Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Природа – наш дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гладкина Марина Анатольевна

Предлагаем Вам Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Природа – наш дом»
Данный материал служит формированию основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде. Этот материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы. 
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_ekologii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему

«Природа – наш дом»

Составила:  воспитатель Гладкина М. А.

                                                                                                    Д/с № 8 г. Коркино

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе. 
Задачи: 
Обучающая: 
• продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух) 
• учить рассуждать, аргументировать суждения 
• совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать
Развивающая: 
• развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность) 
• развивать общую и мелкую моторику 
Воспитательные: 
• формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе 
• воспитывать экологическую культуру 

Методы и приемы 
• Игровой  Игра: «Собери мусор»; 
Перемещение в лабораторию. 
• Словесный:  Художественное слово;  Рассказ воспитателя. 
• Наглядный:  Слайды природа. 
• Практические:  Эксперимент по очищению почвы; 
Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж». 
Словарная работа: эколог, экобаки. 
Оборудование: 
Слайды, с изображением экологических катастроф, компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, урны плоскостные (красный, желтый, зеленый), плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички) 
Предварительная работа: 
• проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха 
• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля» 
• труд в природе » 
• просмотр документальных фильмов . 

Ход занятия: 
Что за чудо - чудеса! 
Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки) 
Вот ладошка правая, 
Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки) 
И скажу вам, не тая, 
Руки всем нужны, друзья! 
Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях) 
Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки) 
Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки) 
Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки) 

В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда? 

В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют. 
Кто нам помогает содержать дом в чистоте? 
В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме? 
В: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи? 
В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. 

Существует несколько способов очистки почвы: 
Откачивание почвы с помощью насосов. 
Сжигание нефти. 
Разброс сорбентов. 
Промывка почвы. 
Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории? 
не мешать друг другу, работать тихо; 
приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения; 
после проведения опыта все нужно убрать; 
после завершения работы вытирать руки салфеткой. 

В: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? 
В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва? 
В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? 
В: Почему она такая? 
В: Попробуйте шприцем откачать воду . 
И снова пошел дождь. 
Что мы видим? 
В: А что с водой? 
В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. 
(Повторять опыт пока вода не станет светлой.) 
В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось. 
В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое. 
Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно. 
Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы. 

В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. 
Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию? 
В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми. 

Физминутка:

Станем мы деревьями, 
Сильными большими.                                 (Руки на поясе) 
Ноги - это корни,  Их расставим шире,     (Ноги на ширине плеч) 
Чтоб держали дерево,  Падать не давали, (Пальцы в замок) 
Из глубин подземных                                 (Наклоняются, складывают ладони 
Воду доставали.                                            чашечкой) 
Наше тело прочный ствол.                     (Проводят ладонями вдоль тела вниз) 
Он чуть- чуть качается                         (Покачиваются из стороны в сторону) 
И своей верхушкой 
В небо упирается.                        (Поднимают соединенные руки над головой) 
Наши руки-ветви-                              (Раскрывают ладони, пальцы в стороны) 
Крону образуют.                                        (Смыкают пальцы, качают головой) 
Вместе им не страшно,  если ветры дуют. (Качают поднятыми руками) 

В: Как ещё человек загрязняет почву? 
В: Хлам на тропинке, отбросы в реке, 
Сор под деревьями, отходы везде, 
Давайте исправим, чтоб видели все 
Чистота в природе - должна быть везде. 

В: Игра «Собери мусор». 
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор) . 

В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор). 
(Делают выводы) 

В: В природе нет мусора, нету отходов, 
Давайте друзья учится у природы. 
В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор? 
В: В нашем городе есть экологические баки - контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места. 
В больших городах, есть экологические боксы — для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде. 
(Делают выводы) 
В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор? 
В: Вы всегда так поступаете? 

В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни». 
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают) 
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают) 
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают) 
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают) 
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают) 
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают) 
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают) 
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают) 
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают) 
Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух? 
Д: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей. 
В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите? 
Д: Горит свеча. 
В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. 
Д: Нет не может. 
В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? 
Д: Копоть. 
В:Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? 
Д: Черного. 
В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым? 
Д: пожаров, заводских труб. 
В: Как защитить воздух от дыма? 
Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. 
В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? 
Д: Нет. 
В: На какой планете вы хотели бы жить? 
Д: красивой, цветной. 
В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома — пусть все оживет. 
(Звучит музыка) 

Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж». 
В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку. 
Есть одна планета - сад 
В этом космосе холодном. 
Только здесь леса шумят, 
Птиц, скликая перелетных. 
Лишь на ней одной цветут 
Ландыши в траве зеленой, 
И стрекозы только тут 
В речку смотрят удивленно. 
Береги свою планету - 
Ведь другой похожей нету! » 
(Я. Аким) 

В: Ребята, что нового вы узнали? 
дети:• человек загрязняет почву, воздух; 
• природе надо помогать; 
• экологи — защитники природы; 
• мусор нужно выбрасывать в экологические баки; 
• научились очищать почву. 
В: О чем мы говорили? 
В:Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.