Познавательно - исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб».
проект (старшая группа)

Бабина Елена Валентиновна

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательная Организация  «Детский сад № 76 г Челябинск

Познавательно - исследовательский проект

«Откуда пришел к нам хлеб».

Выполнила:

 воспитатель старшей группы

 Бабина Елена Валентиновна

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 20.11.17 по 04.12.2017)

Описание: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.

Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.

Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!

В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.

С детских лет необходимо учить  бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы  дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). 

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

1.Проанализировать историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности

4. Развивать творческие способности детей.

5.  Способствовать развитию детской любознательности, расширять кругозор детей.

6. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

7.Познакомить детей с работой хлебного магазина

Предварительная работа:

• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.

• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видеоматериал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков

• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки,  рассказы, сказки, притчи, стихи.

Ожидаемый результат:

• формирование у детей представления о ценности хлеба;

• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• экскурсия;

• опытно – экспериментальная деятельность;

 Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые).

Материалы:

Колосья пшеницы, макаронные изделия, зёрна пшеницы, ржи, мука, мельница, поделки детей своими руками из соленого теста, хлебобулочные изделия (баранки, печенье, пряники, каравай).

Подготовительный этап:

Работа воспитателя:

Работа с родителями:

1.Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова».

Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе, иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды.

2. Создание предметно-развивающей среды в группе: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: «Магазин», «Булочная», «Золушка», «Откуда хлеб пришел», «Разложи блинчики».

 Рисунки и поделки совместно с детьми на тему: «Хлеб».

 Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий.

Основной этап:

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:  

«Как хлеб на стол пришел»;

«О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу» Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел».  (Приложение № 1)

НОД - «Берегите хлеб». (Приложение № 2)

Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»  «А какой он хлеб?»; (Приложение № 4)

Художественная литература: «Золотые серпы» Г. Науменко, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Полюшко поле» С. Романовский, «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров, «Запах земли» Убайд Раджаб, «Как хлеб на стол пришёл» А. И. Мусатов.

С/Р игры : «Магазин», «Булочная». (Приложение  № 3)

Выпечка изделий из муки в домашних условиях.

Познавательное развитие

Экологическая беседа: «Что за чем» (как появляется росток из зерна). (Приложение № 1)

Рассматривание колосков, сравнивание при помощи лупы зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) и  проба разных видов хлеба. Рассматривание книг, альбомов о хлебе.

Экскурсия на кухню (Приложение № 8)

Эксперимент: «Зернышко – мука» (Приложение № 8)

Д/и: «Все по полочкам». (Приложение № 4)

Художественная литература:  Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая». 

Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел», «Золушка», «Разложи блинчик» (Приложение № 4)

Рекомендовать провести с ребенком экскурсию в хлебный магазин. (Приложение № 8)

Речевое

развитие

НОД: «Легкий хлеб» (Приложение № 2)

Художественная литература: «Как хлеб на стол приходит» В. Кожевникова, «Тёплый хлеб» К. Паустовский, «Нынешний хлеб» В. Крупин, «Песня пахаря» А. В. Кольцов, «Колосья» Н. А. Некрасов, «Отцовское поле» В. Крупин, «Кто мелит муку» Е. Пермак. Чтение загадок, пословиц и поговорок о хлебе. (Приложение № 7)

Дидактические игры: «Назови профессию»; «Четвертый лишний»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на ощупь»; «Назови ласково», «Составь рассказ по картинкам», игра со словами, «Слушай внимательно». (Приложение № 4)

Д/и «Что сначала, что потом»,

 «Что нужно для работы хлебороба» (Приложение № 4)

Рекомендовать заучивание пословиц и поговорок о хлебе. 

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская.

Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Лепка из соленого теста. Раскрашивание изготовленных фигурных печенье, раскрасок.

Поделки и рисунки на тему «Хлеб - всему голова».

Физическое развитие

Пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Мы тесто месили». (Приложение № 5)

Подвижные игры «Блинчики» (Приложение № 6)

Подвижные  игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», «Зернышко», «Каравай», «Едим в поле» (Приложение № 6)

Заключительный этап

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Результат

Чаепитие

Рассказ детей как хлеб пришел к нам на стол, сформировали правила обращения с хлебом и правила поведения за столом.

Выставка поделок и рисунков.

Результат: Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали,  как изменился труд людей, выращивающих хлеб с другим временем и по настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным. Дети поняли, что хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки.

Хлеб нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдавать животным, птицам.

Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.

Список используемой литературы:

1. . Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм 

2. Зимина Н.В Шедевры из соленого теста. М.: ООО ТД Издательство «Мир книги» 2009-192 с.:ил.

3.Карандашева Ю.В. Как хлеб на стол попадает // Воспитателям ДОУ 2009, № 4

4.Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

5.Лосева Т.А Хлеб-всему голова// Логопед. 2008 № 5.

6. Чурина Л.С. Украшения и поделки из соленого теста.– М.: АСТ «Полиграф» изд; СПб.: Сова, 2011-32 с.:ил

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

Защитное слово.

Мы выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

Беседа о труде людей, выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд.

В процессе беседы мы познакомили детей с процессом выращивания хлеба. Рассказали о содержании труда людей, обратили внимание на их слаженность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда. Совместно с детьми мы составили технологическую карту процесса выращивания хлеба «Что сначала, что потом». Для обобщения поученных знаний детям была предложена серия картинок «От прошлого к настоящему». При помощи этих картинок дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

Во время беседы нами была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, дождевальная машина, комбайн, сеялка, конвейер.

Так же были проведены дидактические игры, целью которых было закрепить умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом (например, хлеб - хлебушек).

 Проходило чтение и обсуждение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Колосок». Эти произведения помогли обогатить знания дошкольников о ценности хлеба.

Рассматривание репродукций картин

В процессе рассматривания репродукций картин мы продолжали учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого), формировали умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

Следующим этапом нашей работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Что способствовало закреплению знаний о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.

Далее, был проведен конкурс «Угадай по описанию». Дети учились разгадывать загадки, учились анализировать, формулировать суждения и аргументировать свой выбор. На этом этапе работы у детей закреплялись навыки общения друг с другом.

 Была проведена игра-занятие по лепке, на котором ребята проявили умение делать поделки из теста, самостоятельно придумывали форму своего изделия и украшали их. На занятии уделялось внимание тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Хочется отметить, что данная работа доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда.  

Для поддержания интереса к работе по данной теме для детей было организовано чаепитие, на котором они попробовали разнообразные хлебобулочные изделия.

                                                        Приложение № 1

Беседа на тему: «Культура поведения за столом, культура еды»

Ход занятия:

Воспитатель: Нашу с вами беседу я хочу начать, посмотрев фрагмент из мультфильма: «Винни Пух в гостях у Кролика» (просмотр м/ф, фрагмент).

Ребята, как вы думаете, почему мы посмотрели именно этот фрагмент? О чём он? (ответы детей).

Что ещё Винни Пух делал не правильно? (Ответы детей).

О чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (Ответы детей)

Тема нашей беседы: «Культура поведения за столом, культура еды».

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Наши старшие воспитанники изучают в школе предмет: « Истории Древнего Мира», и знают из книги, что тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ножей, ни ложек. Воины, возвращавшиеся из походов, кинжалами отрезали от туши куски мяса. Громко чавкая, сопя, они ели. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.

Сервировка

Дано: скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), стаканы, вилки, ложки цветы.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение: Действие первое: на поверхность стола положить скатерть. Действие второе: если стол к обеду, на мелкую тарелку — поставь глубокую. Ножи положи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки — суповые — положи с правой стороны от тарелки, после ножа. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки — на тарелки. Цветы в вазочке украсят праздничный стол.

Красиво сервированный стол создаёт приятную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.

  Вы, конечно,  умеете пользоваться вилкой и салфеткой, но, между тем, вам часто взрослые делают замечания в связи с нарушениями правил поведения в столовой и за столом.

Например какие?

«Уберите локти со стола!», «Возьмите правильно ложку!», «Доешьте всё, что на тарелке!..» (ответы детей)

Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам? Ну не всё ли равно, как человек ест? Нет, не всё равно. Существуют строгие правила поведения за столом и за едой, они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами за столом.

Ситуации, которые могут возникнуть во время приёма пищи.

  1. Игорь сел за стол, повернулся боком, положив ногу на ногу, взял книгу и стал читать, при этом взял вилку в руки и начал есть.

За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно. Не сиди боком к столу или, положив ногу на ногу – это некрасиво (показывает, как правильно сидеть за столом).

  1. Позвали вас на завтрак, и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит Саша. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

  1. Юра, сел за стол и начал искать в хлебнице самый лучший кусок. Взяв его, откусил большой кусок хлеба. Начал разговаривать.

Из общего блюда, бери, крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь (показывает, как правильно брать хлеб).

А у нас в столовой бывают такие ситуации? Посмотрев со стороны, как это ни красиво, я надеюсь, вы больше так поступать не будите.

Стихотворение:

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей, чаек, не проливая!

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем

У кого ты пищу ел.

Воспитатель: Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть хозяева увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

На этом наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание!

История в древности «Как хлеб на стол пришел»

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника

 Как называются машины, которые убирают зерно, Вы знаете? (ответы детей)

– комбайн. А профессия – комбайнер.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбайну  подъезжает грузовая  машина. Зерно из бункера  шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.

Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Беседа «Что за чем»

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочено

Шел к тебе издалека…

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

 Он пожаловал – пришел.

 В нем  - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

 Потрудились на земле.

С. Погореловский

Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.

Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.

Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега?  Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.

Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.  

Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.

И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

                                                                        Приложение № 2

Конспект  НОД: «Легкий хлеб»

Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.

Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.

Подошел к нему волк, спрашивает:

- Ты что ешь?

Хлеб, - отвечает мужик.

- А вкусный он?

- Страсть, какой вкусный!

- Дай мне попробовать.

- Милости прошу!

Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!

- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….

Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?

Дети: Сказка «Легкий хлеб»

Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?

Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.

Воспитатель: - Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?

Дети: Нет.

Воспитатель: - А почему?

Итог:

Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.

Воспитатель: - Где растет хлеб?

Дети: В поле

Воспитатель: - Как называют людей, которые выращивают хлеб?

ДетиХлеборобы

Воспитатель: - Что делают люди в поле на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.

Воспитатель: - Зачем нужны людям в поле сеялки?

Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.

Воспитатель: - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?

Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.

Воспитатель: - Что за машина помогает убрать хлеб с поля?

Дети: Комбайн.

Воспитатель: - Как называют людей, которые водят эти машины?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: - Куда с полей везут зерно?

Дети: На элеватор.

Воспитатель: - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

Воспитатель: - Что дальше происходит с зерном?

Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.

Воспитатель: - Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)

Воспитатель:- А что дальше?

Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Воспитатель:- А кто печет хлеб?

Дети: Пекари.

Воспитатель:- На большом хлебозаводе станет тестом та мука.

Воспитатель:- Ребята, а как нужно относиться к хлебу?

Дети: - Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.

Воспитатель:- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Конспект НОД «Берегите хлеб»

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе под салфеткой набор хлебобулочных изделий. В гостях у детей кукла Маша.

 Воспитателя: Жила - была девочка, которая не очень хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорит: "Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд". А капризная девочка отвечает: "Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!"

Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросить. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушел из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось тоже самое. Подошла она к маме и спрашивает: "Мама, почему нет хлеба? Почему он ушел от меня?"

Вопрос детям:

- Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (ответы детей)

  Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:

Мальчик, Ногою пинающий хлеб,

Мальчик, Голодных не знающий лет,

Помни, Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,За хлеб воевали

Не для того,Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас?  (Хлеб – это жизнь, а не просто еда

- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что  хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу?  (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не играй с хлебом.

Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

                                                                        Приложение № 3

Сюжетно-ролевые игры

Игра «Магазин»

Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Задачи: приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия);

- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).

Ход игры:

- Куда везут хлеб, когда его испекли?

- Кто работает в магазине?

- Кто будет продавцом?

- Что делает продавец?

- Что надо для работы продавцу?

- Подготовьте магазин к открытию.

Игра «Булочная»

Цель: познакомить детей с трудом работников пекарни, формировать умение объединяться для игры, действовать в соответствии с выбранной ролью, развивать мелкую моторику, уважение к труду людей.

Задачи: Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Ход игры: Все встают в круг (это пирог или торт или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.

                                                                                Приложение № 4

Дидактически игры

«Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки

«А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

"Золушка"

Цели:

-развитие мелкой моторики;

-учить различать крупы;

-учить различать цвета.

Для хранения круп используем небольшие пластиковые контейнеры с крышкой. В них мы положили рис и гречу, горох желтый и зеленый, фасоль белую и красную, макароны двух цветов. Также необходимо взять два пустых контейнера, размера чуть поменьше: в них мы разбираем крупы.

Ход игры: Разобрать все крупы по ячейкам.

«Откуда берется хлеб»

Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

 «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.  

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

«Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.  

«Все по полочкам»

Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон?

Цель: Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

«Откуда хлеб пришел?»

Поиск соответствующего понятия

Где хлеб купили? — ... (В магазине.)

А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)

Из чего? — ... (Из муки.)

Из чего мука? — ... (Из зерна.)

Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)

«Что сначала, что потом? »

На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты.

Задача: Дети должны сказать, что было до и после.

Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки – зёрнышко, комбайн, хлебозавод).

Рассказ по картинкам

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.  

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.  

«Слушай внимательно»

Задача: Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!

Игра со словами

- А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.

• ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА

• ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ

• ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС

• ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

«Что — сначала, что — потом».

 Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

«Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.  

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.    

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.  

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

«Назови ласково».

Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.

 Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

 Калач - … (калачик);

 Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

 Бублик - …(бубличек);

                                                                        Приложение № 5

Пальчиковые игры

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

«Каша в поле росла»

Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

                                                                        Приложение № 6

Подвижные игры

«Мы посеяли зерно».

 Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.

Весной давно Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)

Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем вверх)

Скоро будут колоски (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)

А придет пора выйдут в поле трактора (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)

Уберем урожай (наклоны, имитируем сбор колосьев)

 Испечем каравай (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)

На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)

В яму заехали Горки объехали.  И на поле приехали!

«Блинчики»

В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами ладоней)

Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)

Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём)

Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)

Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)

В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)

И оладышки печём! (хлопаем в ладоши)

Блинчик – папе! 
Блинчик – маме! 
Блинчик – бабушке Наталье! 
Блинчик – дедушке Кузьме! 
А последний блинчик – мне!
 (загибаем пальчики на одной руке на каждую строчку)

« Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий — Царь.

 Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

«Зернышко».

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал и росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся.

Каравай

Цель игры: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, кто произносит громко, правильно все слова».

Слова: Как на Ванин день рожденья, Испекли мы каравай.

Вот такой... Вот такой... Вот такой... Вот такой...

— Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай!

                                                                        Приложение № 7

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. 

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

-Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют!

Поговорки о хлебе.

•Хлеб да вода – богатырская еда.

• Хлеб батюшка, водица матушка.

• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.

• Худ обед, коли хлеба нет.

• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

• Пот на спине – так и хлеб на столе.

 Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Мнут и катают,

В печи закаляют.

Потом за столом,

Режут ножом. (Хлеб)

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом, 
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят
.(Пирог)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают
?(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
. (Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки? (Лапша)

                                                                        Приложение № 8

Экскурсия на кухню

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Задача. Показать детям, как повара готовят булочки

Экскурсия в хлебный магазин

Цели и задачи: Формирования бережного отношения к продуктам человеческого труда, знакомство с профессией продавца, продолжаем формировать знания по хлебобулочным продуктам.

Эксперимент: «Вершки-корешки»

Цель: показать, как можно получить муку в домашних условиях и поучаствовать в процессе превращения зерна в муку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Откуда хлеб пришел"

По всему миру ни один приём пищи не обходится без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь проходит хлеб, прежде, чем попасть на стол, сколько труда нужно прилож...

Познавательно-исследовательский проект "Откуда хлеб пришел?"

Проект позгавательно-исследовательский, был реализован с ноября 2014 года по март 2015 года. В реализации проекта приняли участие дети подготовительной группы, воспитатели и родители.Воспитатель и авт...

Познавательно- исследовательский проект "Откуда хлеб пришел"

По всему Мы выбрали эту тему потому, что чем больше  дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему ...

Познавательно-исследовательский проект: «Откуда хлеб пришел?»

Цель:  Рассказать детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много людей  разных профессий  трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб.Задачи:-Познакомить детей с процессом выращ...

Познавательно - исследовательский проект «Откуда к нам хлеб пришел».

Познавательно - исследовательский проект«Откуда к нам хлеб пришел»....

Познавательно-исследовательский проект "Откуда хлеб пришёл" с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возрастацелостного представления о хлебе и его значении в жизни человека...