Юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Третьякова Ольга Владимировна


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

 

Цель: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи:

I. Образовательные:

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

II. Развивающие:

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

природы (песок, глина).

2. Развивать чувство времени, творчество в лепке.

3. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности.

Оборудование: фартуки, песок, глина, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

(В руках у вас лопата, ведерко и совок.)

Что вы любите, ребята пересыпать? (песок).

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой (глина)

Воспитатель: Отправляемся за мной в лабораторию.

II. Основная часть.

1. В «лаборатории»

Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.

2. Опыты.

Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель: Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

Дети: Легко.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

Воспитатель: Что это за вещество?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик

и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему это вещество не сыплется?

Дети: Потому что оно тяжелое, вязкое.

Воспитатель: Что это за вещество?

Дети: Это глина.

Воспитатель: Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

глины.

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами исследуем?

Дети: Песок, глину.

Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).

Воспитатель: Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети: Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель: Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель: А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети: Нет!

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель: Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель: Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

Подвижная игра.

Воспитатель: А хотите вы побыть песком, глиной? Превратимся

в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем

двигаться  врассыпную. (Дети ходят врассыпную.)

А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.

Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)

Опыт №3.

Воспитатель: Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).

• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)

• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)

ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Воспитатель: Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая;

Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель: Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети:  Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети: Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети: Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно.

Опыт 5. Что тяжелее песок или камни.

В стакан с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палочкой. Что произошло? (Песок и камни оседает на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов.

 Вывод: камни тяжелее, песчинок опустились на дно баночки раньше.

III. Итог занятия.

Воспитатель: Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

Дети: Песок, глину и камни.

Воспитатель: Песок какой?

Дети: Песок сыпучий, легкий.

Воспитатель: Глина какая?

Дети: Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель: Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины.

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям?

• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

• Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_poznavatelno.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи:

I. Образовательные:

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

II. Развивающие:

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

природы (песок, глина).

2. Развивать чувство времени, творчество в лепке.

3. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности.

Оборудование: фартуки, песок, глина, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, листочки бумаги.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и

возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим

это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.) Будем проводить опыты.

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

(В руках у вас лопата, ведерко и совок.)

Что вы любите, ребята пересыпать? (песок).

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой (глина)

Воспитатель: Отправляемся за мной в лабораторию.

II. Основная часть.

1. В «лаборатории»

Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Начнем наши исследования.

2. Опыты.

Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель: Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? (Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?

Дети: Легко.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.

Воспитатель: Что это за вещество?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно, это песок. А теперь возьмите второй стаканчик

и высыпайте на лист бумаги. Легко ли сыплется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему это вещество не сыплется?

Дети: Потому что оно тяжелое, вязкое.

Воспитатель: Что это за вещество?

Дети: Это глина.

Воспитатель: Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от

глины.

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами исследуем?

Дети: Песок, глину.

Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? (Нужно рассмотреть через лупу).

Воспитатель: Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети: Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель: Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель: А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети: Нет!

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель: Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель: Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

Подвижная игра.

Воспитатель: А хотите вы побыть песком, глиной? Превратимся

в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем

двигаться  врассыпную. (Дети ходят врассыпную.)

А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.

Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)

Опыт №3.

Воспитатель: Как узнать лёгкий песок или тяжелый? (На него можно подуть).

• Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает)

• Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)

ВЫВОД: Песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Воспитатель: Песчинки маленькие, легкие; глина тяжелая, вязкая;

Опыт №4 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель: Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети:  Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель: Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети: Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети: Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно.

Опыт 5. Что тяжелее песок или камни.

В стакан с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палочкой. Что произошло? (Песок и камни оседает на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов.

 Вывод: камни тяжелее, песчинок опустились на дно баночки раньше.

III. Итог занятия. 

Воспитатель: Мы с вами провели опыты. Что мы с вами исследовали?

Дети: Песок, глину и камни.

Воспитатель: Песок какой?

Дети: Песок сыпучий, легкий.

Воспитатель: Глина какая?

Дети: Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель: Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины.

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям?

• Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

• Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...