайд №

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в детском саду. Где мы с вами были?  Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?  Чем она запомнилась?  С какими животными мы с вами встретились?  

Воспитатель: Вот сколько интересного мы  узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу. Давайте подойдем к столу и напишем письмо Снегурочке.

Звучит музыка, дети наклеивают животных.

Воспитатель. Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, похожа на полянку, где мы были?

Что было трудно?

Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе Тема: «Зимний лес»

 Программное содержание:1. Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем ис...

Конспект интегрированного занятия "Прогулка по зимнему лесу" (старшая группа)

Интегрированное занятие с старшей группе для детей с НОДА Воспитатель МДОУд/с «Росинка» г. БалашоваБурдина Татьяна ВасильевнаУчитель-логопедИванова Татьяна ЕвгеньевнаИнструктор по физическо...

конспект физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Зимние забавы"

"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ". КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловк...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику «Зимние забавы»

Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику «Зимние забавы»Интегрированное занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст Тема занятия: «Зимние забавы»Ск...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...