Открытое занятие "Насекомые"
занимательные факты (старшая группа) по теме

Щукина Галина Викторовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_nasekomye.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме "Насекомые" в старшей группе.                                                                             Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)                                                                   Воспитатель  Щукина Галина Викторовна.

Цель:  Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.                                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».                                                                                 Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.                                                                                                                                             Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.                                         ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                                                    Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.                                     РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                                                                                          Развивать зрительную и слуховую память.                                                                                 Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.                                                             Развивать связную речь.                                                                                                                        Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.                                                                                        Развивать образность  речи.                                                                           Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию.                                              Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.                                                    Оборудование: предметные картинки насекомых  ( бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка  гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.  

Ход занятия:                                                                                                                                                                  1.Кинезиологическое упражнение  « Перекрестные шаги».                          Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию

Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

 

2.Организационный момент.                                                                                 Дети садятся на пол, накрытый зеленой тканью, на которой  одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?              Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»                                              

3.Введение в тему.                                                                                      Воспитатель:- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?                                                                                   Воспитатель  читает текст

Однажды над насекомыми

Пронесся злой паук.

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей

И пчелы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знания,

И доброту возьми, и этим шестипалым

Малышкам помоги!

Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный  цветок, который поможет нам.     Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:                                                                                                        - Закройте все глаза и повторяйте за мной: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».  

 4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

1.У нее четыре крыла,                                                                                                            Тело тонкое, словно стрела.                                                                                                  И большие, большие глаза,                                                                                    Называют ее…(стрекоза).                                                                                    Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

2. сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее …(пчела).

Воспитатель:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

3. Он работник настоящий

Очень, очень  работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок  строит дом.  ( муравей)

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

4. Она ярка и красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.  (бабочка)

Воспитатель: - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

5. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки.  (божья коровка)

 Воспитатель: - А в этой загадке,  какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

 -  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) -  А паук – это насекомое?  (нет. У него 8 лапок. )

   -  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют  цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки  опыляют  цветы.)

 - Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

 Молодцы, все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

  5.Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка  ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)  

По сухой дорожке.    

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!   ( дети останавливаются и приседают.)  

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен   (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),    

Обойду я лужи!    

Грязи в дом не принесу   (  дети останавливаются, трясут одной ногой),    

Каждой лапкой потрясу!    (  трясут другой ногой).

И потопаю потом   (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!  

  Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле магнитной доски. На доске расположены картинки.  

 6. Игра  «4 лишний».

Составление предложений  с союзом «потому что».

 Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

-Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

 -Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

-Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

-Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.  

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель: - Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их  по группам.   

 Воспитатель: - По какому признаку  вы разложили бабочек?

 Ребенок объясняет:  -Мы  разложили бабочек по форме.

Воспитатель: - А сейчас попробуйте разложить бабочек на группы, но по – другому. По какому  признаку вы разложили бабочек?

Ребенок: - Мы разложили бабочек по цвету.    

Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек?

 Ответы детей: - По размеру.

Воспитатель: - Разложите бабочек по размеру.    

Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).    

Воспитатель: - Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)  

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

 Воспитатель: -Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.    

 Воспитатель проводит беседу: - Что сначала откладывает бабочка?

Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель: - Кто появляется из яйца?

 Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница.

 Воспитатель: - Что делает гусеница?

Ответы детей: - Она питается листьями и растет.

 Воспитатель: - В кого она превращается?

Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель: - Кто выходит из куколки?

Ответы детей: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

Воспитатель:- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.      

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём.    (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.   (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся,  соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.              (грозят пальцем)      

Стала бабочкой она!     (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)  

  

10. Рассказы детей по цепочке:

 -Бабочка отложила яички на цветке.

-Потом появилась   гусеница.        

 -Гусеница питалась листьями и росла.        

 -Потом гусеница превратилась в куколку.  

-Вот из куколки появляется бабочка.

-У неё мокрые крылья.

-Бабочка сушит крылья на солнышке.

-Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.  

Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым!  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!    

 - Вам понравилось быть насекомыми?

 - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

 - Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!   ​

  12. Релаксация. «Порхание бабочки» 

Воспитатель:- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.  Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...