"Инновационные технологии изучения курса окружающего мира в период детства"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Горбушина Ольга Геннадьевна

Данный материал полезен педагогам ДОУ в теоретическом аспекте. Подробно описаны технологии по освоению дошкольниками окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_izucheniya_kursa_okr.mira_.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии изучения курса окружающего мира в период детства »                                                                         

        На этапе дошкольного детства важную роль  в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Особое внимание к предметам окружающего мира проявляют трехлетние малыши. Для них интересен сам педагог, его действия с предметами. От того, насколько грамотно и правильно выстроен педагогический процесс ознакомле-ния детей трех - четырех  лет с окружающим миром, зависит, будет ли ребенок с интересом и без затруднений выполнять те или иные задания, игры, предлагаемые ему. В пять-шесть лет ведущим становится познавательный мотив, а к концу дош-кольного возраста, достижения ребенка связаны с освоением мира вещей как пред-метов человеческой культуры. В каждой возрастной  группе реализуются свои цели и задачи по ознакомлению детей с окружающим миром. Курс окружающего мира состоит из трех разделов: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Введение в предметный мир предполагает: ознакомление ребенка с пред-метами как таковыми (названия, назначения, группировка и тд.), восприятие пред-мета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.            В ознакомлении с явлениями  общественной жизни стержневой темой является «Жизнь и труд взрослых» (родная семья, страна, наша армия). В основе ознакомле-ния с миром природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субь-екта природы. Дети познают особенности взаимодействия живого- неживого, они совершают действия, которые условно можно обозначить «Не навреди, помоги».            Целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповтори -мой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социо-культурных условиях. В ДОУ эти технологии помогают знания, умения, навыки сделать средствами развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических), формирования предпосылок учебной деятельности.

  • Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей (А.И.Савенков,  Н.Н.Поддьяков, Н.М.Короткова)

В основе исследовательской деятельности дошкольника лежит исследовательская поисковая активность, которая являясь естественным состоянием, порождает иссле-довательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ре-бенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологичес-кими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятель-ность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюде-ния, опыты, эксперименты, коллекционирование, путешествие по карте, суждения и умозаключения. Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что – то новое.

  • Педагогическая технология экологического образования детей дошкольников

(Н.Ф.Мамедов,  Н.С.Дежникова, Н.Ф.Винокурова)

В основу технологии положена мысль о том, что ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятель-ности, которые формируют психику ребенка. Технология экологического образова-ния дошкольников направлена на комплексное решение задач экологического обра-зования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизацию развивающей предметной среды. Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компо-нента. Целью технологии является реализация интегрированного подхода к экологи-ческому образованию детей дошкольного возраста. Задачи, решаемые в ходе реализации данной технологии: формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире; интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как  системообразующей; развитие творческого подхода к решению конструктивных    

задач; формирование навыков поисково- познавательной деятельности экологичес-кой направленности, активной позиции в познании.

Технология экологического образования основана на интеграции различных видов детской деятельности. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природовед-ческого, природоохранного или экологического содержания, они  помогают детям познакомиться с природными явлениями, процессами. Настольные дидактические игры предполагают использование природных объектов. Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход формирует навыки экологи-чески грамотного и безопасного поведения дошкольника. Основными методами технологии являются поисковые методы (метод поиска информации об объектах и  явлениях, экспериментальная деятельность, логические цепочки, использование схем, алгоритмов, проблемные ситуации).

Технология экологического образования детей дошкольного возраста отвечает запросу современного образования, имеет  интерактивный характер, обеспечивает самостоятельную деятельность ребенка, позволяет ребенку проявить творческий подход.

  • Педагогическая технология программы «Сообщество»

(К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш)

Концепция программы  «Сообщества» - дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом. Дети активно развива-ются, усваивая информацию об окружающем мире в  ходе игр и других видов детс-кой деятельности; обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоцио-нального и когнитивного развития; проходят через закономерные стадии развития, неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Особенность программы – организация совместной образовательной деятельности в центрах активности, предполагает работу в мини - группах, планирование и наблюдение, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов, области познания. В обстановке ориентиро-ванной на ребенка дети: делают выбор, активно играют, используют материалы, которым можно найти больше чем одно применение, работают все вместе и заботят-ся друг о друге, отвечают за свои поступки. Технология программы «Сообщества» стремится обеспечить детям достаточное время для изучения окружающей их обстановки.

  • Технология развивающего обучения (К.Д.Ушинский, В.В.Давыдов)

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного

субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Ребенок субъект своего развития, он полноценны         субъект дея-тельности.

Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка.

Эта цель достигается следующими путями:

создание педагогом проблемной ситуации;

использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;

составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;

создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;

стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;

использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;

оценивание не только конечного результата (правильно - неправильно), но процесса деятельности ребенка;

поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.

Литература

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.-.М.,2001-432с.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ автор-составитель О.В.Толстикова, О.В. Савельева – Екате-ринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014. – 193с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...