Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кузнецова Венера Кайюмовна

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе на тему "Невидимка воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka_vozduh.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка

Название

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема

«Невидимка воздух»

Автор: воспитатель СП 10 Кузнецова Венера Кайюмовна

Москва 2016

  1. Организационная форма:

НОД

  1. Реализация образовательных областей: 

 «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

  1. Цель: 

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

  1. Задачи: 

Образовательные:

  • Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.

Развивающие: 

  • Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
  • Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Предварительная работа: 

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях, рассматривание картины художника И. Левитана «Золотая осень», чтение стихотворений об осени, наблюдения за деревьями во время прогулки.

  1. Оборудование и материалы:

Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого ребенка; трубочки для коктейля; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; карточки обозначения свойств воздуха; игрушка Обезьянка; воздушные шары в связке; кубики, губка.

  1. Методы и приёмы:

Беседа, вопросы, продуктивная деятельность, мотивация, художественное слово, музыкальная физкультминутка.

Структура проведения:

    1 часть (вводная)

    Воспитатель: Настроение наше каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается.

То мы злимся, то улыбаемся,

То грустим, то удивляемся,

То бывает, испугаемся, то, бывает, посидим,

Помечтаем, помолчим.

    Воспитатель: Ребята, давайте, сегодня начнем наш день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

    Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите, что нас окружает?

    Дети: Нас окружают различные вещи: мебель, стены, потолок.

    Воспитатель: А что, по вашему, находится между потолком и полом, между стенами – там, где пусто?

    Сейчас я вам загадаю загадку. Если разгадаете, то узнаете что же находится там где пусто:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

    Дети: Воздух

    Воспитатель: Правильно, это воздух.

    2 часть (основная)

    Воспитатель: Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, в воде и даже внутри нас. Воздух нужен нам дышать: дышим мы, дышат цветы и всё живое. И это пока все, что мы знаем о нем. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

    Воспитатель: Дети, вы видите воздух?

    Дети: Нет, мы его не видим.

    Воспитатель: Я его тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «Невидимкой». А почему мы его не видим?

    Дети: Воздух прозрачный, через него все видно.

    Воспитатель: А что еще в нашей группе прозрачное?

    Дети: Окно, стекло, лампочки.

    Воспитатель: А сейчас, давайте, глубоко вдохнем. Что мы вдохнули?

    Дети: воздух.

    Воспитатель: Вдохните еще раз и скажите, какой он на вкус?

    Дети: Воздух безвкусный.

    Воспитатель: Итак, мы можем сделать вывод, что воздух – это удивительное вещество без цвета, без запаха, без вкуса, но жизненно необходимое и людям, и животным, и растениям.

Стук в дверь.

    Обезьяна: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

    Воспитатель: Кто это там кричит (открывает дверь)?

Залетает привязанный на воздушные шары обезьяна.

    Воспитатель: Здравствуй обезьянка! Как ты к нам попала?

    Обезьяна: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас тут интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться?

    Воспитатель: Конечно оставайся. Мы сегодня с ребятами о воздухе говорим.

    Обезьяна: О воздухе? А что такое воздух? Что – то я о нем слышала, но никогда с ним не встречалась. Может, его вовсе нет?

    Воспитатель Погоди обезьянка. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю что он вокруг нас.

    Обезьяна: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

    Воспитатель Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем обезьянке, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

Опыт №1 «Как поймать воздух».

    Воспитатель Ребята, положите мне в пакет кубики и шарики и посмотрим какой у нас пакет станет. Каким стал пакет?

    Дети: Пакет стал выпуклым.

    Воспитатель Почему он стал выпуклым? (это кубики и шарики его сделали таким).

    А теперь возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

    Обезьяна: Я уверен, что там ничего нет!

    Воспитатель Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Я подношу пакет к обезьянке).

    Обезьяна: Я его не вижу, но чувствую.

    Воспитатель Молодец обезьянка! Ты сама сделала правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Волшебная губка».

    Воспитатель: А сейчас возьмите губку и рассмотрите ее. В ней есть много отверстий – «дырочек». Дети, как вы думаете, что в этих дырочках? (воздух). Правильно, и мы сейчас в этом убедимся. Опустите губку в воду и сожмите ее. Что вы видите?

    Дети: Из дырочек идут пузырьки. Это выходит воздух.

    Воспитатель: А теперь опустите руки, и мы увидим, как наполняются водой.

Опыт № 3 « Воздух легче воды».

    Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

    Обезьяна: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

    Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

    Воспитатель: Ребята, обезьянка, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

    Воспитатель: Что у меня в руках?

    Дети: воздушный шар

    Воспитатель: Почему он так называется?

    Дети: потому что , его надувают воздухом

    Воспитатель: Молодцы!

    Нам понадобятся весы и два воздушных шара.

    Это весы. С двух сторон я положила шары, один надутый, а другой нет. Что находится внутри надутого шарика?.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а не надутый шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

    Обезьяна: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

    Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

    Обезьяна: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

    Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

    Обезьяна: Он еще и двигаться умеет?

    Воспитатель: Скажи обезьянка, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

    Обезьяна: Меня ветер принес.

    Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

    На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 «Движение воздуха»

    Воспитатель: Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

    Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

    Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

    Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.

Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.

    3 часть (заключительная)

    Обезьяна: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самая умная обезьянка на свете!

    Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

    Обезьяна: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...