Познавательно- исследовательский проект "Откуда хлеб пришел"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Курина Светлана

По всему Мы выбрали эту тему потому, что чем больше  дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hleb.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Познавательно-

исследовательский проект

                         

                                          Участники: дети старшего возраста, родители, педагоги-специалисты

                     

Воспитатели: Курина С.В.,

Проект «Откуда хлеб пришел»

Аналитическое обоснование

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, обмолотить зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше  дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Данные проблемы определили цель и задачи инновационного проекта «Откуда хлеб пришел», который проецируется на все образовательные области, структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: формировать  знания последовательности выращивания хлебных злаков, процессе изготовления хлеба, повышение уровня проектировочных умений педагога, формирование профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  1. закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
  2. создать условия для реализации проекта
  3. воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
  4. формировать у детей познавательную активность через совместную образовательную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность воспитанников в режимных моментах
  5. привлечь родителей как непосредственных активных участников проекта
  6. учить сотрудничать, уважать чужой труд.

Замысел   данного  проекта  состоит в том, чтобы изменить традиционное  понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба, представления детей о технологии приготовлении хлеба. Для этого предполагается изменить мировоззрение детей о важности хлеба в жизни каждого человека . Мы хотим воспитать детей любящих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов.

Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Что во главе стола стоит?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Что необходимо чтобы испечь хлеб?

Проблемы (темы) самостоятельного исследования: 

-как хлеб к нам на стол пришел?

Сроки реализации проекта: 04. 09. 2016 год – 24.11.2016 год.

 Предполагаемый результат:

  • понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
  • представления детей о технологии приготовлении хлеба.

Этапы работы над проектом

  • целеполагание
  • разработка проекта
  • выполнение проекта (практический)
  • презентация проекта

Визитка проекта

                                                                                                                    Таблица 1

Образовательное

учреждение

МБДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида «Радуга» Рузаевского муниципального района»

Ответственные

Воспитатели: Курина С.В., Пикайкина В.А.

Участники

Дети старшей группы «Радужка», родители,

педагоги-специалисты.

Тема проекта:

«Откуда хлеб пришел»

Цель:

Формировать  знания последовательности выращивания хлебных злаков, процессе изготовления хлеба.

Задачи проекта:

  1. Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
  2. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
  3. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.

Типология проекта:

Долгосрочный

Фронтальный

Интегративный

Познавательно-исследовательский

Презентация:

Развлечение «Откуда хлеб пришел»; экскурсия с детьми в булочную; в супермаркет.

Замешивание теста и выпечка хлебо-булочных изделий( булочек; пирожков)

Создание коллекции видов зерновых культур (центр экспериментирования)

Реализация проекта

                                                                                                                    Таблица 2

Организация ПРС

Взаимодействие со специалистами ДОУ, социальными структурами

Работа с родителями

1.Подбор книг,

иллюстраций.

2.Внесение хлебных колосьев.

3.Подготовка  презентации «Откуда хлеб пришел».

4.Выставка продуктов детского творчества

Развлечение «Откуда хлеб пришел». Экскурсия в булочную, супермаркет, в пищеблок  детского сада.

1. Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,

составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?».

 2. Пополнение книжного уголка книгами, альбомами, иллюстрациями о хлебе.

3. Помощь в оформлении группы

4. Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах,о  хлебе.

Паутинка к проекту

                                                                                                                    Таблица 3

1. Подвижные игры «Хлеборобы»            2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»; «В пиццерии, в кафе»

1.«Польза хлебобулочных изделий»

1.Д/И «Что сначала, что потом»

2. Командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»

1.Профессия – хлебороб

3. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

1.«Хлеб всему голова»

1.Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик»

2. Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка»

1. «Как хлеб к нам на стол пришел»

2. Посадка озимых, наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы) 

3. ФЭМП. «Посчитаем зерна»

4. Презентация «Откуда хлеб пришел».

1.Оригами «Колос»

2. Рисование с натуры

 «Хлебные колосья»

Модель трех вопросов

                                                                                                                    Таблица 4

Что  знаю?  О хлебе

Что хочу узнать?

Как узнать?

Дарина: «Хлеб продается в магазине»

«Как называются люди, которые выращивают хлеб?»

Спросить у взрослых( у папы, мамы, старших родственников)

Артем: «Из  зерен  делают муку»

«Что надо, чтобы вырастить хлеб?»

Спросить у мамы

Тимур: «Хлеб бывает белый и черный (ржаной)»

«Как готовится тесто?»

 Спросить у бабушки

Султан: «Мама дома печет хлеб в хлебопечке»

«Как растили хлеб раньше?»

Посмотреть познавательную передачу

Ксения: «Пшеница растет на поле»

«Какие еще есть крупы?»

Спросить у родителей

Кира: «У меня тетя работает на пекарне»

«Как пекут хлеб?»

Спросить у мамы, у тети

Егор: «Зерно убирают комбайны»

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Краткое содержание проекта

                                                                                                                    Таблица 5

Этапы проекта

мероприятия

участники

Выбор темы проекта

Старт проекта. Викторина «Откуда хлеб на стол пришел»

 

Дети, воспитатели, родители

 

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

1. «Модель трёх вопросов»

Дети, воспитатели, родители

 2. «Паутинка»

Дети, воспитатели, родители

3. Календарное планирование

Воспитатели, педагоги-специалисты

4. Определение конечного продукта

Дети, воспитатели, родители

Реализация проекта

(непосредственная деятельность  по проекту, поэтапная оценка)

1.Создание предметно-развивающей среды 

Дети, воспитатели, родители, специалисты  ДОУ (музыкальный руководитель, физ. инструктор)

2. Организация деятельности детей

 Дети, воспитатели, родители

3. Организация работы с родителями

Воспитатели

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Выставка детского творчества

Дети, воспитатели ,родители, музыкальный руководитель

Замешивание теста и выпечка хлеба. Развлечение: «Откуда хлеб пришел»

Дети, воспитатели, повар.

Воспитатели, педагоги-специалисты ДОУ.

Результат:

1.Рисунки хлебных колосьев

2. Оригами «Колос»

3.Выпечка из дрожжевого теста

4.Разработка схемы правил поведения с хлебом

5.Посадка озимых

6.Эксурсии

7. Развлечение: «Откуда хлеб пришел»                                                      8.Папка-передвижка на тему: «Хлебный край Мордовии»

                                                                                                                                        Cписок литературы:

  1. Окружающий мир. ФГОС в ДОУ.Вострухина
  2. Комплексные занимательные занятия  Ю.А. Вакуленко
  3. Комплексные занятия в старшей группе Т.М. Бондаренко
  4. Занятия по ИЗО Швайко Г.С., Т.С. Комарова; Колдина
  5. Комплексные занятия по лепке, труду Колдина                            

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ :      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Хлеб"

Проект содержит материалы для проведения занятий по теме "Хлеб", стихи, пословицы, загадки, рекомендации по организации детской самостоятельной деятельности по данной теме....

Познавательно – исследовательский проект "Хлеб - всему голова"

Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об о...

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб-всему голова»

Хлеб - это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.К со...

Познавательно - исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб».

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу...

Конспект занятия познавательного типа «Откуда хлеб пришел?»

Цель: познакомить детей с тем, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе.Задачи.Образовательные:- познакомить с названиями профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: тр...

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришел?"

Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю возникновения хлеба;Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания ...