Проект "Удивительный мир природы" для детей с задержкой психического развития
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект "Удивительный мир природы" позволит расширить кругозор детей, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_prirody.docx984.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

для детей старшей группы с ЗПР

ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

(летний период)

     Вид  проекта: информационный (практико-ориентированный)

     По содержанию: "Ребёнок и природа".

     Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития, родители воспитанников, воспитатели).

     Образовательные области: «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     Актуальность проблемы:

     В дошкольном возрасте у детей  наблюдается  очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройство мира, жизнь животных и птиц. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций. Ознакомление дошкольников с некоторыми видами живой и неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна. К тому же некоторые явления природы, такие как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по данной теме недостаточно.

     Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая ребёнка в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

     Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (далее ЗПР), мы видим, что они имеют поверхностные представления о живой и  неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР естественнонаучных представлений через экспериментирование с неживой природой (с песком, водой).

     Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о живой и  неживой природе мы использовали проектную деятельность. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная и продуктивная деятельность.

     Важным моментом проекта «Удивительный мир природы» является взаимодействие воспитателя и родителей.

     Проект позволит расширить кругозор детей, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.

     Цель: экологическое образование детей, развитие у дошкольников познавательных способностей  и интереса к живой  и неживой природе.

     Задачи:

- расширить, пополнить и уточнить знания детей о живой и неживой природе;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- обогащать словарь дошкольников;

- совершенствовать познавательные умения;

- способствовать развитию мышления, восприятия, эмоций ребенка.

     Проект «Удивительный мир природы» направлен на решение следующих задач:

     Образовательная область «Познание»: расширение представлений у детей о живой и неживой природе посредством наблюдений и выполнения экспериментальной деятельности.

     Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; развитие умения работать в малых группах.

     Образовательная область «Речевое развитие»: обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков, грамматического строя речи.

     Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение детей к продуктивной деятельности.

     Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики рук.

Предполагаемые результаты:

- дети узнают, как появляются и из чего состоят облака, познакомятся с видами облаков; узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть, выучат цветовой спектр радуги;

- дошкольники знают свойства и качества воды; значение воды в жизни человека и природы, могут составить рассказ о воде;

- изучат строение цветов и условия для их роста;

-знают и называют насекомое божью коровку, имеют представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, ползает);

- изучат особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц;

- знают полезные свойства берёзы, её строение и отличительные признаки;

- имеют представление о свойствах песка, его добыче и применении;

- узнают об использовании ветра человеком;

-воспитанники активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире, у них сформировано бережное отношение к природе 

Проект  включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Разработка стратегии реализации проекта
  • Подбор литературных произведений по тематике проекта
  • Подбор картинного материала по изучаемым темам
  • Подбор презентаций
  • Подбор дидактических игр
  • Составление плана основного этапа
  • Определение цели и задач проектной деятельности.

Основной этап включает в себя:

  • Рассматривание картинного материала
  • Просмотр презентаций
  • Сочинение коллективных сказок
  • Продуктивная деятельность детей
  • Чтение произведений с дальнейшим их анализом
  •  Консультации для родителей
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Экспериментальная деятельность

              Заключительный этап:

  • Выставка продуктивной деятельности детей
  • Изготовление тематических папок с целью дальнейшего закрепления полученных знаний.

                                   Ход основного этапа проекта

Изучению каждой темы отводился один день.

1- День облачка

2 - День дождика

3 - День радуги

4 - День воды

5 - День цветов

6 - День птиц

7 - День песка

8 - День ветра

9 - День берёзки

10 - День божьей коровки

     Появляется солнышко и спрашивает детей о том, что они знают об окружающей природе.
Проблема каждого дня:

- Какие бывают облака?

- Почему идёт дождь?

- Какие цвета в радуге?

- Зачем нужна вода?

- Как устроены цветы?

- Как устроены птицы?

- Что можно сделать из песка?

- Чем полезен ветер?

- Какую пользу приносит берёза?

- Почему божью коровку назвали коровкой?

Формы работы: чтение художественной литературы, познавательные беседы, практические занятия, составление рассказов и сказок, просмотр презентаций, отгадывание загадок, заучивание стихов, подвижные игры, экспериментирование, создание тематических папок, наблюдение, изготовление продуктов детского творчества, дидактические игры.

Тема

Мероприятия

Задачи

День облачка

Просмотр презентации об облаках.

Развитие детской компе-тентности, обогащение словаря. Познакомить с разными видами  облаков.

Рассказ воспитателя о том, как образуются облака.

Игра-соревнование «Кто больше найдёт образов, на которые похожи облака».

Развивать воображение, внимание, образность.

Загадывание загадок о небе и облаках.

Развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»

Развивать воображение, связную речь, творческие проявления личности, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Алябьевой «Облака».

Развивать чувство ритма, темпа, выразительность речи.

Пение песни «Облака, белогривые лошадки».

Развивать певческие умения, воображение, активизировать знания об облаках.

Подвижная игра «Облака и ветер».

Развивать ловкость, быстроту реакции,  ориентировку в пространстве.

Чтение сказки Е. Алябьевой «Как небо собиралось в гости к Земле».

Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память. Формировать интерес к явлениям неживой природы.

Наблюдение за облаками.

Формировать интерес к явлениям неживой природы. Учить определять виды облаков.

Рисование облаков с использованием нетрадиционной техники (целлофановым пакетом).

Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику.

Проведение экспериментов с ватой и водой

Учить детей планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы.

День дождика

Просмотр презентации о дожде.

формировать представле-ние об особенностях летнего и  осеннего дождя (ливневые, кратковремен-ные, тёплые, холодные, затяжные)

Рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях.

Заучивание стихотворения «Дождик» О. Масловой.

Воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом.

Чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча».

Формировать интерес к природному явлению. Совершенствовать осоз-нанное понимание взаимосвязей в природе.

Прослушивание  песни «Дождик» музыка и слова М.М. Еремеевой.

Вызывать положительные эмоции от прослушивания музыкального произве-дения. Развивать чувство ритма и темпа.

Аппликация «Дождик».

Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Пословицы и поговорки о дожде. Заклички про дождь.

Развивать интерес к устному народному творчеству

Викторина «Что мы знаем о дожде?»

Активизировать знания детей о дожде.

День радуги

Просмотр презентации о радуге.

Формировать интерес к явлениям неживой при-роды.

Беседа о радуге.

Чтение стихотворения «Радуга» С. Маршака.

Формировать интерес к природному явлению. Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Закреплять знания о порядке цветов в  радуге. Формировать интерес к природному явлению. Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь к ней.

Дидактическая игра «Здравствуйте – я красный».

Заучивание мнемонической фразы, используемой для запоминания основных цветов радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Рисование «Радуга»

День воды

Просмотр презентации о воде.

Беседа о воде. «Зачем растению вода?» «Если б не было воды?» «Зачем опрыскивать листья?» «Что такое пресная вода?» «Какая в море вода?» «Как помочь речке?» «Где есть вода?» «Кому нужна вода?»

Формирование экологи-ческого сознания, береж-ного отношения к природным ресурсам.

Рассказывание из личного опыта:

«Как я научился плавать» «Как я отдыхал на море».

Развитие связной речи, активизация словаря. Обучать детей рассказывать по памяти.

Чтение стихов о воде.

Формировать. Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память.

Загадывание загадок о воде.

Эксперименты с водой. «Куда делась вода?» «Что поможет сделать воду чистой?» «Вырастет ли семечко?», «Тонет – не тонет».

Познакомить детей со свойствами воды.

Дидактические игры: «Кому нужна вода? «Свет, звук, вода» «Где есть вода?» «Стань другом природы».

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Изготовление плаката «Берегите воду!»

Формирование экологи-ческого сознания, береж-ного отношения к природ-ным ресурсам.

День цветов

Наблюдение за цветами на участке ДОУ.

Ответы на вопросы воспитателя о частях цветка, сравнение по высоте, форме листьев, запаху и т.д.

Учить детей сравнивать цветы по особенностям строения, окраске. Закрепить знания о строении цветка и о пользе которую приносят цветы.

Пластический этюд «Цветок».

Развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Изготовление цветка из цветной бумаги в техники оригами.

Развитие ориентировки на листе бумаге, мелкой моторики.

Чтение стихотворений о цветах.

Формировать умение выделять в стихах строчки, характери-зующие отличительные признаки цветка. Воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом.

Дидактическая игра «Расскажи о цветке».

Формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке, опираясь на схему.

Игра с мячом «Цветочные названия».

Закрепить названия цветов. Развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Познакомит детей с профессией флориста. Формировать представ-ление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты. Формировать умение исполнять роли продавца и покупателя.

Загадывание загадок о цветах.

Активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов. Развивать умение логически мыслить, выделять признаки, делать умозаключения.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов».

Закреплять знания о луговых и садовых цветах. Формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов.

Хоровод «Мы на луг ходили».

Активизировать знания о луговых цветах. Развивать умение выполнять движения в соответствии со словами песни и музыкой.

День птиц

Просмотр презентации о птицах.

Формировать у детей представление о птицах как о живых существах, живущих в разных средах (на земле, на воде), которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья.  Воспитывать поз-навательный интерес, любовь и бережное отношение к птицам.

Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц.

Игры на развитие мелкой моторики: «Птички», «Утка в камыше».

Развивать мелкую  моторику, умение сочетать слово и движение, память.

Подвижные игры: «Журавли», «Вороны», «Летает – не летает».

Развивать физическую силу, воображение, внимание.

Прослушивание голосов птиц в природе.

Воспитывать любовь к птицам, бережное к ним отношение.

Рисование «Воробей».

Закреплять представления о внешнем виде птиц. Развивать изобразитель-ные умения. Чувство композиции, простран-ства. Формировать интерес к живой природе.

День песка

Просмотр презентации о песке.

Формировать интерес к явлениям неживой при-роды.

Беседа о песке.

Эксперименты с песком: опыты с лупой «Свойства песка», «Сухой-мокрый», «Сыпучий-липкий», «Лёгкий-тяжёлый»

Закрепить представление детей о свойствах песка, развить любознатель-ность, наблюдательность.

Дидактические игры: упражнение «Рисование на песке», «Песочные прятки»

Чтение стихотворения М. Ершова «Песочница».

Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. Развивать произ-вольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память.

Игры с мокрым песком «Отпечатки», «Песочные строители», «Узоры на песке», «Кто к нам приходил?», «Куличи», «Песочные замки».

Развитие кинестетических ощущений, воображения. Активизировать речь детей, развить конструк-тивное умение.

Аппликация из песка по шаблону.

Развитие мелкой мото-рики, кинестетических ощущений, воображения.

День ветра

Наблюдение за тем, как ветер приводит в движение вертушки, флажки, султанчики.

Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. Учить определять силу ветра.

Загадывание загадок о ветре.

Развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерныеособенности явления.

Определение наличия и направления ветра по ряби на воде, налитой в таз или ванночку.

Развивать внимание, пространственную ориентировку.

Опыты: подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в ёмкости с водой; побегать с вертушкой; около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги; поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками. Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха.

Развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.

Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о царе Салтане…» «Ветер. Ветер! Ты могуч…», «Ветер по морю гуляет…»

Формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству.

Дидактическое упражнение «Ветер –хорошо или плохо».

Формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, животных, растений. Объяснять свои умозаключения.

Логоритмическое упражнение «Ветер».

Развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание. Закреплять представления о ветре.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Активизировать глагольный словарь.

Подвижная игра «Два ветра».

Развивать физическую силу, воображение, внимание. Активизиро-вать знания о силе ветра. Формировать чувство коллективизма.

Рисование символов, отражающих разную силу ветра.

Развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие».

 Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сос-тавлять сложноподчинен-ные предложения.

Чтение сказки П. Воронько «Сказка про Суховей».

Дать представление о пагубном воздействии суховея (сухого горячего ветра, приносящего засуху) на рост и развитие растений, жизнь живот-ных и людей. Развивать память, произвольное внимание, умение уста-навливать причинно-следственные связи.

День берёзки

Рассматривание берёзы.

Закрепить знания оботличительных особен-ностях березы и о пользе которую она приносит. Вызывать интерес к родной природе.

Чтение рассказов и стихотворений о березе. Т. Шорыгина «Берёза», «Хоровод берёз», «Берёзовый сок», «Моя берёзка». Г. Юнусова «Песня берёзки».

Формировать представ-ление о берёзовой роще. Развивать образное мыш-ление, воображение, речь.

Загадывание загадок о березе.

Развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

Мини-этюд  «Берёзка».

Формировать умение представлять образ берёзки и передавать его выразительной панто-мимикой. Развивать воображение, пластику. Воспитывать интерес к живой природе через вхождение в образ.

Стихотворение с движениями «В Берёзовой роще».

Развивать чувство ритма и темпа, умение соотносить действия со словами текста.

Игра-перевоплощение «Ты маленькое деревце».

Развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение. Формировать экологическое сознание.

Рисование на тему «Берёзовая роща».

Закреплять представления о внешнем виде берёзы. Развивать изобразитель-ные умения. Чувство композиции, простран-ства. Формировать интерес к живой природе.

Хороводная игра «Солнечный хоровод у берёзки».

Активизировать знания о берёзе, её значении. Формировать интерес к природе, развивать песенные навыки.

День божьей коровки

Загадывание загадок о насекомых.

Развивать логическое мышление, доказатель-ную речь,  умение выде-лять характерные призна-ки насекомого.

Заучивание и использование  в играх считалок о божьей коровке.

Развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение, память. Активизировать знания о насекомых.

Заучивание потешек о божьей коровке.

Развивать интерес к устному народному творчеству, жизни насеко-мых, память, выразитель-ность речи.

Просмотр презентации о божьих коровках.

Познакомить детей с разнообразием видов божьих коровок.

Беседа о пользе божьей коровки.

Формирование любви и бережного отношения к природе.

Чтение художественной литературы. Стихотворение Ф. Грубина «Божья коровка».

Формирование любви к природе. Развивать образ-ное мышление, вообра-жение, речь.

Рассматривание в природе божьей коровки.

Формирование любви и бережного отношения к природе.

Изготовление божьей коровки в технике оригами.

Развитие ориентировки на листе бумаге, мелкой моторики.

Настольные игры: «Разрезные картинки – насекомые», пазлы, лото «Насекомые», «Приключения божьей коровки», «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Закончи предложение».

Развитие зрительного внимания, логики, мышления.

Подвижные игры. «Найди свой домик», «Божья коровка», «Вот выходим мы на луг», «Летает – не летает».

Развивать ловкость, быстроту реакции,  ориентировку в пространстве.

Результаты проекта

     В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы дошкольники рассматривали божью коровку, познакомились с особенностями ее внешнего вида, повадками, отмечали ее роль в природе. Воспитанники узнали занимательные факты из жизни птиц,   полезные свойства берёзы, как устроены цветы, почему идёт дождь, зачем и кому нужна вода. Изготовили поделки: оригами "Божья коровка", оригами "Цветок", дождевое облако, рисунки берёзы, радуги, облаков. Это позволило, не покидая территории детского сада, познакомить детей с живой и неживой природой.  

     Итог всего проекта – совместное с детьми и родителями создание лепбуков (тематических папок) по теме дня.

     Тематические папки могут использоваться в дальнейшем как дидактические пособия на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром.

Используемая литература:

1. Алябьева Е. А.  Как организовать работу с детьми летом. – М.: Сфера, 2012

2. Чусовская А. Н.  Лето красное - прекрасное! – М.: Сфера, 2013 г.

3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Волгоград: Учитель, 2014

4.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.  Детское экспериментирование. М.:  Педагогическое общество России, 2003

5 Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России. -2003. 
6. Ковинько Л.В.  Секреты природы – это так интересно.  М.: Линка-Пресс  2004
7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. М.: Союз, 2005 г.

8. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. СПб:  Изд-ва РГПУ им. А.И. Герцена,2008 г.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб: Детство-прессс, 2009 г.

10. Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград: Учитель, 2011 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...